О необходимости продвижения ИТ-продуктов в социальных сетях уже давно никто не спорит. Практически каждый стартап имеет как минимум страницу в Instagram, а фаундеры в личных блогах активно делятся успехами (иногда и неудачами) своего бизнеса. Но как правильно продвигать свой продукт? О чем писать на странице? Нужно ли становиться блогером и выкладывать контент ежедневно? Поговорили об этом с Алишером Еликбаевым.
Наш эксперт
Алишер Еликбаев – казахстанский PR-специалист с более чем 20-летним опытом в данной сфере. В его портфолио работа с MEGA, Chocotravel, запуск сервиса фоторепортажей Vox Populi и многое другое. Создатель авторского курса по PR, а также блогер (222 тысячи подписчиков в Instagram).
О чем рассказывать на начальном этапе?
Укажите основную информацию о себе. Многие элементарно забывают добавить контакты. Из-за этого потенциальный инвестор или клиент не понимают, как с вами связаться помимо директа в Instagram. А ведь некоторые компании не просматривают входящие сообщения и запросы.
Еще важно показывать, откуда стартап родом: из какого города основатель, где работает команда и т.д. Часто бывает так, что в первую очередь проект поддерживают локальные клиенты.
При этом многие думают, что достаточно написать о себе в первой публикации. Это не так. Информация о вас должна быть на видном месте. Помимо описания профиля ее можно добавить в актуальные сториз или закрепить пост вверху ленты. А лучше все сразу. Пользователи не любят копать глубоко. Если за 20-30 секунд человек не смог найти важную для него информацию, он потеряет интерес.
Что касается публикаций, то здесь многие пренебрегают простыми объяснениями. Зачем их сервис создан, чем удобен для пользователей, какую пользу приносит и т.д. Необходимо на все эти вопросы ответить доступным языком. Далеко не всегда инвестор — человек со степенью MBA и экспертизой в ИТ-сфере. Часто это представители, которых называют old money. Они заработали деньги, например, на добыче и перепродаже ресурсов. Свою профессиональную терминологию такие люди знают, а стартаперскую — не очень. Надо быть максимально простыми и понятными, но при этом ненавязчивыми и интересными.
Сейчас на первый план выходит «новая искренность». Она не подразумевает, что каждый день вы покоряете миллионы сердец и привлекаете миллиарды инвестиций. Есть сообщества, куда люди приходят и публично рассказывают о своих провалах. Это часть жизни, ведь эпик фейлы случаются на любом этапе.
Чтобы быть честным со своей аудиторией, можно открыто рассказывать о трудностях, с которыми пришлось столкнуться. Это повысит лояльность подписчиков и, возможно, поможет избежать подобных ошибок кому-то еще.
Что лучше заходит: лонгриды или reels?
Сейчас упор делается на короткие видеоролики. Однако TikTok уже постепенно уходит от reels и продвигает более продолжительный контент. На мой взгляд, необходимо балансировать и исходить из правил и трендов, которые диктует площадка.
Главное не забывать про активность. Одного поста в неделю будет достаточно при условии, что фаундер постоянно постит сториз. Какие-то стратегические вещи могут появляться в ленте не часто. Однако одноразовый контент (те же сториз, которые исчезнут через 24 часа), разъясняющий и подробно отвечающий на вопросы, должен быть ежедневным, чтобы не пропадать из ленты подписчиков.
Можно доверить создание контента чат-боту с ИИ?
Вполне, это сейчас модно. Проблема лишь в том, что при работе с текстами у чат-ботов чувствуется некоторая искусственность. Даже если он написал пост за вас, рекомендую отредактировать и придать человеческий оттенок тому, что получилось. А вот использовать подобные инструменты для генерации картинок или видео очень удобно.
Я человек старого образца, поэтому пока к помощи ИИ в создании публикаций не прибегаю. Люблю печатать ручками, самостоятельно фотографировать. Однако сейчас все больше времени уделяю изучению чат-ботов и искусственного интеллекта. Увлечен несколькими программами, которые подвязаны к ChatGPT. Смотрю, чем хороши ИИ-ассистенты, чтобы в ближайшем будущем их использовать.
SMM-менеджер: блажь или жизненная необходимость?
Если позволяет бюджет и фаундеру чужд Instagram и публичность, то SMM бы не помешал. Другое дело, если человеку нравится рассказывать о том, что он делает и есть возможность красиво снимать видео. Тогда на начальном этапе можно обойтись без SMM-команды. Однако в определенный момент необходимость делегировать эти задачи появится.
Что касается подбора правильного SMM-специалиста, то стоит внимательно смотреть ленту и рекомендации. Все, что вы видите, формируется на основе ваших запросов. Если какая-то страница нравится, попробуйте найти команду, которая ее делает. Обычно такие ребята берут несколько разных проектов и, возможно, согласятся работать с вами.
Если нет денег на таргетированную рекламу и найм команды профессионалов, продвигаться будет сложнее. Однако это не безвыходная ситуация. Начинайте писать, реагировать на запросы той небольшой аудитории, которая у вас есть. Постепенно рынок о проекте узнает. Посещайте оффлайн-мероприятия, которые касаются вашей отрасли, и рассказывайте о себе. Нетворкинг — наше все.
Фаундеру обязательно становиться блогером?
Если на ведение двух аккаунтов не хватает сил, времени или средств, то лучше продвигать проект через страницу фаундера. Большинство стартапов чаще всего держатся на личности и амбициях основателя, который знает все про свой продукт. Помимо этого сейчас в социальных сетях больше верят человеку, а не бренду, и это касается любой сферы.
Для тех, кто не любит или не хочет публичности, нет никакого волшебного средства. Если проект только в начале своего пути, придется выходить из комфортных штанишек и делать то, что не нравится. В бизнесе это частое и абсолютно нормальное явление.
Сравним со спортом. Когда вы берете веса, которые и так поднимаете, то мышцы и мускулатура не растут. Изменения заметны только при работе с тяжелым весом. Здесь то же самое. Когда вы делаете вещи вам не свойственные и непривычные, появляются новые нейронные связи, а вместе с ними рост и развитие. Поэтому нужно учиться писать тексты, привыкать к публичности и получать новые знания.
Читайте также: «Сказал сыну Шварценеггера, что Казахстан – это как Лос-Анджелес, только лучше». Стартап Qtap покоряет Америку