Инновационный кластер Назарбаев Университета NURIS запустил программы инкубации и акселерации еще в 2018 году. С тех пор они стали по-настоящему известными и популярными в Казахстане и за его пределами. Например, в этом году на участие в инкубаторе подались 117 проектов из Казахстана, ОАЭ, Греции, Канады и Великобритании.
Какие идеи принесли молодые предприниматели, читайте в репортаже Digital Business.
Кто участвовал в NURIS Demo Day?
Как именно устроены программы, Digital Business уже подробно рассказывал в одном из прошлых репортажей с NURIS Demo Day. Вкратце напомним отличия инкубатора и акселератора:
- Инкубатор нужен людям с перспективными бизнес-идеями для стартапов, то есть тем, кто только начинает свой путь в предпринимательстве;
- Бизнес-акселератор ориентирован на стартапы с продажами или как минимум MVP. Его цель — увеличить количество сделок и масштабировать проект.
Читайте также: «Если вы идею не превратите в продукт – это пустая трата времени и денег». Репортаж с NURIS Demo Day 2023
— Наши программы открыты не только для студентов НУ, а для всех желающих. Так мы хотим поддерживать талантливую молодежь страны и дать ей возможности создавать хорошие продукты здесь, а не за рубежом. Кластер создан на базе университета специально, чтобы синергия молодых предпринимателей и наших студентов и экспертов давала хорошие результаты. Здесь сконцентрированы лучшие студенты и талантливая молодежь не только из нашего вуза, — объясняет ценность инкубатора и акселератора директор по развитию инноваций NURIS Абзал Дарибаев. — Результаты такой синергии принесут пользу как молодым талантам, ученым, так и крупным предпринимателям и государству.
Финалисты программ боролись не только за статус, но и за seed-финансирование до 7 миллионов тенге. А из 177 участников (117 заявок в инкубатор + 60 в акселератор), которые прошли отбор в инкубатор и акселератор, до Demo Day дошли лишь 24 проекта:
- AI Pradavan — сервис автоматизации коммуникации с клиентами на базе ИИ;
- Baga — цифровая система автоматизации ритейла;
- Clout — это платформа для создания цифровых резюме с маркетплейсом для блогеров за 5 минут;
- Design me — платформа для поиска готовых решений по дизайну интерьера;
- Hemo-AI — веб-приложение для мгновенной и надежной оценки результатов анализов и симптомов с расшифровкой и рекомендациями на основе ИИ;
- iCan — цифровой планер для централизации задач и оптимизации продуктивности;
- InCare — инклюзивное мобильное приложение для оказания поддержки и социальных услуг людям с ограниченными возможностями;
- Jolym — платформа для карьерного и личностного развития подростков;
- KazAgroTech — инновационный автономный робот для идентификации и точечного распыления гербицидов, а также лазерной CO2 прополки;
- Na-sklade — B2B-платформа по закупке продуктов питания оптом;
- nanoX — аналог кухонной «мультиварки» для исследовательских лабораторий, где необходимые среды для экспериментов создаются быстро, точно и качественно;
- OWAS — умный брокер – инструмент, упрощающий поиск товаров и услуг для авиапредприятий и сокращающий их расходы;
- Plix — B2B платформа для строительных материалов и услуг, обеспечивающая прозрачные сделки между поставщиками и покупателями;
- Qolshatyr — комплексное приложение, предназначенное для обеспечения безопасного передвижения пользователей и повышения уровня их защиты в различных ситуациях;
- Voke — инновационный инструмент для абитуриентов, которые находятся в поиске надежного ментора по поступлению;
- Zanger.ai — юрист-консультант на основе ИИ, обладающий глубокими знаниями в законодательстве РК, с функциями голосового и текстового обмена файлами;
- EdUnity — система планирования ресурсов и управления взаимоотношениями с клиентами для образовательных учреждений;
- Open Education — платформа, продвигающая инновационные подходы в сфере образования для профессионального и личностного развития;
- Pleep — сервис для создания ИИ ассистентов для бизнеса;
- Proforientolog.io — онлайн-сервис профориентации для тех, кто хочет начать карьеру;
- Sparrow — сервис для совместного инвестирования с экспертами фондового рынка;
- TenderTech AI — AI-автоматизация всех циклов поиска, анализа, обработки и подготовки к участию в тендерах;
- Vacante — сервис по поиску работы и подбору персонала в индустрии HoReCa;
- Vbox — сеть автоматизированных микромаркетов c широким ассортиментом напитков и снеков, включая сэндвичи, боулы и ланчи, приготовленные работниками с особыми потребностями.
