Жумажану Балапанову 17 лет, он учится в MIS (Мюнхенской интернациональной школе). Там познакомился со студентом из Германии Джанни Самвером, с которым потом запустил AgroTech-стартап Astyk-Market. Это B2B-маркетплейс, который помогает фермерам продавать продукцию перерабатывающим предприятиям без посредников. Пока стартаперы в начале пути, но у них уже есть первые клиенты. У ребят амбициозные планы — вывести платформу на объем продаж до $1 млн до конца года, а в будущем захватить весь центральноазиатский рынок. Digital Business узнал у Жумажана, как сервис упрощает продажу продукции фермерам и закупку сырья предприятиям.
«В Казахстане есть маркетплейсы для всего, кроме сельскохозяйственной продукции»
— Astyk-Market появился из моего интереса к агробизнесу и компьютерным наукам. С детства люблю программирование и уже проходил практику в стартапе Alasco (разработка ПО для строительной индустрии) в Мюнхене.
О проблемах сельского хозяйства узнал давно из разговоров в семье. Мои родственники все так или иначе работают в сфере сельского хозяйства. Мой ата Жумахан Балапанов был известным в СССР агрономом, доктором экономических наук. Защитил диссертацию на тему «Экономические основы специализации сельского хозяйства Казахстана».
Почти все, что есть у казахстанцев на дастархане, выращено руками фермеров. Какой же путь преодолевает эта продукция? Рассказываю. Фермер выращивает урожай, затем продает по закупочной цене посреднику, который потом перепродает сырье перерабатывающему предприятию, а те уже доставляют готовую продукцию в торговые точки.
Из-за большого количества посредников между аграриями и перерабатывающими предприятиями цены на готовые сельхозпродукты (молоко, хлеб) выше, чем могли бы быть. Подумал, что в Казахстане есть маркетплейсы практически для всего — для автомобилей, оборудования, одежды. А для сельскохозяйственной продукции — почти нет. В мире торговые площадки для реализации сельскохозяйственной продукции успешно работают, например, Agri Marketplace (основан в Португалии) или eWorldTrade.
Обсудил это с моим другом Джанни Самвером. Он тоже школьник, но у него уже есть опыт работы стажером в Global Founders Capital и специалистом по ИИ в Amazon Web Services. Решил вложить деньги, накопленные во время стажировки в Alasko, и запустить маркетплейс фермерской продукции.
«Убирая из цепочки посредников, уменьшаем цены, исключаем ценовой сговор и давление на фермеров»
Напрямую фермерам тяжело связаться с перерабатывающими компаниями. Бывает, что они взаимодействуют через запросы в региональные отделы Министерства сельского хозяйства, социальные сети, а также ежеквартальные форумы, которые проводятся в Казахстане, России и Узбекистане, но чаще всего через посредников. Рынок хаотичен, и многое работает «по неписаным правилам». Хотим это изменить.
Маркетплейс Astyk-Market убирает из цепочки продаж посредников. Так уменьшаем цены, исключаем ценовой сговор и давление на фермеров. Когда фермеры напрямую продают свою продукцию, то все процессы прозрачны. Покупатели могут выбрать оптимальные для них цены и купить зерно или корм на выгодных условиях.
Например, крупная компания по переработке зерна и производству муки раньше была вынуждена ездить по фермерским хозяйствам, искать партнеров и договариваться с ними о сделках. Теперь же они экономят время и средства, так как могут покупать сырье на нашей платформе.
«Разобраться с маркетплейсом поможет чат-бот с ИИ»
У нас уже есть 7 клиентов, которые готовы закупить товар суммарно на $100 тыс. Это крупные предприятия по переработке сельхозпродукции и производству продуктов питания. Собираемся в перспективе привлечь компании из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
Зарабатываем на комиссиях. С каждой сделки берем 5%. Однако максимальная комиссия — всего $50.
Сейчас мы много ездим по фермерским хозяйствам, объясняем преимущества работы с нами. Многие скептически относятся к стартапу из-за нашего возраста, думают, что мы ничего не понимаем. Сталкиваемся с тем, что фермеры опасаются использовать цифровые инструменты. Собираемся внедрять чат-бот с искусственным интеллектом, который будет помогать с функционалом маркетплейса.
С крупными компаниями находим контакты через персонализированную email-рассылку. Планируем создать автоматизированную систему оповещения клиентов о поступлении новых товаров.
Думаем, что к концу года продадим на Astyk-Market сельхозпродукцию более, чем на $1 млн. Будет легче, если получим инвестиции. Уже есть инвесторы, которые проявляют к нам интерес. Надеемся на их поддержку.
Читайте также: Super-app для фермеров Казахстана. Как стартап Egistic планирует изменить сельское хозяйство страны