Ей всего 17, а она уже запустила стартап. Школьница из Семея помогает людям с нарушением речи справиться с болезнью

Диане Мурзагалиевой 17 лет. В 4 года ей поставили диагноз дизартрия – патологическое состояние, при котором человек не может нормально выговаривать звуки, а его речь становится невнятной. Девушка смогла вылечиться и решила помогать ребятам с похожими заболеваниями. Для начала создала Инклюзивную Академию – волонтерский проект онлайн-наставничества для детей с особенностями развития и онкозаболеваниями, написала сценарий для мультфильма. А затем основала стартап SPEAKUP, который помогает ребятам с нарушениями речи быстрее заговорить.

Диана рассказала Digital Business, как болезнь повлияла на ее детство, почему в идею Инклюзивной Академии никто не верил, и кем она видит себя через 10 лет.

«Нормально заговорить у меня получилось только в 9 лет»

– Родители ждали от меня первого слова, но я молчала. Когда другие ребята моего возраста уже рассказывали стихи и пели песни, моя речь была похожа на детский лепет. Вначале родственники думали, что со временем это пройдет, и никак не реагировали. Но в 4 года врачи поставили диагноз дизартрия. У меня был частичный паралич языка и нижней части лица, как у взрослых после инсульта. Доктора сказали, что это одна из форм ДЦП. Позже появились проблемы с ногами. По мнению медиков, одна из причин моего недуга – плохая экология в Семее, где я росла. Нужно было скорее начинать лечение, но гарантий никто не давал. В родном городе не было нужных специалистов, поэтому родители возили меня в столицу. Лечение шло долго, все детство прошло в больницах. Не обошлось и без буллинга, ведь во дворе меня дразнили из-за непонятной речи. В итоге нормально заговорить получилось только в 9 лет.

Знаю, как это тяжело, когда ты не можешь выразить словами эмоции или банально попросить о помощи. Поэтому давно хотела создать сервис для помощи людям с проблемами речи. Рассказала об этом подругам: Асемай Кауас, Виктории Югай и Анели Мукатовой. Нам пришла идея SPEAKUP – мультяшного робота с искусственным интеллектом, который понимает невнятную речь, может отвечать на вопросы или просто общаться с ребенком. При лечении подобных заболеваний самое главное – продолжать говорить, даже если результат не устраивает. Я занималась у зеркала, а пользователи SPEAKUP могут разговаривать с виртуальным другом.

«Мы сами себе инвесторы: вкладываем в стартап карманные деньги»

– С идеей SPEAKUP подали заявку для участия в программе Technovation Girls. Там поняла, что значит выражение «дружба дружбой, а служба службой». Когда один из участников команды не выполняет свои обязательства, нельзя закрывать на это глаза и ссылаться на ваши хорошие отношения. Если ты лидер, то должен принимать сложные решения во благо проекта.

Фото: ЮНИСЕФ

На программе мы разработали тренажер-прототип приложения и опробовали его на мальчике с ДЦП. Прошли в четвертьфинал и получили много положительных отзывов от судей из разных стран. На этом не остановились и прошли программу АBC INCUBATION. Попали в финал и выиграли 50 000 тенге на развитие проекта.

После этого продолжили разработку приложения: собрали около 50 различных аудиозаписей детей с нарушениями речи разной степени и натренировали ИИ. Что касается привлечения средств, то пока что мы сами себе инвесторы и вкладываем в SPEAKUP карманные деньги. Однако я окончила курсы от Дипломатической школы и надеюсь, буду увереннее чувствовать себя на переговорах с потенциальными спонсорами.

Фото: ЮНИСЕФ

Сейчас готова Android-версия. Также у нас есть конвертер речи в текст и карта с адресами лучших логопедических центров в крупных городах Казахстана. В планах добавить функцию дистанционного логопеда – в регионах нехватка таких специалистов очень ощущается.

В этом году снова подались на программу Technovation Girls и уже прошли в полуфинал. Наша цель – победить. Также хочется развиваться на глобальном уровне и получить статус цифрового общественного блага (DPG).

