«Одни инвесторы сажают в тюрьму, другие носят передачи и пишут письма». «Богине трейдинга» из Казахстана вынесли приговор
В 2022-м году Digital Business брал интервью у трейдера и основателя C.Invest Дианы Васильевой, которую на пике славы в сообществе называли «богиней трейдинга». Тогда Диана была должна $4 млн клиентам, которым обещала прибыль на торговле криптовалютой, но не сумела выполнить обязательства. Находясь в России, она, как заверяла нас, пыталась работать, чтобы отдать долги, но в итоге была экстрадирована в Казахстан. Чем закончилась история Дианы? Мы решили выяснить.
Судебное разбирательство по делам потерпевших из Алматы завершено (суд по искам из Шымкента еще предстоит). Девушку приговорили к 5 годам лишения свободы и обязали выплатить около $600 тыс. (270 млн тенге) 17 потерпевшим по статье 190 ч.4 п. 2 УК РК «Мошенничество в особо крупном размере». По словам адвоката Васильевой, с которым мы пообщались письменно, из этого срока вычтут время нахождения в следственном изоляторе (1 год и 2 месяца). Также есть возможность обжаловать приговор — Диане как матери 4 детей могут дать отсрочку исполнения наказания. На момент публикации материала решение о подаче апелляции еще не принято.
Когда Диана уже находилась в СИЗО, в Instagram появилась ее новая страница ne.diva.new. Там публикуются письма девушки из-за решетки. Написали сообщение «доверенным лицам», которые это делают, и попросили Диану ответить на ряд вопросов. Ответы получили еще до вынесения приговора.
В период очередного бычьего ралли нам снова кажется важным привлечь внимание к этой истории. Ведь и сейчас миллионы людей вкладывают свои деньги в крипту, часто последние, в надежде разбогатеть, не обладая и базовой информацией о рисках. Особенно при торговле с посредниками.
Также мы готовы предоставить слово пострадавшим от действий C.Invest. Ждем ваши письма на адрес редакции.
Коротко про историю Васильевой
- В крипту попала буднично. Работала торгашом, возила из Китая косметику, таксовала. Когда все заговорили о биткоине, работала обычным менялой на LocalBitcoins. Записалась в стажеры к трейдеру. И начала собственный путь.
- Сначала торговала, увеличивая депозиты знакомых. Они переводили деньги на карту. Людей становилось все больше. Организовали фонд. Были и просадки, и прибыль.
- Когда стало понятно, что бизнес велик по размерам, уверяла Диана, она пыталась легализоваться. Изучала варианты регистрации через МФЦА.
- «Мы брали от людей средства, но не гарантировали никакой доходности. В договоре человек указывал, что деньги не последние, не заемные, что он понимает все риски, что возможна полная потеря средств», — ее цитата.
- «По факту создания и руководства финансовой пирамидой „C.Invest“ на сегодня уголовное дело не возбуждалось. Вместе с тем подразделением финансовой разведки Агентства по финансовому мониторингу проведен анализ деятельности хедж-фонда „С.Invest“ и установлены признаки финансовой пирамиды», — а это уже цитата из пресс-релиза Генеральной прокуратуры.
- В 2021-м начались публикации в прессе. Инвесторы пошли в офис требовать деньги назад. Но их не было. Посыпались угрозы… Девушка уехала из страны.
В августе 2022-го года, говорила нам Диана, уголовное дело в Казахстане, по ее информации, на нее не заводили. «Признаю ошибки и буду возвращать деньги», — обещала она. Назвала сумму в $4 млн.
«Вину в нанесении ущерба, как и сам ущерб, признаю полностью»
— В августе 2022-го года я находилась в Москве. Перед этим расформировала последний офис C.Invest в Санкт-Петербурге. Поняла, что нужно новое направление, потому что в стрессовой ситуации как трейдер я была бессильна. В тренде был так называемый арбитраж (арбитражный трейдинг – это торговая стратегия, цель которой – получение прибыли за счет одновременной покупки актива на одном рынке и его продажи на другом — прим. Digital Business).
Начали вместе с российскими инвесторами его осваивать. Собрали новую команду, открыли мерчант-аккаунты на всех известных биржах, построили финмодель, создающую равновесное распределение нагрузки на капитал. Нам удалось выйти на объем в почти $2 млн, обеспечить ежедневную доходность, а также восстановить процесс возвратов пострадавшим от деятельности C.Invest. За время пребывания в Москве было выплачено более $200 тыс. по долговым обязательствам.
В начале января 2023-го года из меня начали «выбивать долги» лица определенной национальности. Их нанял пострадавший инвестор из Казахстана, видимо, «вдохновленный» моими успехами. «Выбивать долги» физически из меня не стали. Я была на 9-м месяце беременности. Однако устроить круглосуточное сопровождение меня и детей с последующим снятием в банкомате имеющихся в моменте средств, — это у них вышло. Каждый день был адовым.
Одна из таких встреч обернулась схватками, и 21 января я родила своего 4-го ребенка. Давление ни на один день не уменьшалось, начали страдать рабочие процессы, что совпало с тотальными блокировками банковских счетов в РФ. Поэтому сразу по возвращении из роддома решила расставить все точки над i, пока все не развалилось. Сказала: или я работаю спокойно и отдаю долги в порядке публичной очереди, или вообще ничего отдавать не буду, если давление не прекратится. В ответ на этот ультиматум меня вывезли из города, пару раз ударили, а потом спустя сутки поместили в некий «отель», где 5 дней пытались всякими способами добиться от меня денег. Туда заваливались всякие «борцы ММА» (так они представлялись).
