На панельной сессии Digital Almaty 2024 представители мобильных операторов и государственных органов обсудили, что ждет сети 5G в Казахстане, будут ли регулировать цены на тарифы и когда стабильный интернет появится в Алматы. Digital Business собрал для вас основные тезисы.
Когда 5G внедрят по всей стране?
Здесь спикеры солидарны: в течение ближайших 3-5 лет большая часть населения республики будет иметь доступ к 5G. Генеральный директор «Мобайл Телеком-Сервис» (Tele2/Altel) Сергей Коньков сообщил, что «количество пользователей с 5G девайсами составляет 20%, однако скорость миграции, которую предполагали при расчете бизнес-кейсов в 2022 году, оказалась значительно быстрее».
– Мы мигрируем быстрее Западной Европы и Северной Америки, но медленнее Китая, − говорит Коньков. − В среднем сейчас человек ходит с одним девайсом 1,5 -2 года, прежде чем его поменять, и этот срок сокращается. Также многое зависит от того, насколько быстро производители внедряют функцию в модели более доступного ценового сегмента.
Главный вызов для операторов связи – необходимость постройки базовых станций. На данный момент Kcell и Tele2 построили больше 1000 БС и покрыли все областные центры, но нужно гораздо больше.
– Базой для создания 5G инфраструктуры является качественная трансмиссия. И если в технологиях 4G требования к ней были не так высоки, то сейчас делаем полную модернизацию. Нужна синхронизация как минимум по времени и по фазе для того, чтобы обеспечить качественный доступ всех абонентов одновременно. Мы много инвестируем в это, однако строить нужно больше, – считает главный директор по инновациям Центрального аппарата АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов.
Отдельно Мейрманов остановился на вопросах рынка фиксированной связи. По его словам, с доступностью технологии 5G у мобильных операторов появляется большая гибкость, они начинают предоставлять услуги домашнего интернета. Операторам фиксированной связи от этого все тяжелее, т.к. у них нет доступа к 5G и другим ресурсам.
– Еще одна проблема в том, что рынок фиксированной связи никак не защищен. Из-за отсутствия лицензирования на него проникают строительные компании. Просто прокладывают оптику и, продавая физические ресурсы, создают конкуренцию.
«Когда путешествую по местам, где есть 5G, первым делом его отключаю»
Главный исполнительный директор Beeline Казахстан Евгений Настрадин поделился стратегией компании по поводу внедрения 5G:
– Самый главный вопрос – зачем. 5G – это высокие скорости, большее количество подключенных устройств на 1 км² и низкая задержка. Эти три метрики нужны для B2B проектов. Для смартфонов технологии LTE достаточно.
Какие пользовательские эффекты есть у старшей технологии? Расход трафика сильно растет, батарея быстро садиться, в случае с iPhone в два раза быстрее, чем при LTE. Когда путешествую по местам, где есть 5G, первым делом его отключаю.
Наша стратегия – лучше LTE для всех, чем 5G для некоторых. Сегодня у Beeline наибольшее количество населенных пунктов, подключенных к LTE. Мы продолжаем покрывать мелкие населенные пункты. Благодаря программе 250+ (проект, в рамках которого операторы мобильной связи создали инфраструктуру для доступа к высокоскоростному мобильному интернету в селах с численностью жителей от 250 человек – прим.Digital Business) нам есть, где развернуться.
В одной из столиц Казахстана была создана рабочая группа, в которой принимало участие и министерство, и чиновники из акимата, и мобильные операторы. Идентифицировали 100 белых пятен, но за 8 месяцев не закрыли ни одного. То, что пытались сделать такими большими ресурсами, не получилось.
Во многих странах уже есть ответ. Например, в Китае и частоты, и участки выдаются государством бесплатно. Это единственное решение проблемы в мегаполисах с высокой и плотной застройкой. Над этим еще нужно работать.
Еще одно предложение Настрадина касается правил для игроков, которые играют на поле 5G:
– Несколько лет назад мобильным операторам в Казахстане разрешили на любых частотах поднимать разные технологии. Тогда и произошел бум развития LTE. Предлагаю регулятору продолжить эту практику, потому что в случае с 5G технологическая нейтральность отсутствует. Это один из шагов, который позволит повысить конкуренцию и добавить больше игроков в этом сегменте.
Что делать с ценами?
Главный вопрос для обычных абонентов. В среднем рост стоимости услуг связи за последние 1,5 года составил от 7 до 57% в зависимости от тарифа. Об этом рассказал Председатель агентства по защите и развитию конкуренции РК Болат Самбетов.
– До 2017 года цены регулировались государством, сейчас они находятся в свободном плавании. Мы уже представили пять уведомлений по ценам, и некоторые операторы снизили свои тарифы. В отношении остальных проводится расследование.
Сергей Коньков при этом отметил, что цена 1МБ интернета снижается, но не только этот показатель формирует итоговую стоимость тарифа. «Если внедрить регулирование цен на связь и установить стоимость за мегабайт, минуту и т.д., то реальные затраты будут расти на 30-40% в год».
Председатель Правления АО «Кселл» Асхат Узбеков напомнил, что рост цен связан с расходами на внедрение 5G.
– Можно регулировать тарифы и сдерживать цены искусственно. Соответственно в какой-то момент привлекательность отрасли станет гораздо ниже, чем есть сейчас. Уменьшится поток инвестиций, который технически должен увеличиваться. Все это приведет к замкнутому кругу, и потребители еще больше будут недовольны качеством связи. При этом понятно, что для населения тарифы не могут бесконечно идти вверх. Таким образом, кто из нас будет строить быстрее, управлять операционной эффективностью и при этом давать лучший тариф, тот и преуспеет.
Когда в Алматы появится стабильный интернет по всему городу?
Отвечая на этот вопрос, Асхат Узбеков признал, что в некоторых моментах операторы действительно не успевают решать проблемы, и претензии потребителей обоснованы. Еще одна причина – радиофобия. «Из-за жалоб базовые станции убирают десятками. А снятие минимум одной из них приводит к проблемам не только в зоне ее покрытия, но и во всех смежных, т.к. меняется топология целого района».
Чаще всего операторы отвечают за обеспечение мобильной связью и интернетом до помещений, т.к. внутри по умолчанию должен быть фиксированный интернет. «Если вы хотите, чтобы в новых бизнес-центрах, построенных в основном из металла или стекла, был хороший сигнал, нужны технические доработки типа indoor», – добавил глава Kcell.
При этом установка indoor оборудования – это элемент конкуренции. «Если мне как оператору интересен бизнес-центр, я могу заключить договор на эксклюзивный indoor. Заплатить хозяину здания, чтобы туда не пускали других операторов, и они не могли улучшить качество своего подключения», – заявил Сергей Коньков.
В итоге спикеры сошлись на том, что одинаково хорошее покрытие у всех будет возможно, когда операторы построят одну сеть на всех и будут конкурировать лишь брендами. В условиях открытого рынка кто-то всегда будет лучше.
Читайте также: На Digital Almaty объявили победителей Industry 4.0 Startup Battle