«Нам говорили, что подростки не смогут обучать таких детей, тем более онлайн»

– Мое самое дорогое детище – Инклюзивная Академия, где я занимаю позицию СЕО. Это международный волонтерский проект онлайн-наставничества для детей с особенностями развития и онкологическими заболеваниями. В основном это ребята из Центральной Азии и СНГ, но мы также помогали детям из Африки. Занятия с ними проводят подростки-волонтеры со всего мира.

Идея проекта возникла случайно. Во время пандемии искала родителей, у которых дети с диагнозами, похожими на мой. Начала заниматься с тремя, постепенно желающих стало больше 1000. Поняла, что инициативу нужно расширять, необходимы еще волонтеры.

В начале было сложно, ведь в проект никто не верил. Говорили, что подростки не смогут обучать таких детей, тем более онлайн. «С ними взрослые не справляются», – слышали мы постоянно. Но я знала, каково это – не иметь друзей, подвергаться буллингу и чувствовать себя чужой. А обучение на дому, как это часто бывает в подобных случаях, еще сильнее изолирует ребят от общества. Поэтому не отказалась от своей мечты по созданию инклюзивной академии. Собрала команду и подалась на конкурс социальных проектов от ЮНИСЕФ. Сначала выиграли национальный отбор, а в 2022 году стали финалистами глобального партнерства Generation Unlimited Youth Challenge.

С начала проекта взяли на наставничество около 3000 детей и привлекли порядка 5000 волонтеров. Сейчас идет шестой поток продолжительностью в 3 месяца. На этот период за каждым преподавателем закрепляют ребенка, которому он помогает социализироваться: обучает иностранным языкам, школьным предметам и просто разговаривает с ним.

У нас в Казахстане делается многое для инклюзии – соответствующие школы, детские сады и центры. Но им нужна и простая человеческая дружба. Наш проект направлен именно на это – помочь детям обрести близкого человека, и не важно, из какой он страны.

«Мечтаю выиграть «Оскар» со своим фильмом»

– В 14 лет написала сказку о детях с инвалидностью и их мечтах. Напечатала 200 экземпляров и стала продавать их, чтобы собрать деньги на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Заработала 400 тысяч тенге и направила их на благотворительность. Хотелось, чтобы мой рассказ не только воспитал в людях бережное отношение к особенным детям и природе, но и спас чью-то жизнь.

Сказка получила много положительных отзывов, а мне захотелось экранизировать ее. Нашла режиссера, и он предложил подать заявку на получение финансирования от Государственного центра поддержки национального кино и Министерства культуры и информации. В итоге наш проект получил грант.

У мультика четыре главных героя, каждый страдает от какого-то недуга. Сценарий немного видоизменила и добавила сюжетную линию о том, как высокие технологии могут помочь таким людям. Картина выйдет в прокат в августе.

Из ближайших планов – развивать стартап, поступить в вуз и помогать детям. Придумывать и реализовывать полезные для общества вещи: не важно, через кино, стартапы или социальные проекты. Недавно проходила тест у профориентолога, и специалист сказала, что мне важнее отдавать, чем брать. Поэтому сейчас важно выбрать ту профессию, которая принесет пользу обществу. Из чего-то более далекого – мечтаю выиграть «Оскар» со своим фильмом.

Через 10 лет наверняка стану умнее и образованнее. Однако очень хочу сохранить свое внутреннее Я, желание помогать людям и менять мир в лучшую сторону. Скорее всего буду волонтером всю жизнь. Ведь только помогая другим, я смогла раскрыть свой потенциал.

Читайте также: От маленького гаража до планов построить собственный завод. Как девушка из Астаны открыла мебельный бизнес

Асемай КауасАнели МукатоваВиктория ЮгайшкольниДиана МурзагалиеваSpeakupИнклюзивная Академияобщественное благопомощь детям с инвалидностьюнарушения речиABC IncubationTechnovation Girls Kazakhstanблаготворительностьсоциальный проектИТ-стартапЮНИСЕФСемейАстана