(От редакции, здесь и далее − верифицировать полученную от Дианы информацию мы пока не можем. Запросы в правоохранительные органы отправлены).
На 5-е сутки, когда насилие превратилось в физическое, воспользовалась случаем и 12 февраля в 4 утра сбежала оттуда, в чем была. Обратилась в полицию Одинцово. Там выяснилось, что я в розыске. Меня задержали, поместили в СИЗО. Там пробыла полгода, после чего была экстрадирована в Алматы. За 2 месяца прошла 12 тюрем. С октября 2023-го нахожусь в учреждении № 72 г. Алматы. Следствие окончено, теперь я обвиняемая по статье 190 ч. 4 п. 2 УК РК «Мошенничество в особо крупном размере». Вину в нанесении ущерба, как и сам ущерб, признаю полностью. Мои намерения выплатить деньги пострадавшим не изменились. Я показала следствию, сколько уже возвратила и сколько прибыли принесла за годы работы.
«Моя обязанность как должника — быть на виду, не теряться, пока я не погашу задолженности»
Когда открывала Instagram-страницу ne.diva в 2016-м, решила делиться абсолютно всем происходящим с теми, кто на меня подписан. Думаю, именно эта откровенность и стала причиной наращивания аудитории. Хочу продолжать делать это несмотря ни на что. Поэтому завела страницу ne.diva.new. Многие люди черпают вдохновение и силы идти дальше, видя, как обычная женщина справляется в непростой жизненной ситуации. Сейчас мой Instagram как бы говорит: «Эй, парень, посмотри на меня и пойми, что у тебя еще не все так плохо».
Это лирика, а если серьезно, то помимо потерпевших имеются пострадавшие, которые также потеряли деньги, но ждут, верят мне и не предпринимают таких отчаянных попыток надавить на меня. Таких, кстати, большинство. Так что это моя обязанность как должника — быть на виду, не теряться, пока я не погашу задолженности. Хочу, чтобы люди видели, что я делаю, чего мне это стоит и каковы мои цели.
Сейчас веду страницу так: пишу письма, а мои доверенные лица публикуют их на странице, а также отвечают на все сообщения в мессенджерах. Мне отправляют распечатки переписок, комментарии и письма.
Одни инвесторы сажают в тюрьму, другие носят передачи и пишут письма. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Подавляющее большинство сопереживает, выражая это письмами, помощью и просто молчаливым отказом топить меня дальше. Это и пострадавшие инвесторы, и прежние сотрудники из разных команд. Не знаю, осознают ли они, что именно их присутствие и нежелание отвернуться от меня вопреки событиям спасает мою душу от разложения из раза в раз, когда хочется сдаться и опустить руки. Но это так. Раз они в меня все еще верят, просто не имею права их подвести.
«Переход государственного устройства на блокчейн, а не принятие биткоина для расчетов и спекуляций, будет действительно прорывом и новой эпохой»
«Рынок никуда не убежит» — мантра заключенного трейдера. Мне присылают периодически сводки и графики, подумываю даже выдавать снова аналитику. А пока 1 BTC = 1 BTC. Невежество в использовании инструментов, о сущности которых люди лишь туманно догадываются по заголовкам пабликов, — причина всех дампов и пампов и любого, пусть даже устойчивого, но преувеличенного относительно себестоимости майнинга роста цены BTC. Стоимость добычи, электричества и оборудования, имеющееся свободное предложение складываются в цену, не превышающую $35 тыс. Вот и подумайте, когда покупать, а когда продавать.
В целом больших технологических скачков на рынке криптовалют не наблюдаю. Жду с нетерпением перехода майнеров на альтернативные источники энергии: атомная энергетика, а не новые синтетические спекулятивные активы на крипте, существенно повлияет на правила игры с POW-криптой (Proof of Work — механизм консенсуса, применяемый в майнинге криптовалюты — прим. Digital Business).
До сих пор не вижу внятного применения технологии блокчейн. Не об этом мечтал Сатоши. Мне интересна полноценная метавселенная, токенизация и любые виды краудфандинга.
Токены социального рейтинга — это то, что актуально как никогда сейчас для цивилизованного развития криптомира. Мир нуждается в муниципальных проектах на блокчейне. Переход государственного устройства на блокчейн, а не принятие биткоина для расчетов и спекуляций, будет действительно прорывом и новой эпохой.
Хочу видеть ДАО-сообщество (ДАО — децентрализованная автономная организация — прим. Digital Business) ядром корпоративного управления. Меня можно назвать утопистом или максималистом, но единственно верный шаг к реализации всех этих идей — это овладение большинством людей криптоинструментами, как когда-то все овладели функционалом eGov и Kaspi. Буду работать именно над созданием подобных возможностей. А пока советую копить BTC и стабильные технологичные монеты POS.
Если торгуете с плечом, помните, что это игра с нулевой суммой в условиях асимметрии информации. У вас нет шансов без знаний торговой системы и моделей управления рисками.
Опыт, который получила в СИЗО, обнажил для меня обратную сторону общества. Увидела трагедии, к которым приводят наркотики, коррупцию, деформацию людей, по долгу службы ставших тюремщиками, тотальное невежество. Я все еще не смогла понять, как мне распорядиться этим опытом и хоть немного повлиять на это.
Редакция Digital Business готова предоставив слово другим сторонам этой истории.
Читайте также: «Скамы не платят по счетам». «Богиня трейдинга» из Казахстана строила криптоимперию, но теперь должна $4 миллиона