Жена, муж и их стартапы. История уникальной семейной пары

Нургазы Ордобаев и Сырга Тилекова родом из Бишкека. Пара вместе более 13 лет. За это время они успели получить образование, пожениться, поработать в одной компании в найме и запустить два стартапа ­– сервис NB FIT, который помогает мамам в послеродовом восстановлении, и финтех платформу по оформлению рассрочек Almurut.

В преддверии Дня всех влюбленных Digital Business пообщался с ребятами и узнал, где они познакомились, как попали в ИТ, почему редко поддерживают рабочие предложения друг друга и не приводит ли это к семейным ссорам.

«Думала, стоит ли вообще идти туда, где работает муж? Он же меня достанет!»

– Расскажите, как вы познакомились?

Нургазы: – Мы вместе с восемнадцати лет. Познакомились в интернете. Тогда единственной социальной сетью в Кыргызстане был Mail.ru Агент. Написал Сырге: «Долго ты меня ждешь?». Она ответила: «Все свои 18 лет». Так и начали общаться.

Сырга: – Не ожидала получить такое сообщение от совершенно незнакомого парня. Подумала: «Ничего себе сюрпризы!». И написала шуточный ответ. Начали общаться, и оказалось, что живем недалеко друг от друга. Однако встречаться офлайн не торопились. Только через полгода пригласила Нургазы к себе на работу в магазин подарков. Так впервые увиделись лично и больше ни разу не расставались.

– Где вы учились? Сразу решили связать свою жизнь с технологиями или это происходило постепенно?

Нургазы: – Меня привлекало предпринимательство, но не знал точку входа в эту сферу. В итоге отучился по специальности «Бизнес-администрирование». Однако в университете в основном готовили управленцев для государственного сектора или банков, а не для коммерции.

Сырга: – У меня юридическое образование. Это было неожиданное решение для 18 лет, ошибка молодости. После сдачи экзаменов проходила в несколько университетов. Выбрала юридический факультет, специальность «Китайское право». Во время учебы на год ездила в Китай. Но если бы тогда знала, что такое gap year, наверняка бы им воспользовалась.

– А как оказались в ИТ?

Нургазы: – Началось все с меня. После университета работал в банке. Правда, всего две недели. Понял, что не мое. Тогда захотел попробовать себя в ИТ. Только не знал, как туда попасть. В итоге решил создать стартап. Казалось, это легко.

Идея заключалась в том, чтобы облегчить горожанам поиск медикаментов. Человек вводит название лекарства в поисковике, а система выдает список аптек, в которых оно есть. Привлекли инвестиции, но не смогли запустить проект и обанкротились. Все оказалось сложнее, чем я предполагал.

Понял, что нужно получить опыт и поработать в найме. Попал в локальный стартап на позицию диджитал-маркетолога. Занимался запуском рекламы в Google, Яндексе. Однако казалось, что маркетинг больше подходит Сырге с ее идейностью и инициативностью, а мне стоит искать себя в другом. Уволился оттуда и устроился продуктовым дизайнером в американский стартап, который занимался недвижимостью в Нью-Йорке.

Сырга: – Мой путь в ИТ был нелинейным. Во время поездки в Китай видела, как хорошо там работают логистические компании. После окончания университета загорелась идеей попасть в одну из них. Собеседование прошла только со второй попытки.

Это была международная компания: пять офисов в пяти странах, огромные обороты и большая ответственность. Проработала так 3,5 года, после чего пригласили в китайский филиал. Оффер был на руках, можно выезжать, но меня что-то останавливало. Поездку по итогу отменила: из-за теракта возле Китайского посольства в Бишкеке в 2017 году выдачу виз приостановили. После этого стала думать, чем хочу заняться.

Тогда Нургазы работал в ИТ-стартапе, много и увлеченно рассказывал, чем занимается. Подумала, что мне тоже было бы интересно создавать новый продукт. Решила начать с диджитал-маркетинга. Прошла обучение и стала искать практику. Попала на стажировку в одно из лучших диджитал-агентств Кыргызстана. Год работала бесплатно, но за это время набралась опыта и многому научилась.

Однажды мне достался американский маркетплейс по продаже сантехники. Активно их продвигала и погрузилась во внутреннюю кухню стартапов. Примерно в этот момент Нургазы устроился в нью-йоркский проект, связанный с недвижимостью, который тоже был моим клиентом. Вскоре и меня пригласили перейти в стартап на полный рабочий день. Таким образом, одновременно оказалась и в ИТ, и в одной компании с мужем.

– Это каким-то образом повлияло на ваши отношения?

Нургазы: – В стартапе, связанном с недвижимостью, мы проработали 1,5 года. Я был продакт-дизайнером, а Сырга продакт-маркетологом, поэтому мало соприкасались. После работы просто делились проблемами и выслушивали друг друга.

Сырга: – Когда меня пригласили в проект, где уже работал Нургазы, не сразу согласилась. Думала, стоит ли вообще идти туда, где работает муж? Он же меня достанет! (к тому моменту мы уже были женаты). Но на деле почти не пересекались на работе, зато появилось больше тем для обсуждений. А вскоре у нас двоих произошел резкий карьерный рост.

