«Нельзя создать стартап в зоне комфорта». Как прошел первый день EFES KZ Intrapreneurship Hub

Около месяца назад стартовал второй поток EFES KZ Intrapreneurship Hub – корпоративной программы предпринимательства, которая позволяет сотрудникам превратить свою идею в стартап, работая внутри компании. За пару недель организаторы получили 49 заявок, 14 из них дошли до этапа питча и только 8 стали участниками акселерационной программы Discovery Bootcamp, где вместе с менторами «докручивают» наработки и готовятся к финальному выступлению перед инвестиционным комитетом EFES Kazakhstan.

Digital Business посетил Discovery Bootcamp и узнал, что изменилось в программе с прошлого года, какие проекты попали в акселератор и как участники «выходили» из зоны комфорта».

«Было важно, насколько фаундер «горит» идеей и готов тратить время на ее развитие»

Первый поток EFES KZ Intrapreneurship Hub стартовал в прошлом году и продолжается до сих пор. Два проекта-победителя сейчас на этапе коммерциализации. Изначально победить должна была одна команда, однако жюри увидели потенциал и проинвестировали два стартапа. Сейчас ситуация может повториться:

– В этот раз мы еще гибче, – рассказывает директор по маркетингу EFES Kazakhstan Зейнеп Эркан Альп. – В прошлом году ждали, что сотрудники придумают идею, чтобы присоединиться к программе. Сейчас предлагали оставить заявки без идей всем, кто хочет насладиться стартап-средой и развить свои наработки. В течение двух недель ребята посещали различные тренинги, где пытались понять, что вдохновляет их и может дать идею для создания проекта.

Зейнеп Эркан Альп

Во время отбора жюри не ограничивалось идеями, которые в будущем применимы только для бизнеса EFES Kazakhstan. Рассматривали все, что может быть интересным другим компаниям. Главная цель, по словам Зейнеп, сделать проект масштабируемым и развивать дальше:

– Смотрели не только на масштабируемость и потенциал проекта. Еще было важно, насколько человек «горит» идеей, готов вкладываться и тратить время на ее развитие. В этом году заявки более зрелые, ведь люди уже лучше поняли, какой должна быть идея, и что их ждет на программе. Это здорово усложнило отбор.

Тем не менее, жюри удалось определить восемь владельцев идей. Они взяли в свою команду других сотрудников EFES Kazakhstan и стали участниками Discovery Bootcamp.

«Умная» бутылка для подсчета воды в организме

Участниками Discovery Bootcamp стали сотрудники из разных отделов компании и регионов Казахстана. Например, маркетолог EFES Kazakhstan Алексей Сухобаевский прошел в программу с идеей «умной» бутылки, которая считает количество потребляемой жидкости и синхронизируется с мобильным приложением. Парень начал задумываться о здоровом образе жизни и понял, что вода — большая часть этого процесса:

– У нас в офисе каждый купил себе бутылку и наполняет ее. Не знаю, считают ли они количество потребляемой воды, но очевидно, что люди осознают необходимость соблюдения водного баланса в организме. Мне же захотелось объединить заботу о здоровье с технологиями. Так и придумал идею «умной» бутылки, которая не только следит, сколько жидкости выпил человек, но и предлагает разнообразные добавки: энергетики, изотоники и т.д.

Алексей Сухобаевский

В команде Алексея сотрудники из разных отделов компании: супервайзер по эффективности цепочки поставок Михаил Тен и ИТ-стажер из алматинского офиса Бекзат Ашыкбаев. У ребят разный опыт, поэтому в процессе они постоянно обмениваются знаниями и дорабатывают идею:

– Сейчас мы на начальном этапе, скорее всего во время программы отсеем ненужные элементы и оставим только то, что действительно необходимо.

Сервис, который поможет людям сэкономить на продуктах

Несколько раз трансформировалась идея бренд супервайзера EFES Екатерины Тутыниной. Сейчас она, а также супервайзер канала современной розницы Юрий Армпристер и бренд-специалисты Никита Ким и Данияр Шойбеков работают над сервисом, который поможет людям сэкономить на продуктовой корзине.