Проекты оценивало жюри, в состав которого вошли директор по стратегии и инновациям Freedom Telecom, Advisory board White Hill Capital Кемель Айтжанов, инвестиционный директор Quest Ventures Руслан Ракымбай, инвестиционный директор BGlobal Ventures Сакен Мухамеджанов и серийный предприниматель, основатель и СЕО Komunitas99.id Ернар Терликбаев.
«Вместе мы сможем построить мир, где миллионы школьников скажут: «Я уверен в своем будущем»
Одной из тех, кто поразил аудиторию, стала 15-летняя Алуа Шаришева. Школьница развивает профориентационный стартап с использованием генеративного ИИ под названием Jolym, который помогает ее сверстникам находить наиболее интересные направления для учебы и карьерного развития. Digital Business уже рассказывал об истории 10-классницы ранее.
Читайте также: В 15 лет создала ИТ-стартап. История десятиклассницы из Астаны
Алуа: — Мне хочется спросить у всех присутствующих: кто-нибудь когда-либо испытывал страх перед будущим? Вижу много рук. Значит, это чувство знакомо многим.
А теперь представьте подростка, который ко всему прочему испытывает постоянное давление от соцсетей и сравнения себя с другими сверстниками. Эта проблема затронула и меня год назад, когда настало время задумываться над будущей профессией.
Ощущение неопределенности и страха стали моими постоянными спутниками. Я поняла, насколько сложно сделать выбор. И таких, как я, очень много. То есть школьникам действительно не хватает помощи и комплексной поддержки.
Мой проект Jolym способен решить эти боли. С помощью сервиса школьник может заполнить анкету, ответить на несколько вопросов. Затем ИИ анализирует данные — и составляет рекомендации по подходящим направлениям, курсам и внешкольным активностям. А трекер, который тоже подключается к проекту, мотивирует на достижение целей.
У меня уже есть хороший кейс одной из пользовательниц приложения — Алтынай. Она была без мотивации и не уверена в себе. Девушка буквально не знала, с чего начать поиск профессии. Но через Jolym сформировала траекторию развития: сейчас Алтынай ежедневно изучает корейский язык. И, что самое главное, обрела веру в себя.
Jolym предоставляет комплексную поддержку, она не ограничивается теоретическими и диагностическими сессиями. Мы ставим акцент на реализацию планов и целей через конкретные рекомендации.
Наша бизнес-модель подразумевает работу сервиса по подписке в B2C и B2B-продажи. Наш достижимый в ближайшее время рынок — $435 тыс. А команда собрала все необходимые компетенции для развития продукта.
На данный момент мы выявили, что 70% пользователей Jolym заходили в сервис еженедельно. Это показывает уровень удержания и заинтересованности. Наш план — создать полноценное приложение и привлечь 3 тысячи активно платящих пользователей. Для этого нужны инвестиции. Если мы найдем их, то вместе сможем построить мир, где миллионы школьников скажут: «Я уверен в своем будущем».
«Мы хотим $50 тыс на разработку продукта, маркетинг и поддержку инфраструктуры»
16-летний фаундер стартапа Pleep Марк Ингер запомнился жюри и публике Demo Day большим количеством ярких цифр. Например, молодой предприниматель начал питч с факта: при ответе на сообщение клиента в течение 10 секунд есть вероятность в 18%, что бизнес не сможет завести диалог с ним.
