Тимур Турлов рассказал, зачем инвестировал $85 млн в стартапы

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 16.03.2023, 15:05
Тимур Турлов

Тимур Турлов. Фото —instagram.com/timurturlov

Freedom Holding Corp. за все время суммарно потратил более $85 миллионов на инвестиции в стартапы, которые работают преимущественно в потребительском сегменте, заявил основатель и глава холдинга Тимур Турлов.

Он рассказал, по какому принципу отбираются стартапы для инвестирования — компания придерживается классических характеристик, интересующих инвесторов: бизнес-модель, наличие MVP, команда, объем рынка и финансирования, какие проблемы решает стартап и чем он лучше конкурентов. При этом главная движущая сила Freedom Holding Corp. для покупки стартапов – это развитие и обогащение экосистемы командами, технологиями и клиентскими базами.

Мы не покупаем бизнес, мы покупаем слаженную команду людей с набором отношений и клиентов. Поэтому даже после приобретения стартапа ключевая команда остается в нем, и мы продолжаем делать все то же самое, но уже в другой структуре и финансовых условиях. Мы считаем, что если при покупке компании из нее полностью уходят люди, это говорит о полном провале и тотальной ошибке.

Инвестиции и приобретение стартапа – это половина дела. Дальше стоит гораздо более сложная задача. Ведь требуется понять, как интегрировать его в огромную самостоятельную экосистему. Не сломать компанию, которую ты купил, – достаточно непростая задача.

По словам Тимура Турлова, объединение происходит по-разному, но всегда процесс строится на доверии и взаимопонимании между игроками:

У нас есть много кейсов, когда процесс интеграции происходит органично и коммуникации налаживаются очень быстро. Одновременно возникают ситуации, когда мы не понимаем, зачем и как объединяться. Часто бывает, что компании имеют независимый менеджмент и брендинг, с нулевыми интеграциями друг с другом. В этом случае приходится тратить больше времени на взаимодействие и создание доверия. Но прежде чем строить что-то вместе, мы пытаемся познакомиться ближе. И этот период порой может затянуться на несколько лет.

Как правило, единственная синергия, которую легко создать, – это сделать ребрендинг и попытаться добиться маркетингового эффекта. Объявить, что этот стартап теперь является частью холдинга, для получения большего доверия от контрагентов. Но общий брендинг – это самый простой метод. Дальше все становится намного тяжелее.

Глава Freedom Holding Corp. привел несколько примеров, как стартапы были интегрированы в холдинг:

  • Платежная система PayBox преобразована во Freedom Pay и сейчас является независимой частью Freedom Bank. «И с нашей стороны было верным не сталкивать их принудительно и реинтегрировать тотально. Это помогло сохранить цель, мотивацию и свободу в команде. Ведь для людей важно делать то, что они считают верным».
  • Агрегатор для самозанятых Naimi.kz помогает холдингу в построении финансовой системы для этого слоя населения.
  • Интегрированная в экосистему Freedom Holding Corp. облачная система Rekassa стала «гейтом» к малому и среднему бизнесу.
  • Опыт работы Sergek Group в работе с big data позволит холдингу принимать более качественные решения как в области автострахования, так и в области автокредитования.

Тимур Турлов подчеркнул, что инвестирование в стартапы ради зарабатывания денег не является главной целью:

Самое важное в венчурных инвестициях – это целеполагание, зачем ты этим занимаешься. В нашем случае Freedom Holding Corp. не приходит в бизнес как классические инвесторы. Если основная часть венчурных фондов направлена на зарабатывание денег, то для нас это не является ключевой целью. Мы придерживаемся стратегического подхода. Стартапы учат нас чему-то, могут улучшить внутренние процессы, повысить эффективность, помогают добиться новой доли рынка, повысить репутацию, заполучить профессионалов.

Основная причина, почему мы со своей командой тратим столько ресурсов на проекты экосистемы, – это общение с яркими людьми, которые по-другому видят возможности. Благодаря стартапам мы получаем дополнительную личную экспертизу профессионалов – настоящих лидеров своей отрасли. Так что несмотря на стремительное развитие технологий, главным активом компании остается человеческий капитал.