«Ни разу жену не поддерживал. Каждый раз находил причину, почему надо сделать по-другому»

– Почему решили запустить стартап?

Нургазы: – К этому подтолкнула пандемия коронавируса. У стартапа, где мы работали, не получилось закрыть раунд инвестиций. Команду в итоге распустили и мы остались без работы. А тут еще начался карантин, никуда особо не выйдешь. Мы сидели дома и думали, что делать.

У нас уже был опыт в создании и продвижении стартапов – успешный и провальный. Подумали, настало время запускать свой продукт. Предложил Сырге попробовать, а она ответила, что есть один проект, которому мы можем помочь добиться большего.

Сырга: – Сразу после ухода из американского стартапа познакомилась с нашим будущим кофаундером по NB FIT Нурилей Барпиевой. У нее была идея и несколько записанных онлайн-тренировок для женщин. Нам нужно было сделать процессы взаимодействия с пользователями более удобными. Быстро разработали MVP, что помогло повысить продажи в 2 раза. Во время карантина покупать доступы стали еще чаще: буквально за 1,5-2 месяца выручка выросла в 5 раз. Но мы все делали вручную: принимали чеки, открывали каждому человеку доступ. Хотелось это цифровизировать, ведь у проекта уже появились клиенты за пределами Кыргызстана.

Предложила Нургазы стать нашим CPO, чтобы масштабироваться и привлечь инвестиции. Он согласился, и в мае 2020 года присоединился к NB FIT. Изначально это был сервис онлайн-тренировок, а сейчас – полноценная платформа, которая помогает мамам в процессе послеродового восстановления. Помимо нас, у проекта еще 2 сооснователя.

– То, что вы муж и жена, как-то сказывается на взаимоотношениях с командой стартапа?

Нургазы: – Особо не афишируем, что мы супруги. Например, когда привлекали инвестиции, полгода вели переговоры с фондом, но о нашем семейном положении инвесторы узнали лишь в день подписания контракта. Увидели один и тот же адрес, и спросили: «Вы что, вместе живете?» Только тогда рассказали.

– После появления NB FIT в вашей личной жизни произошли какие-либо изменения?

Нургазы: – Работать вместе в найме и заниматься бизнесом – две разные вещи. Раньше у каждого были трудности по своему фронту работы. Но когда это ваш проект, то любая проблема становится общей. Рассуждения и споры мы могли приносить домой.

Сырга: – На третий год замужества поняла, что мы одновременно и одинаковые, и разные. Всю жизнь мне казалось, что мы понимаем друг друга. А с появлением NB FIT могли одну и ту же мысль формулировать по-разному и из-за этого спорить.

– Не обижаетесь, если партнер не одобряет вашу инициативу?

Нургазы: – Ни разу не поддерживал жену. Каждый раз находил причину, почему надо сделать по-другому. В своих мыслях Сырга всегда на 20 шагов впереди. Я с другими кофаундерами не мог ее понять, потому что еще находился в точке А. В какой-то степени я стопорил ее становление на позиции CEO.

Сырга: – Тогда мне казалось, что любую идею нужно реализовывать немедленно. Я выливала все, что у меня есть в голове. Выйти на рынок ОАЭ, привлечь инвестиции и т.д. Они это выслушивали, а затем от всего отказывались. Однако я благодарна ребятам за такую фильтрацию моих предложений.

У Нургазы, как и у других кофаундеров, на все есть свое мнение. И оно у нас редко совпадает. Поэтому, когда подавала заявку на Silkway Accelerator от Astana Hub и Google for Startups, ни с кем не советовалась и не спрашивала разрешения. Прошла и просто поставила перед фактом: переезжаем на три месяца в Астану.

«Когда обсуждали вопросы по стартапу, это плавно могло перетечь в разговор, порой на повышенных тонах, о наших отношениях»

– Участие в Silkway Accelerator и поездка на три месяца в Астану стало для вашей пары испытанием? Или все прошло легко, без особых конфликтов? 

Нургазы: – Наверное, это один из самых сложных периодов. Могли по 5 раз в день ругаться. Совсем стирались границы: когда мы обсуждали вопросы по стартапу, это плавно могло перетечь в разговор, порой на повышенных тонах, о наших отношениях.

Сырга: – На акселераторе нам перепрошивали мозги и предлагали другие способы принятия решений. Почему мы ругались? Я продолжала иногда думать по-старому. Также, порой, делал и Нургазы. На этой почве часто расходились во мнениях. Выходили утром в Astana Hub, по дороге ругались, пили кофе и продолжали спорить. Доходили до офиса, начинали работать и в процессе вновь выясняли отношения. Могли повздорить после сессии с трекером или вечером по дороге в отель.

