«Касса, которая не сложнее калькулятора». Как стартап re:Kassa упрощает жизнь казахстанским предпринимателям
Казахстанский стартап re:Kassa, предоставляющий сервис бесплатной онлайн-кассы для малого и среднего бизнеса, недавно провел рестайлинг: компания изменила логотип и фирменный стиль и планирует начать большую коммуникативную кампанию, чтобы познакомить казахстанских предпринимателей со своим продуктом.
В интервью Digital Business CMO re:Kassa Марина Бекетаева рассказала, почему казахстанские малые и средние предприниматели все еще покупают традиционные кассовые аппараты и как онлайн-кассы упрощают ведение бизнеса.
Кратко. О чем пойдет речь?
- За счет бесплатного доступа компания получала на 99% органический трафик клиентов. Сейчас в базе более 700 тысяч пользователей онлайн-кассой.
- re:Kassa занимает в Казахстане порядка 35% рынка.
- Казахстанские предприниматели достаточно консервативны, а многие даже не знают, что онлайн-кассы вообще существуют на рынке.
- Недавно re:Kassa обновила логотип и фирменный стиль. И готовит большую коммуникационную кампанию, чтобы рассказать малому бизнесу о своем продукте.
- Разработчики re:Kassa помощи ИИ пишутся все коды — это ускорило разработку в десятки раз. А скоро нейросети будут внедрены и в функционал онлайн-касс.
Как набрать базу пользователей без рекламы
— При выходе на рынок re:Kassa сразу дала предпринимателям бесплатный доступ к онлайн-кассе. Как сработала эта модель привлечения пользователей?
— Получили очень хорошую конверсию: из 100 предпринимателей, пришедших попробовать онлайн-кассу, порядка 90 остаются с нами. Кроме того, это на 99% органический трафик — только в последние пару лет, когда на рынке появились конкуренты, мы стали немного платно продвигать продукт.
Сейчас в нашей базе более 700 тысяч пользователей, из них активных предпринимателей — 400-500 тысяч.
— Почему получилась такая высокая конверсия?
— Когда re:Kassa появилась в Казахстане, мы закрыли важную потребность бизнеса. В тот период налоговая инспекция активно проверяла магазины и рынки по поводу пробития чеков и наличия кассовых аппаратов. И когда предприниматели жаловались, что зарабатывают, условно, 30 тысяч тенге в месяц и не могут купить кассу за 80 тысяч, то инспекторы показывали нашу бесплатную онлайн-кассу. Таким образом получилось, что совпали интересы — и наши, и государственные. И мы смогли дать предпринимателям бесплатное решение, которое помогало ему выполнить обязательства перед государством, а еще давало инструменты для упрощения ведения бизнеса — интеграцию с учетными системами, маркировку товаров и считывание штрих-кодов, подключение к терминалам банков и маркетплейсам.
И сейчас мы не меняем правила: re:Kassa была и всегда будет оставаться бесплатной кассой для бизнеса. Потому что это важная точка входа новых клиентов в продукт. Учредители компании постоянно повторяют, что на первом месте должна быть польза для пользователей, а не монетизация. Это уже стало какой-то внутренней идеологией компании: если сделать полезный продукт, деньги придут сами.
— Какую долю вы занимаете на рынке?
— Если считать от количества предпринимателей в Казахстане, то охватываем 35% рынка. Остальное занимают в основном «железные» кассы, а также другие продукты онлайн-касс. Но среди последних мы лидируем с большим отрывом.
Еще сейчас серьезными игроками становятся банки, которые, развивая продукты для бизнеса, начинают клиентам предлагать и кассовые решения. В том числе бесплатную фискализацию. Кассы уже есть у Kaspi, а за ним обязательно придут в этот сегмент и другие банки.
«Железные» кассы выбирают не только предприниматели старой школы
— Пока ваш основной конкурент — это обычные кассы?
— Да, классическая контрольно-кассовая машина. Как ни странно, люди продолжают пользоваться «железными» кассами. И это выбор не только бабушек или дедушек, но и молодых людей.
— Почему предприниматели их покупают, а не пользуются современными продуктами?
— Недавно провели исследование и выявили, что многие даже не знают, что онлайн-кассы вообще существуют на рынке. И здесь нам в первую очередь интересны предприниматели, которые только начинают бизнес: если им донести информацию о возможностях и выгоде онлайн-касс, то их легче сделать пользователями, так как они еще не купили кассовый аппарат. Поэтому по большей части участники рынка бьются за новых клиентов, у которых стоит выбор между всеми предложениями.
Сегмент тех, у кого уже есть «железная» касса, мы рассматриваем как возможность роста. Но эти предприниматели довольно инертны: для многих из них проблема перейти с одной кассы на другую — ее нужно снять с учета, освоить новый продукт и т.д. И предприниматели часто выбирают по-прежнему платить за «железную» кассу, а не менять свои процессы и попробовать бесплатные онлайн-кассы.
Как рестайлинг поможет быть заметней на рынке
— Почему вы решили провести рестайлинг бренда re:Kassa?
— Недавно обновили логотип и фирменный стиль — их разрабатывала известная студия «Восход». Мы хотели привести визуальное оформление в соответствие с идеологией нашей компании, нам стало тесно в старом фирменном стиле.
Потому что re:Kassa — это переосмысленная касса. Наша идеология в том, чтобы все упрощать, чтобы предпринимательство для каждого человека было простым и доступным.
