Ведение бухгалтерии – задача, с которой сталкиваются все предприниматели. За 10 лет «Бухта» стала одним из самых известных сервисов по бухгалтерии и запустила несколько цифровых продуктов, включая онлайн-выдачу зарплат вместе с Visa. Также компания активно работает в сфере фискальных данных, и через ее онлайн-кассы чеки выдают тысячи предпринимателей.
Как «Бухта» трансформируется в продуктовую ИТ-компанию и зачем ей статус оператора фискальных данных, в интервью Digital Business рассказал ее CEO Асет Нурпеисов.
«Первым проектом для высоконагруженных систем для нас стала касса»
– В Казахстане сервис «Бухта» в первую очередь ассоциируется с услугами онлайн-бухгалтерии, хотя давно ими не ограничивается. Как вы изначально развивались и в какой момент решили выйти на рынок с собственными ИТ-продуктами?
– В 2014 году мы запустили бесплатный сервис по созданию документов, будь то акты выполненных работ, накладные, счет-фактуры и т.д. Ежемесячно им пользуются несколько тысяч человек, особенно ИП и фрилансеры. Чтобы получить нужный документ, достаточно заполнить форму на сайте и внести в нее требующиеся данные. Также предлагали услуги онлайн-бухгалтерии по подписке: за каждым клиентом закреплялся бухгалтер, который составлял необходимые документы и отвечал на вопросы.
Вплоть до 2020 года мы в основном предлагали не технологическое решение, а аутсорсинговое, так как большую часть задач клиентов бухгалтеры выполняли вручную. Наша помощь как сервиса заключалась в создании удобного мессенджера с бухгалтерскими инструментами для предпринимателей и бухгалтеров. В штате работали десятки специалистов, которые обслуживали тысячи МСБ-клиентов. В основном это были компании из сферы услуг с оборотом до 50 млн тенге в год и штатом до 10 человек. Со своей стороны мы также модерировали чаты, проверяя компетентность ответов наших сотрудников и поддерживая высокий уровень качества.
От аутсорса к продуктовым ИТ-решениям мы переходили постепенно, нащупав потребности рынка. Первым проектом стала автоматическая онлайн-касса с обработкой и передачей фискальных данных. Причем как для небольшого бизнеса или ИП, так и высоконагруженных систем. Технологические сервисы ежедневно обрабатывают миллионы запросов и операций, соответственно, обычные железные кассовые решения им не подойдут.
«В продуктах Jusan Business под капотом были наши решения, включая сдачу налоговых отчетов»
– В чем заключаются ваши функции в работе с фискальными данными клиентов?
– В любом бизнесе чек – это документ, подтверждающий оформление сделки и движение денег. Он позволяет фиксировать доходы продавца, от которых будет зависеть размер налогов. Для выдачи чека нужна контрольно-кассовая машина или, как в нашем случае, программная онлайн-касса. Через нее мы присваиваем каждому чеку уникальный код, содержащий ключевую информацию о сделке.
Информацию о чеках мы передаем операторам фискальных данных (ОФД). Ими в Казахстане выступают «Казахтелеком», Transtelecom, Kaspi и еще несколько компаний. В свою очередь ОФД направляет эти данные в комитет госдоходов.
– Как выглядит ваш продукт для разных категорий пользователей?
– Воспользоваться нашей онлайн-кассой можно тремя способами: по API, через веб-интерфейс и в мобильном приложении. Первый вариант нужен крупным компаниям. API ( Application Programming Interface) — набор способов и правил, по которым различные программы общаются между собой и обмениваются данными.
Такой формат предполагает два режима работы – с очередью и без очереди. Причем второй вариант нужен на случай резкого роста продаж. Например, во время акции или черной пятницы. Представьте оператора фискальных данных, через которого за одну минуту пытаются пройти 100 тысяч чеков. Скорее всего он упадет. В режиме очереди нагрузка на систему распределится постепенно, помогая оператору обработать все запросы.
В API-версии присваивание, обработка и отправка фискальных данных в госорганы автоматизирована. Чтобы настроить выдачу чеков по API, в компании потребуется интеграция системы с «Бухтой». В Казахстане пока не так много технологических компаний, которым критично обрабатывать большие объемы чеков. В основном это банки, и некоторые из них прибегают к нашим услугам. Например, в продуктах Jusan Business под капотом были наши решения, включая сдачу налоговых отчетов.