– Планируем создать приложение, где человек создает список товаров, а сервис показывает, в каком магазине недалеко от его местоположения эти продукты можно купить дешевле, – рассказывает Екатерина.

Екатерина Тутынина с командой

Основные потенциальные клиенты сервиса – люди с доходом ниже среднего:

– Примерно 25% населения живут на сумму менее 300 евро в месяц на всю семью. А результаты опросов показали, что люди со средним и высоким доходом тоже не против сэкономить. Поэтому аудитории, заинтересованной в нашем продукте, должно быть довольно много.

При этом брать деньги за подписку команда не планирует. Сейчас ребята рассматривают возможность коллаборации с FMCG-компаниями (компании, которые продают товары повседневного спроса – прим. Digital Business) для собственного заработка. Например, размещение рекламных баннеров в приложении:

– Также обсуждали вариант построения промо-стратегий для FMCG-компании, потому что там очень много данных. Предполагается, что можно выгружать информацию и сравнивать различные показатели конкурентов. Скорее всего наша идея может еще немного трансформироваться и тогда появятся новые идеи насчет монетизации.

«Легко и безопасно обсуждать идею с друзьями, но другое дело — представить ее клиентам»

Тот факт, что идеи участников за время программы могут измениться, подтверждают партнеры программы из компании CORE Strategy Джейсон Лау и Ясмин Эрен. В прошлом году они тоже были менторами Discovery Bootcamp и помнят, как трансформировались начальные наработки.

Ясмин Эрен

– Все отобранные идеи хороши, но сейчас нет смысла выделять кого-то из них, – делится Ясмин. – Слишком велика вероятность, что на выходе получим нечто другое. Но это не страшно. Куда важнее командный дух. Если ребята усердно работают и учатся, то они смогут адаптироваться к любым изменениям и добиться успеха.

Мы попали в Discovery Bootcamp на моменте интервью с потенциальными клиентами. Участникам необходимо выйти за пределы конференц-зала и провести мини кастдев со случайными прохожими. Время при этом ограничено. Именно этот этап, по словам Джейсон и Ясмин, один из самых стрессовых за время программы:

Джейсон Лау

– Легко и безопасно обсуждать идею с друзьями, но другое дело — представить ее клиентам, которые не скажут то, что ты хочешь услышать, – говорит Джейсон. – Это неудобно. Однако нельзя создать стартап в зоне комфорта.

«Можем перерабатывать все отходы пивопроизводства и повысить имидж компании»

Начальнику отдела пивопроизводства и технологий EFES Kazakhstan Оксане Гадиевой и ее команде пришлось проводить онлайн-опросы, так как целевая аудитория их будущего продукта – фермеры и производители комбикорма. А задача стартапа – на 100% утилизировать отходы от изготовления пива. В прошлом году выиграл проект по сушке барды Vita Group, а Оксана с командой предлагает минимизировать остатки двух оставшихся элементов производства – дрожжей и кизельгура (природный пористый материал, который образовался из водорослей, на пивоварне применяется для фильтрации продукта):

Оксана Гадиева

– Кормовые дрожжи увеличивают содержание протеина в кормах, что особенно важно при выращивании животных на мясо. Также они дают прибавку в ежедневных удоях коров, а их использование в рационе телят позволяет сократить расходы на заменитель цельного молока: усваиваемый белок обеспечивает быстрый рост детеныша,  а витамины способствуют укреплению иммунитета. Также дрожжи повышают яйценоскость кур (число яиц, получаемых за определенный период от сельскохозяйственной птицы – прим. Digital Business)  и способствуют приросту мышечной массы. У кизельгура множество функций: он может стать ингредиентом для корма, является минеральным удобрением для растений и помогает бороться с насекомыми. Если сушить эти элементы, то можно получить сразу несколько бонусов: перерабатывать все отходы пивопроизводства, бороться с проблемами окружающей среды и тем самым повысить имидж компании. И, конечно, получать прибыль с продажи.

