«Любой стартап должен быть нацелен на мировой рынок». Что нужно делать казахстанским финтех-проектам для привлечения инвестиций

Нужны инвестиции. В жизни любого стартапа рано или поздно наступает такой момент. Венчурное финансирование – это «топливо», которое помогает технологическому проекту быстрее развиваться и расти. Сегодня построить финтех-компанию с капитализацией в десятки или сотни миллионов долларов без сторонних инвестиций практически нереально.

Однако процесс привлечения инвестиций – не самая простая задача. Решая ее, стартаперы сталкиваются с множеством вопросов. С чего начать фандрайзинг? На чем делать акцент в презентациях, чтобы заинтересовать инвесторов? Искать деньги лучше на местном рынке или попытать счастья за рубежом? И главное, на какие чеки сегодня может рассчитывать стартап из Казахстана на ранних раундах?

Для совместного проекта редакции Digital Business, компании Visa и Национальной платежной корпорации «Salem, FinTech álem!» на эти и другие вопросы ответили венчурный инвестор Мурат Абдрахманов и основатель нескольких финтех-стартапов Асхат Серикбекулы.

Наши спикеры:

Мурат Абдрахманов – венчурный инвестор (41 проект в «портфеле»), предприниматель с 30-летним опытом в бизнесе. В общей сложности инвестировал в стартапы, в том числе в финтех-проекты, уже больше $12 млн.

Мурат Абдрахманов

Асхат Серикбекулы – сооснователь стартапов EZapp (мобильное приложение для управления заказами в дистрибьюторских компаниях) и EZ FACTOR (платформа, с помощью которой дистрибьюторы могут получать финансирование в виде факторинга). До этого работал в финансовой сфере: занимал руководящие позиции в банках и МФО.

Асхат Серикбекулы

Кратко. О чем пойдет речь в видео?

  • При питче стартапа перед инвестором необходимо делать фокус на продукте: как он появился, какие «боли» решает, какая финансовая модель, как вы пришли к product-market fit. Также важно рассказать о показателях и метриках: продажи, темпы роста, сколько стартап генерирует денег с одной операции и т.д. Инвестору важно понимать, какую проблему решает проект, есть ли очевидная ценность у продукта и рабочая ли у вас бизнес-модель.
  • Казахстан – продвинутая страна с точки зрения финтех-проектов. У нас очень развитая регуляторика, высокий уровень интеграции с государственными базами данных. Рынок достаточно конкурентоспособен и активно развивается. Поэтому финтех – одна из самых востребованных ниш в Казахстане среди венчурных инвесторов.
  • Искать стартовый капитал для стартапа легче на местном рынке, где вы способны показать первый трекшен и валидировать бизнес-модель. Затем можно выходить в другие страны. Любой стартап должен быть нацелен на мировой рынок. Правда, стоит учитывать, что на международном рынке денег никто не даст, пока вы не покажете там трекшн. Если стартап нацелен на регион MENA, то перед привлечением инвестиций важно показать результаты в одной из этих стран: найти клиентов, заключить первые сделки, показать работоспособность бизнес-модели. Тогда инвесторы с большой охотой профинансируют проект.
  • Нашим стартапам сегодня сложно за рубежом, так как в Казахстане мало глобальных проектов. Когда вы идете к американским инвесторам за деньгами, при этом не работая в США, получить финансирование практически нереально. Рынок Центральной Азии им не особо интересен – это слишком далеко и непонятно. Зарубежные инвесторы хотят, чтобы стартап работал на крупных рынках: в Европе, MENA или США.
  • Сегодня обычные чеки на pre-seed-раунде в Казахстане – $200-300 тыс., на seed-раунде может быть от 500 тыс. до $1 млн, иногда даже до $2 млн. Все зависит от проекта и метрики.

Видео:

Читайте также: «В ближайшие 3-4 года у нас должен появиться единорог». Основатели казахстанских финтех-стартапов рассказали, как развивают свои проекты на международных рынках

стартаперыраунды инвестицийпривлечение инвестицийвенчурные инвесторыАсхат Серикбекулыстартапы Центральной АзииMENAСтартапы Казахстанаfintechвенчурные инвестицииМурат АбдрахмановСША