А вот розничному продавцу с предсказуемым объемом продаж подойдет онлайн-касса в мобильном приложении. В ней, как и в веб-версии, предприниматель отправляет чеки ОФД через нашу платформу в интерфейсе.
– Какими силами вы разрабатываете новые продукты и насколько большой у вас ИТ-отдел?
– Вся разработка у нас инхаус: от дизайна до бэкенда. Мы всегда делаем все сами, не прибегая к аутсорсу и аутстафу. У нас сформировался полноценный отдел разработки. В нем больше 10 человек, включая продактов, аналитиков, DevOps-инженеров, ИБ-специалистов и не только.
Сейчас мы на этапе пересмотра всех прежних подходов, чтобы создать решение для предпринимателей, покрывающее 80% их потребностей в работе с клиентами, по учету, приему платежей, расчетам с контрагентами. Оставшиеся 20% – непосредственная работа предпринимателя.
«Мы сможем контролировать отправку фискальных данных клиентов в единой системе»
– Обработка фискальных данных невозможна без взаимодействия с госорганами. Насколько активно они идут вам навстречу?
– Техническим и продуктовым компаниям иногда довольно сложно взаимодействовать с бюрократическим госаппаратом. Но зачастую требования имеют под собой правильную почву защиты персональной информации граждан.
Так, например, чтобы стать оператором фискальных данных, необходимо пройти сертификацию от Комитета по информационной безопасности МЦРИАП, быть сертифицированным по СТ РК ISO/IEC 27001-2015. Кроме того, мы подключены к центру информационной безопасности, который проверяет вашу систему на уязвимости в постоянном режиме. Такие регулярные тестирования гарантируют, что ваш продукт остается всегда безопасным.
– Какие возможности для вас откроет официальный статус оператора фискальных данных?
– На самом деле ничего экстраординарного мы не получим, но зато сможем предоставить нашим пользователям сервис лучшего качества. Регистрируя новую кассу в нашем приложении, предприниматель сначала выбирает ОФД и переходит на его сайт. Там его ждет на самая удобная и быстрая регистрация с компьютера, требующая отдельного договора и синхронизации с кассой.
Мы же хотим предложить более удобный пользовательский путь внутри приложения и увеличить конверсию. Если из тысячи новых касс у нас до финала регистрации доходило 20, то после изменений их количество может вырасти до 600.
Наши текущие пользователи тоже выиграют. Нередки случаи, когда предприниматели не могут сделать или отправить чек из-за сбоев в работе ОФД. Вроде простая вещь, но если ты выдавал чек на миллион тенге, а он выбился дважды, то вместо 30 тысяч налога нужно платить 60, и это серьезно.
Став оператором, мы сможем контролировать отправку фискальных данных клиентов в единой системе, и налоговая будет получать их без задержек.
– В чем главная ценность использования ваших сервисов для текущих клиентов?
– Мы предлагаем быструю обработку бухгалтерских данных в удобном формате. Таким образом помогаем предпринимателям автоматизировать свой бизнес и работать эффективнее. На рынке достаточно игроков с B2B-решениями для бухгалтерии на базе 1С. Мы же создаем собственные сервисы под конкретные задачи вместо громоздких систем.
– В этом году «Бухта» отметит свое десятилетие. Стоит ли ждать релизов новых продуктов и масштабирования на зарубежные рынки?
– Осенью мы планируем представить нашим клиентам новые платежные и финансовые сервисы. Это будут платежи в бюджет, прием платежей от клиентов, выплаты и расчет с контрагентами. Что касается финансов, собираемся запустить кредитование для МСБ.
Также «Бухта» представлена в Кыргызстане, Узбекистане и Азербайджане, где оказываем услуги бухгалтерского аутсорса, как изначально в Казахстане. При этом мы активно изучаем рынки и после обкатки новых продуктов пойдем с ними в соседние страны.
Читайте также: Мобильные переводы в Казахстане: от кого и сколько денег можно принимать