Например, во время коронавируса мы днями работали из дома, но вообще не ссорились. А здесь все изменилось. Думаю, сыграл тот факт, что мы жили в другой стране, в гостиничном номере на 48 «квадратов». Мы привыкли быть вместе 24/7, но когда находишься в нестандартных условиях и ваш проект в активной фазе роста, это намного сложнее. После такого опыта можем пережить уже все, что угодно.

– Сейчас получается меньше ругаться, обсуждая проект?

Нургазы: – Такого практически нет. Помог новый проект, который я вместе с другой командой запустил в конце 2023 года уже в качестве СЕО. Это финтех стартап Almurut. Сервис, который позволяет жителям Кыргызстана оформлять онлайн-рассрочки. С его появлением начал к предпринимательству относится больше как к игре, а не как к тяжелой ноше.

Допустим, если раньше Сырга предлагала новое решение, я моментально находил причину, почему этого делать не стоит. Сейчас, наоборот, прошу реализовать задумку как можно быстрее. Чтобы уже вечером того же дня иметь какой-то результат и понимать, работает это или нет.

Чем сильнее усложняешь процесс, тем сложнее его потом решить. То же самое работает в жизни, особенно в отношениях. Если придавать огромную значимость какому-то вопросу, чаще всего он перерастает в конфликт. Мы, наконец, научились воспринимать все с легкостью.

– Сырга, помогаете мужу в его проекте?

Сырга: – Оказывается, невозможно не подключаться. Иногда могу подсказать по маркетингу, продукту, с подключением первых клиентов, отстройкой каких-то операционных процессов. Теперь понимаю, почему серийные предприниматели продолжают открывать новые бизнесы. Первый раз набиваешь много шишек, а потом проходишь этот же путь быстрее.

Нургазы: – Я всегда открыт к обратной связи. Последние полгода стараюсь больше слушать окружение. В нашей команде четыре человека, и каждый приходит с интересными решениями. То, что за 2 месяца мы смогли запустить продукт, заключить партнерство с банком – все благодаря команде.

«Каждая семья — это тоже стартап, где нужно всегда искать точки роста»

– Как проводите отпуск? Получается  совместно отдыхать?

Нургазы: – Отпуск? В нашем словаре нет такого слова. Все поездки по работе. Даже в Таиланд  летали по делам, честное слово (смеется). Отдыхаем чаще всего по отдельности. Например, в прошлом году Сырга на месяц летала в США. Я недавно был в Абу-Даби, смотрел UFC.

Сырга: – У нас разные предпочтения в плане отдыха. Если я с удовольствием пойду в горы ранним воскресным утром, то для Нургазы это мучение. Несмотря на огромное количество точек соприкосновения, мне нравится, что мы не созависимые люди. У каждого есть свой круг интересов, и мы можем существовать отдельно. Это красной нитью проходит через наши отношения.

– А что скажете про свидания?

Нургазы: – Мы много лет вместе, уже сложно придумать что-то новое, но меня заставляют (смеется). Стараемся часто куда-то выезжать. В горы, на озеро. В Бишкеке все близко. Но в дороге 90%  обсуждений касаются стартапов. Для нас это нормально, ведь мы увлечены тем, что делаем.

Сырга: – Романтика в наших отношениях присутствует. Например, Нургазы может без повода заказать цветы. И свидания есть, просто в семейной жизни они видоизменяются.

– Что посоветуете парам, которые вместе работают или развивают семейное дело?

Нургазы: – Считаю, каждая семья — это стартап, где нужно всегда искать точки роста. Мне кажется, мы до сих пор вместе, потому что оба стремимся развиваться. Делимся новыми знаниями, инсайтами друг с другом. Это укрепляет отношения.

Сырга: – С Нургазы мне никогда не было скучно. Нам есть о чем поговорить, чем заняться и чего достичь. Присутствует стремление к большему и здоровые амбиции. Верю, что в жизни ничто не остается статичным. Меняются люди, а вместе с ними и отношения. Мы постоянно себя челленджим, придумываем новые цели и сохраняем интерес к жизни.

– Какие планы у вашего семейного стартапа?

Нургазы: – У каждого свои мечты, но они сходятся к одной общей – создавать полезные и крутые проекты. Мне хочется сделать качественный продукт, которым будет пользоваться много людей. До 2020 года я ждал, пока его запустит кто-то другой. Сейчас понимаю, что если чего-то хочешь – начинай сам.

Сырга: – Моя цель похожая. Хочу построить глобальный проект, который будет приносить реальную пользу, и решать существующие проблемы миллионов пользователей.

Даже если в ближайшие пять лет оба проекта закроются, мы к этому готовы. Сделаем другой продукт, который и реализует нашу мечту, и поможет другим.

Читайте также: Из Якутии — в Казахстан: мама четырех детей приехала в Алматы и выучилась на iOS-разработчика

AlmurutНургазы ОрдобаевНуриля БарпиеваMail.ru АгентИТ-семьипродуктовый дизайнженщины в ИТИТ-стартапdigital-маркетингCEOСырга ТилековаAstana HubGoogle for StartupsNB FITSilkway AcceleratorакселераторАстанаКыргызстанфинтех