Марк: — Если бизнес ответит за 3 минуты, а не за 10 секунд, эта вероятность вырастет до 52%. А если реакция на запрос клиента поступит в течение 12 часов, шанс на диалог сократится на 94%. Малый и средний бизнес обычно отвечает в течение 60 минут — и из-за этого теряет от 40 до 70% потенциальных клиентов и зарабатывает на 40% меньше от возможного, что очень критично для предпринимателей.
Как решить проблему? Например, с помощью внедрения ИИ-ассистентов для бизнеса. С нашей помощью можно создать его за 30 секунд, потом обучить, связать с основными каналами связи. Он будет отвечать людям за 9 секунд и снизит шанс потерять клиента на 60%. Также это — возможность кратно масштабировать свои продажи.
Начали продавать ИИ-ассистента Pleep в мае 2024 года и сделали 7 продаж, один проект находится на пресейле. Заработали 305 тысяч тенге. Средний чек — 32,5 тысячи тенге. CLTV-прогноз — 162,5 тысяч тенге.
Также мы проводили анализ рынка. Считали исходя из количества МСБ. Умножали это число на средний чек в нашем сегменте. Получили $175 млн. И мы верим, что в следующие 2 года сможем охватить $87,5 млн от этой цифры.
Давайте поговорим о конкурентах. У нас их очень много, но Pleep строит экосистему. Мы полностью делегируем процесс создания ассистента клиентам, за счет чего экономим время. Также в функционале присутствует возможность подключения казахского языка и экспорт диалогов в любой удобный канал связи.
Pleep продает ИИ-ассистентов по 3 вариантам подписки: PRO, Business, Enterprise. Выбор зависит от того, сколько запросов получает предприниматель в день.
Мы бежим очень быстро — и к концу года хотим выйти на MRR в $16,4 тыс с помощью 225 привлеченных клиентов. Задача к концу 2025 года — 779 клиентов и MRR в $60 тыс.
Чего мы хотим? $50 тыс., 84,2% из которых уйдет на разработку продукта, а остальное — на продажи, маркетинг и инфраструктуру сервиса.
«80% пациентов после приема гуглят симптомы для сверки с мнением врача»
Основательница медицинского стартапа Hemo-AI Алуа Мусралина смогла привлечь внимание аудитории двумя цифрами: 8 лет и $50 тыс.
Алуа: — Наверное, вам интересно, что это за цифры. Это то время и деньги, которые я потратила, чтобы понять причину своего заболевания. Ее нашел казахстанский врач, хотя до этого не смогли многие специалисты в Казахстане и в Германии. Человек сумел мне помочь, оттолкнувшись от диагностики результатов анализов, а также симптомов.
Я решила создать решение, которое поможет людям быстрее и дешевле определять заболевание. Так появился Hemo-AI — приложение, которое мы разрабатываем с высококвалифицированными врачами. С помощью генеративного ИИ мы оцениваем анализы и симптомы пользователя, даем расшифровку и соответствующие рекомендации.
Hemo-AI способен закрыть сразу 2 проблемы и боли рынка. Первая — это дефицит хороших специалистов. Потому что сейчас от начала поиска до окончательного установления диагноза можно потерять кучу времени и денег. Вторая проблема — ошибки при диагностике. Это важно. Мы сделали опрос среди наших пользователей и выяснили: из 20% людей, которые приезжали на прием к врачу, 80% гуглили информацию после приема, чтобы найти другое мнение и свериться с тем, что говорил врач.
Наш ИИ полностью автоматизирует диагностику анализов и предоставляет качественную расшифровку, а также дает рекомендации.
Hemo-AI предполагает B2C-модель. Сейчас мы разрабатываем персонализированную оценку симптомов и такую же выдачу рекомендаций.
По итогам питчей жюри признало лучшими сразу несколько проектов, которые получили seed-финансирование от NURIS для развития своих стартап-проектов: iCan, Plix, Hemo AI, Open Education, Pleep, Ed Unity.