Готовы ли казахстанские ИТ-специалисты успешно конкурировать на мировой арене? Эту тему на встрече Digital Media Club в Алматы обсудили с журналистами представители известных технологических компаний. Участники дискуссии пришли к выводу: в нашей стране накоплены необходимые компетенции и опыт, чтобы выходить на экспорт. Ограниченная емкость внутреннего ИТ-рынка Казахстана и в целом Центральной Азии уже сейчас подталкивает амбициозные digital-команды искать заказчиков из Европы, США и других крупных регионов. Также на встрече состоялась презентация ребрендинга red_mad_robot Central Asia – с этого года компания называется tekmates. Вместе с новым брендом у «экс-роботов» появились новые смыслы и амбиции.
Итоги 2022-2023
Сооснователь и CEO tekmates Агиис Конкабаева, презентуя итоги двухлетней работы компании на рынке, отметила ключевые достижения. За короткий срок команда бизнеса выросла с нуля до 93 сотрудников. Из них 90% – специалисты уровня senior и middle. Реализовано 8 аутсорс- и 4 аутстафф-проекта. Cреди них – инновационные решения, запущенные в рекордно короткие сроки. Речь, в частности, про цифровой банк для МСБ – в партнерстве с Home Credit Bank (первая версия нового банка заработала уже через шесть месяцев) и сервис быстрой выдачи микрозаймов через Telegram-бот в партнерстве с узбекистанским Davr Bank (разработан за два месяца).
Рынок отметил результаты, достигнутые Агиис и ее коллегами. ИТ-компания была признана самой быстрорастущей в Центральной Азии и вошла в топ-20 ИТ-брендов в Казахстане наиболее привлекательных с точки зрения работы.
«При этом мы не только быстро растем. Но думаю, что уже сейчас входим в топ казахстанских ИТ-компаний по выручке. Наша компания – не просто стартап, а уже достаточно стабильный и прибыльный бизнес», – подчеркнул соучредитель tekmates Дамир Какиев. Спикер напомнил, что tekmates была создана выходцами из казахстанского Альфа-Банка. Когда в 2022 году стало известно, что «Альфа» прекращает самостоятельную работу на нашем рынке, Дамир с коллегами встретился с учредителями российской red_mad_robot – компания выступала цифровым партнером Альфа-Банка. «Нам понравился их подход, их методология, и мы решили основать совместную digital-компанию в Казахстане», – вспоминает собеседник.
Предпосылкой для трансформации red_mad_robot Сentral Asia в tekmates стали несколько событий. За два года работы удалось сформировать команду, которая без участия российских коллег могла обеспечивать 100% выполнение проектов в регионе Центральной Азии. Достаточно быстро пришло понимание, что возможности для роста бизнеса в Казахстане и ЦА в целом ограничены. Решение о ребрендинге и выходе из группы компаний red_mad_robot связано с желанием сфокусироваться на разных направлениях и регионах: tekmates продолжит развитие на рынке Центральной Азии, а также сосредоточится на экспорте услуг на Запад. Группа компаний red_mad_robot планирует развивать новую бизнес-модель по запуску цифровых активов для крупного бизнеса, а также создавать свои продукты на базе технологий GenAI. Несмотря на разный вектор развития, компании сохранят между собой дружеские и партнерские отношения.
«В итоге у нас произошли изменения в структуре акционеров. И на сегодня tekmates – это уже на 100% казахстанская компания, все акционеры – казахстанские», – уточнил Дамир Какиев.
Большие амбиции нового бренда
По словам Агиис Конкабаевой, новое название tekmates (от слов «технологические» и mates – «друзья», «товарищи», «партнеры») несет в себе идею цифрового партнерства, в котором очень важным является человеческое взаимодействие. «Мы помогаем нашим партнерам воплощать их бизнес-миссии за счет эффективных цифровых решений», – озвучила миссию самой tekmates Агиис. Компания продолжит делать ставку на исключительное качество работы, максимальную скорость и эффективность для бизнеса клиентов.
Говоря об экспортных амбициях, спикеры отметили, что на рынке в Казахстане еще есть куда расти: сегмент проектно-ориентированных ИТ-услуг, в котором работают tekmates, оценивается в Казахстане в $242 млн в год. Доля компании в этом сегменте составила по итогам 2023-го 4%.
«Почему мы говорим про экспорт? Потому что это позволяет компании масштабироваться быстрее, – пояснил Дамир Какиев. – Все зависит от того, какую компанию мы хотим построить. Если мы просто строим бизнес для получения выручки и прибыли, то можно оставаться в Казахстане и бороться только за локальных клиентов. Но мне хотелось бы построить большой технологический бизнес. Компанию-единорога с оценкой более $1 млрд. А для этого емкости внутреннего рынка недостаточно.