Команда Оксаны Гадиевой

Помимо Оксаны над проектом работает технический супервайзер завода Ольга Кудина, сейлз супервайзер Жасулан Замединов и маркетолог Арайлым Игибаева. Сейчас команда рассматривает несколько вариантов развития событий: сушить отходы и сдавать их компаниям по разработке комбикорма, изготавливать сухие дрожжи и кизельгур самостоятельно или же объединиться с победителями прошлого года, совместить линии по сушке отходов и без участия сторонних подрядчиков создавать корма. Результаты интервью показали, что заинтересованные стороны есть в обоих случаях.

«Нам предложили проводить интервью вслепую»

Только что закончила проводить первые мини-интервью Алина Жиенбаева – менеджер по маркетингу EFES Kazakhstan. Ее идея – проект подписной модели доставки пивных боксов с уникальным ассортиментом международных брендов, которые сложно найти в Казахстане. Свою задумку Алина давно обсуждала с коллегами:

– Мы поняли, что в Казахстане пивной рынок как культура развивается слабо. Люди не знают, что такое эль, лагер, IPA, APA и т.д. Только светлое и темное пиво. Однако нам кажется, что в стране есть потребители, которые хотят пробовать что-то новое и готовы покупать необычные напитки за адекватные деньги.

Алина Жиенбаева и Айдана Жумабекова

К тому, что ей нужно подходить к незнакомым людям и задавать вопросы, девушка отнеслась спокойно. Такой формат ей понравился:

– Нам предложили хороший подход к интервью: зайти в него максимально «слепыми» и просто разговаривать с незнакомыми людьми. Перед выходом «в люди» мы записывали основные гипотезы. Менторы сказали, что главная задача – прийти после опросов и что-то изменить в наших конспектах. Они были правы: некоторые предположения подтвердились, а часть придется перерабатывать.

В планах команды создать собственное приложение на базе искусственного интеллекта – за этот блок задач отвечает ИТ-супервайзер Дархан Омаров. С помощью платформы пользователи смогут персонализировать свою подписку, например, исключить из бокса безалкогольные или суперхмелевые напитки. А ИИ будет все это курировать и составлять наиболее подходящие боксы для каждого клиента. Также вместе с Алиной над проектом работают специалист по ивентам и промо-активациям Айдана Жумабекова и специалист по полевым исследованиям Алишер Губайдуллин.

«30% участников прошлогодней программы остались в компании и получили повышение»

Следующий этап программы – питч перед инвестиционным комитетом EFES Kazakhstan. Он пройдет в начале июля, после завершения Discovery Bootcamp и онлайн-сессий с менторами. Три команды-победителя перейдут на трехмесячную инкубацию, где каждой выделят бюджет на дальнейшее развитие идей. Те, кто пройдут дальше, окажутся на полугодовом этапе коммерциализации и получат первые инвестиции в размере $50 тыс. от EFES Kazakhstan для выхода на рынок. Затем команды смогут стать самостоятельным бизнесом и выйти из корпорации через спин-офф либо остаться внутри компании, создав новый внутренний отдел.

При этом, по словам Зейнеп Эркан Альп, компания не боится, что сотрудники могут полностью погрузиться в стартап и покинуть компанию:

– Увольнение – естественный процесс, которого не надо бояться. Однако, как показывает практика, участники прошлогодней программы остались в компании. А 30% из них продвинулись по карьерной лестнице. EFES KZ Intrapreneurship Hub развивает скиллы каждого сотрудника, а, значит, в этом процессе выигрывают обе стороны.

Читайте также: EFES Kazakhstan проинвестировал в свои стартапы корпоративной программы предпринимательства

Данияр ШойбековАрайлым ИгибаеваАйдана ЖумабековаДархан ОмаровАлишер ГубайдуллинЮрий АрмпристерНикита КимМихаил ТенБекзат АшыкбаевЖасулан ЗамединовОльга КудинаАлексей СухобаевскийDiscovery BootcampЕкатерина ТутынинаОксана ГадиеваАлина ЖиенбаеваЯсмин ЭренЗейнеп Эркан АльпДжейсон ЛауVita GroupEFES KZ Intrapreneurship Hubразвитие предпринимательстваСтартапы в КазахстанеEFES KazakhstanEFES