Олжас Ануарбеков по образованию военный, окончил Академию Национальной гвардии Республики Казахстан. Однако вместо службы оказался в строительстве, где прошел путь от помощника бригадира до директора крупной компании.
Сейчас Олжас вместе с партнерами развивает приложение InStroy – сервис по онлайн-заказу и доставке строительных материалов. Он рассказал Digital Business о том, какие клиентские боли решает их продукт, благодаря чему проект помогает предпринимателям больше зарабатывать и как с InStroy связан Арсен Томский.
«На создание стартапа меня вдохновила история inDrive»
– Однажды наткнулся на книгу основателя inDrive Арсена Томского «inDriver: От Якутска до Кремниевой долины. История создания глобальной технологической компании». Был впечатлен историей успеха и тем, как команде удалось создать глобальную компанию мирового уровня. Книга стала моим путеводителем в мир стартапов.
После прочтения уволился с работы, скачал inDrive и стал таксовать, чтобы изучать пользователей приложения. Через полгода создал сообщество водителей с автомобилями бизнес-класса внутри InDrive. Назвал его VIP AUTO CLUB. Мы предоставляли клиентам надежных и проверенных перевозчиков. Проект до сих пор существует и развивается.
Тогда ко мне в офис часто заходили друзья. Однажды пришел товарищ, снабженец в строительной компании. Он был уставший, третий день искал какой-то трансформатор, обзванивал всех поставщиков в городе. Прекрасно понимал его боль, т.к. тысячу раз сталкивался с подобным.
И в этот момент все, чем занимался в жизни, пролетело перед глазами: стройка, которая мне не нравилась, и новые технологии, которые готов изучать бесконечно. Оставалось связать две сферы вместе.
Так inDrive послужил вдохновением, а InStroy стал результатом стремления создать удобный инструмент для пользователей. Прошлый опыт в этом деле оказался очень кстати.
«Найдем одного продавца, который привезет весь заказ»
Когда человек начинает делать ремонт, то сталкивается с огромным списком необходимых стройматериалов от бригадира. Люди начинают ездить по рынкам и проводить выходные в магазинах. С InStroy это все не нужно. Главное преимущество нашего продукта – это возможность оперативно обработать большую заявку с разными категориями материалов. Например, заказать 10 мешков цемента легко, а вот если в списке 30-40 наименований из разных категорий, то процесс подбора затянется. Стандартный запрос в InStroy содержит от 15 позиций, оформлять такие заказы в другом месте намного дольше.
Основные конкуренты – это специализированные магазины, рынки и маркетплейсы, которые продают стройматериалы. Мы предлагаем заказать все необходимое, не вставая с дивана. Понятно, что все не перестанут покупать офлайн – это нормально. Но InStroy как минимум может помочь людям сэкономить время и найти тех продавцов, к которым они поедут напрямую.
Если заказывать через маркетплейс, то каждый товар нужно вбивать в поисковик отдельно, оплачивать заранее и после ждать несколько доставок. На сайтах магазинов тоже нужно искать по одному наименованию. При этом если список большой, то часто каких-то товаров нет в наличии или, например, цены очень завышены.
В InStroy все проще. Достаточно скопировать полученный от бригадира список или просто сделать фото, загрузить его в приложение и отправить. Если не знаете точное название товара, можно отправить фото предмета. Приложение обработает заявку и выдаст список продавцов и цен. После того как выбрали подходящий вариант, можно заказать доставку и оплатить поставщику после получения. Это гарантирует, что вам привезут нужный заказ.
В случае, когда у пользователя разные категории товаров в одном заказе, например, сантехника и электрика, то платить за несколько доставок в большинстве случаев не нужно. Продавцы на рынках кооперируются вместе с соседями по торговому ряду. В итоге и покупатель, и поставщик остаются в выигрыше.
Оплата заказа происходит вне приложения, чаще всего переводом или наличными. Настоятельно рекомендуем клиентам перечислять средства только после получения товара. Но если вдруг заказчик внесет оплату заранее, а курьер так и не приедет, то разбираться с недобросовестным подрядчиком будем мы. Однако за 5 месяцев работы платформы подобных случаев не возникало. Были только возвраты товара, которые проходили без проблем.
Продавцы строительных материалов тоже выигрывают от использования InStroy. Они сильно привязаны к своей географии внутри города или даже конкретного рынка. Все знают, что на первом торговом ряду работать легче, чем на последнем. Наше приложение – это возможность продавать большими партиями без привязки к местоположению.
«На создание платформы уже потратили $200 тыс.»
В команде помимо меня еще три человека. Это СМО Али Ермагамбетов с бэкграундом как в PR, так и в строительстве. СТО Артем Лагуновский и СОО Алтынбек Омаров. Остальные специалисты на аутсорсе.
От идеи до создания платформы прошло 2 года, за которые потратили $200 тыс. Большая часть – собственные средства. Опыта не хватало, а каждая ошибка стоила денег и времени. Однако мы продолжили двигаться вперед. В 2022 году запустили пилотный вариант Instroy и подтвердили гипотезы. В конце того же года привлекли $75 тыс. инвестиций от двух бизнес-ангелов при оценке в $750 тыс. Благодаря этим деньгам укомплектовали штат, провели дополнительные маркетинговые исследования, разработали и запустили проект полноценно.
В данный момент InStroy получает доход только от продавцов строительных материалов. Стоимость подписки – 20 тысяч тенге в месяц. На наш взгляд, это символическая сумма, которую они компенсируют с одной продажи. В настоящее время у нас 94 платящих клиента, что приносит ежемесячный доход в $3,7 тыс. В планах запустить отдельную подписку для поставщиков услуг: специалистов по ремонту, арендаторов техники, мебели и т.д.
На платформу допускаем только тех поставщиков, кто прошел проверку. Это сделано, чтобы исключить мошенничество. Сейчас перед добавлением подрядчика в наш список запрашиваем свидетельство о регистрации, при необходимости встречаемся лично и только после этого заключаем договор и разрешаем торговать в InStroy. Такой подход поможет нам не только заработать, но и увидеть серьезность намерения продавцов работать через приложение.
Сейчас в продукте реализовано лишь 10% от запланированного. Доступны 4 категории товаров: отделочные материалы, сантехника, электрика, окна и двери. Скоро внедрим услуги по аренде инструментов, заказу мебели, дизайну интерьера и т.д. Каждую функцию будем тестировать и постепенно внедрять. В будущем хотим создать экосистему, которая закроет все этапы ремонта и строительства.
Пока работаем только в Астане. Из ближайших планов привлечь инвестиции, улучшить продукт и расширить присутствие, выйдя в крупные города Казахстана, а также в Бишкек и Ташкент.
Читайте также: Дайджест топовых отечественных промышленных стартапов: итоги Demo Day Acceleration 4.0