«В целом наше настроение внутри tekmates такое, что мы хотим создать международную компанию с клиентами и центрами разработки в разных странах и с основным офисом в нашей стране. Стать номер один по экспорту ИТ-услуг в Казахстане», – добавил Дамир. По словам спикера, уже сейчас компания обсуждает эту идею с международными фондами, институциональными инвесторами и находит поддержку своего видения. «В перспективе мы рассматриваем привлечение в наш капитал западных фондов. Но прежде к этому надо подготовить бизнес структурно», – уточнил спикер.
Также tekmates рассматривает возможности поглощения, M&A c небольшими казахстанскими ИТ-компаниями. «Мы видим на рынке классных ребят, которые сделали несколько интересных проектов, но не растут как бизнес. Потому что выстраивать процессы продаж, производства, создавать систему для масштабирования – это достаточно нелегко. Мы готовы присоединять такие проекты, помогать им с интересными большими заказами, одновременно обогащая и нашу экспертизу», – заявил Дамир Какиев.
В чем может быть конкурентное преимущество казахстанских ИТ-компаний на зарубежных рынках? «Если говорить конкретно о tekmates, то наша самая сильная сторона в разработке бизнес-стратегии и ее успешной имплементации для клиентов. На рынке есть компании, которые продают часы ИТ-специалистов. Но иногда годы, потраченные на разработку, оказываются не нужны – я сам видел такое не раз. Потому что продукт, бизнес-модель устарели, уже не попадают в рынок. И есть консультанты, которые пишут большие стратегии, но многие из них кладутся заказчиками на полку, остаются нереализованными. Мы же делаем и стратегию для наших партнеров, и помогаем ее реализовать в максимально сжатые сроки, объяснил Дамир Какиев. – Как в нашем примере с Home Credit Bank, когда всего за полгода в партнерстве с банком был запущен, по сути, новый бизнес в сегменте МСБ. Кейс, считаем, уникальный по мировым меркам».
Как растить ИТ-кадры для работы на мировом рынке
Во время Digital Media Club также состоялась дискуссия о том, как вырастить в Казахстане нужное количество специалистов, способных работать на международном рынке.
Известный HR-эксперт, директор по управлению персоналом Beeline Казахстан (ИТ-специалисты Beeline делают продукты не только для казахстанских пользователей, но и для зарубежных рынков, на которых работает группа Veon – прим. Digital Business) Тахмина Кодири отметила важность внутреннего обучения и развития талантов в компании. С 2018 года по 2024 ИТ-команда Beeline Казахстан увеличилась со 120 до более 700 человек. «Все наши синьоры, тимлиды выросли внутри компании. У нас своя большая академия, которая помогает сотрудникам развиваться вертикально и горизонтально. Проходя через Beeline Academy, даже те сотрудники, которые не в ИТ, овладевают диджитал-навыками. Очень важно перед тем, как заявлять, что ты диджитал, вовне, стать таковым внутри», – убеждена Тахмина Кодири. Компания также системно работает с университетами, привлекая молодые таланты, и уже несколько лет проводит свой Bootcamp для студентов и выпускников вузов.
На тесную работу с вузами ориентирована и tekmates. По словам СTO Александра Куттукова, формировать кадровую воронку для дальнейшего обучения и роста внутри компании также помогают форматы буткемпов – на них приходит много талантливой молодежи с правильным майндсетом. Также компания готова нанимать специалистов не из Казахстана.
Еще один важный вопрос – что мотивирует сегодня ИТ-талантов оставаться в компании? Очевидно, это достойная зарплата, а также возможности для ключевых сотрудников участвовать в опционных программах, стать акционерами бизнеса. Однако важны не только деньги, но и смыслы, убежден СEO компании HR Messenger Константин Куница. «Если ты не веришь в то, что делаешь, если твои идеи не реализуются и ты просто ходишь на работу с 8 до 17 и ждешь, когда закончится рабочий день, – то явно чем-то не тем занимаешься. Поэтому очень важно собирать в компании людей, которым важно и интересно, то что вы делаете, – убежден Константин. – Например, у нас внутри есть миссия – спасти HR-Вселенную от рутины. И мы еще при найме людей в компанию спрашиваем: вы готовы спасать HR-ов от рутины? Когда видим непонимание или сопротивление, то даже кандидата с супер-компетенциями не будем брать на работу. Мне кажется, для ИТ-сферы очень важна консистентность – не только в технологиях, но и в смыслах».
Еще одно важное условие, чтобы создать успешную на международном рынке ИТ-компанию – уверенное знание сотрудниками английского языка. Хороший английский важен не только для общения с клиентами, но, как подчеркивает Александр Куттуков, позволяет также получать важные знания для профессионального развития в моменте. Не дожидаясь пока информация будет переведена на русский или казахский.
Читайте также: Зачем ИТ-компании в Казахстане нужен клуб амбассадоров?