У нас даже слоган «Представьте: вести бизнес — легко!». Посмотрите на нашу кассу — она выглядит как калькулятор. Мы это специально сделали, чтобы даже ребенку было понятно, как пользоваться онлайн-кассой. Там нет миллиона непонятных кнопок: ввел сумму — и все остальное программа сделает за тебя.
Вот это отразили в рестайлинге: яркими и простыми линиями показываем доступность нашего продукта, что мы готовы идти дальше — расширять спектр услуг, нести еще больше пользы, покорять новые горизонты.
— Будете делать рекламную кампанию с новым образом?
— В 2024 году планируем масштабные коммуникации, и не только в диджитал-среде. Это будет полноценная кампания 360, охватывающая все каналы, — диджитал, наружная реклама, ТВ, радио. Сейчас записываем серию коротких видео, где пошагово расскажем, что такое предпринимательство, налоговая отчетность, учетные системы и как пользоваться кассой. Также сделаем коллаборации с блогерами-предпринимателями, которые уже и так используют наш продукт: они донесут до своей аудитории ценность re:Kassa.
Цель нашей коммуникации — увеличить уровень знания бренда и нашего продукта. Чтобы этого достичь, нужно быть замеченным, поэтому в первую очередь важна правильная визуальная составляющая.
Три потребности казахстанских предпринимателей
— Что нужно типичному предпринимателю, кроме непосредственно функции кассы?
— Для каждого казахстанского предпринимателя важны три вещи:
- Учетная система. Очень часто сначала выбирают ее, а потом уже смотрят онлайн-кассы, которые могут работать вместе с этой системой. Поэтому у нас огромное количество интеграций с наиболее популярными учетными системами, а также открытый API для тех, кто хочет выполнить интеграцию самостоятельно. Сейчас думаем разработать собственную учетную систему, чтобы пользователи могли ее использовать прямо в онлайн-кассе.
- Подключение платежных систем и терминалов. Мы уже умеем работать с некоторыми банками, и это дает большие конкурентные преимущества. Условно, даже продавцы на маркетплейсах могут подключиться к нашей кассе — при продаже товара онлайн сделка сразу фискализируется.
- Налоговая отчетность. Чтобы все операции по кассе автоматически оформлялись в отчеты и отправлялись в инспекцию.
Для примера расскажу, что должны сделать предприниматели, которые работают с обычными кассами: все принятые оплаты через терминал нужно вручную пробить по кассе, потом открыть учетную систему и отметить проданные товары. А в конце месяца — посчитать суммы для налоговой. Нам кажется, что в идеале для предпринимателей все эти действия должны быть автоматизированы, чтобы в конце месяца нужно было лишь нажать кнопку и списать с карты рассчитанные системой налоги.
— Не получится ли так, что со временем ваша онлайн-касса превратится в большой мультифункциональный комплекс, возможности которого будут нужны не всем предпринимателям?
— Я тоже люблю приложения, которые закрывают одну конкретную задачу, но делают это хорошо. Поэтому мы очень медленно и аккуратно что-то добавляем.
И сначала проводим исследование, насколько новый инструмент или функция востребованы у предпринимателей. И только потом разрабатываем и внедряем.
Например, практически 90% бизнесменов пользуются учетными системами, всем нужна интеграция с налоговыми — поэтому мы эти направления и развиваем. А вот маркетинговые инструменты нужны не каждому: значит, если и будем это делать, то позже и в виде отдельного приложения, чтобы не навредить основному продукту.
Касса, с которой можно будет поговорить
— Насколько ИТ-решения, которые вы предлагаете, уникальны?
— Технологически мы очень сильны, у нас хорошее продуктовое преимущество по рынку, так как многие решения не имеют аналогов в Казахстана. Например, если в какой-то другой онлайн-кассе нужно регистрироваться в несколько этапов (в сервисе, в налоговой инспекции, у провайдера ОФД), то мы смогли реализовать бесшовную регистрацию, когда касса все сделает за вас в течение нескольких минут.
Для пользователей наш продукт очень простой, но поверьте, что за этим стоит сложная разработка с технической части. И наши специалисты постоянно придумывают, как предпринимателям упростить жизнь. Но, к сожалению, не все зависит от технологий, для реализации некоторых вещей нужно менять законодательство.
— Применяете ли искусственный интеллект в онлайн-кассах?
— При помощи ИИ пишутся все коды — это ускорило разработку в десятки раз. Что касается внедрения нейросетей в функционал касс, то уже тестируем различные варианты и скоро дадим пользователям их попробовать. Например, мы сейчас тестируем голосовое управление кассой: можно будет просто говорить, на какой товар нужно пробить чек и на какую сумму.
— Какие планы по развитию re:Kassa? Планируете ли выходить с продуктом в другие страны?
— Сейчас движемся в сторону создания экосистемы: строим уже не просто кассу, а инструмент, который закроет казахстанским предпринимателям все реально важные для них потребности.
Что касается географического масштабирования, то это есть в идеях и в желаниях, но проблема в отличии законодательства и финансовых институтов в других странах. Поэтому в ближайшее время сначала реализуем весь потенциал в Казахстане, а потом уже пойдем дальше. Потому что наш продукт действительно классный, и, как минимум, в ближайших странах он точно будет востребован. Думаю, даже в Европе и Америке мы можем с нашей онлайн-кассой серьезно конкурировать.
Читайте также: Тимур Турлов рассказал, зачем инвестировал $85 млн в стартапы