Аружан Кожакова успела поработать продавцом, оператором колл-центра и маркетологом. Сейлзом стала случайно, но так удачно, что через полтора года стала тимлидом отдела продаж рекламы в Kolesa Group. Digital Business спросил у девушки, чему ее научила работа в магазине Nike и почему она не стала развиваться в маркетинге. Также Аружан рассказала, что самое сложное в работе руководителя и почему она старается не помогать своим подчиненным.
«В шутку спросила, возьмут ли меня на работу. Ответили — приходи»
– Я родилась и выросла в Алматы. После школы поступила на грант в Казахскую академию труда и социальных отношений, где училась по специальности «Международные отношения». Нравилось изучать деловую этику, дипломатию и переговоры. Узнала тонкости, которые важны на встречах: уверенное рукопожатие, доброжелательная жестикуляция. Все это до сих пор практикую в работе.
В школе профессионально занималась легкой атлетикой. Студенткой вступила в беговой клуб. На пробежках познакомилась с менеджером официального дистрибьютора Nike в Казахстане. Однажды услышала, что он зовет кого-то на работу, и в шутку спросила: «Меня возьмете?» А в ответ: «Исполнится 18 лет – приходи».
Так устроилась продавцом-консультантом в магазин Nike. Поначалу мне было сложно влиться в команду, потому что в продажах менеджеры обычно конкурируют между собой. Плюс все ребята были старше меня. Но вскоре мы подружились. Поддерживали друг друга: помогали, когда кому-то не хватало объема продаж до плана, менялись сменами, когда было нужно.
Зарплата для 2017-го года была приличная — больше 200 тыс. тенге. Это мотивировало. «Жилка продажника» сформировалась у меня в Nike. Там я узнала, что такое KPI, план, средний чек. Мне предлагали повышение, но совмещать с учебой в университете было сложно, и я ушла.
«Монотонная работа за ноутбуком по 8 часов — не мое»
На 3-м курсе вместе с подругами устроилась в турагентство Kaztour оператором колл-центра. Вскоре меня пригласили работать в B2B-отдел. Работать нужно было по скриптам. Мои функции сводились к звонкам одним и тем же партнерам-агентствам. Тогда поняла, что монотонная работа за ноутбуком по 8 часов — не мое.
Попросила перевести меня в команду маркетинга, и руководители согласились, за что им очень благодарна. Опыта и профильного образования не было. На ходу училась составлять медиапланы, презентации, сметы. С коллегами организовывали ивенты, встречали делегации из ОАЭ, Турции, Мальдив. Первая в жизни командировка у меня была в Египет.
Однажды нам прилетела задача — организовать за неделю ивент в Алматы на 350 человек. Нужно было найти локацию, нанять фотографов, оформить помещение. Было так тяжело, что в день мероприятия смогла поесть только вечером.
В Kaztour научилась работать быстро. Постоянно придумывали идеи и сразу воплощали их в жизнь, писали PR-статьи, проводили инфотуры.
«Некоторые думают, что сейлзы продают квартиры и продвигают платное размещение объявлений. Это не так»
В 2020-м году подруга устроилась в Kolesa Group и стала звать меня в компанию — по реферальной программе. Сначала сомневалась, стоит ли переходить из маркетинга в продажи. Но потом убедилась, что эти роли похожи. В Kaztour продавали услуги бизнесу – туроператорам, отельерам. Поняла, что буду заниматься примерно тем же и при этом зарабатывать больше. Ведь у сейлзов зарплата напрямую зависит от результата.
Решила попробовать. Меня взяли на роль account manager в отдел рекламы. Некоторые думают, что сейлзы продают квартиры и продвигают платное размещение объявлений. Это не так. В Kolesa Group 7 отделов продаж. Из них 3 занимаются продажей рекламы для разных городов и стран. Каждый помогает партнерам размещать рекламу на наших сайтах, в приложениях, на YouTube-каналах.
Собрала базу клиентов и стабильно закрывала план. Брала на себя дополнительные задачи, была проактивной. Благодаря этому за полгода выросла от account manager до key account manager.
В Kolesa Group помогает расти прозрачная грейдовая система. Есть четкие правила — если чего-то достигаешь, то растешь. Спустя год предложили пройти собеседование на позицию второго тимлида в наш отдел. Так получила нынешнюю должность.
«Когда были помладше, тусовались с коллегами до утра в барах»
Сейчас в нашей команде 9 человек: руководитель, тимлид и менеджеры по продажам. Как тимлид отвечаю за набор сотрудников. Всегда в поиске толковых джунов, чтобы вырастить из них специалистов более высокого грейда. Нравится создавать атмосферу взаимовыручки, в которой проще обучаться, набивать базу партнеров на стартовом этапе. Первое время ставим новичкам небольшие планы.
Считаю, что руководитель должен делать все, чтобы у команды было ощущение свободы и безопасности. Тогда люди не боятся генерить идеи, браться за сложные задачи. В доброжелательной среде легко дружить. Когда были помладше, тусовались до утра в барах. Теперь поддерживаем друг друга на важных этапах жизни – от покупки машин и квартир до создания семьи.
Довольна, когда вся команда закрывает план. Еще очень радуюсь продвижению ребят по грейдам. Вижу, как они стараются, какой ценой им это дается. Поздравляем друг друга, когда кто-то перевыполняет план или закрывает сложную сделку. Греет душу, когда ребята сами становятся менторами для новичков, делятся знаниями. Смотрю на это – и улыбка до ушей.
Мне бывает тяжело отстраниться, когда у менеджера по продажам трудности. Начинаю переживать и сразу стараюсь помочь, надавать советов, а иногда и вовсе решить проблемы за него. У нас это называют «навредить помощью». Сейчас я учусь слушать сейлза. Что он думает о ситуации? Какие пути решения видит? Есть ли альтернативы? Дальше могу только направить в нужную сторону и после узнать результат. Для роста менеджеру нужно учиться самому принимать решения и брать ответственность на себя.
«Если работа драйвит, надо не бояться двигаться дальше»
К нам на собеседования часто приходят ребята, которые идут в ИТ, потому что это модно. Но лучше выбрать дело, которое нравится. Стать руководителем можно везде, если любишь то, чем занимаешься.
Если работа драйвит, надо не бояться двигаться дальше — брать на себя дополнительные задачи, чтобы расти как профессионал. Желание стать руководителем в первую очередь нужно обсудить с начальником, вместе построить план развития с четкими целями и сроками. Можно попросить дать некоторые менеджерские задачи. Только с практикой придет понимание, подходит ли позиция.
Планирую стать руководителем отдела. В этом году сконцентрирована на развитии команды. Не ограничиваю себя только рекламой. В компании постоянно появляются новые направления. Возможно, попробую свои силы там.
Читайте также: Болталки по понедельникам, запрет на переработки и оценка руководителей. Что в Kolesa Group помогает создавать здоровую атмосферу