Итоги года: 5 успехов 2023 и 5 вызовов для ИТ Казахстана в 2024

О редакции Как нидерландец открыл кофейню на Зеленом базаре
Дата публикации: 29.12.2023, 09:57

Форум Digital Bridge 2023, фото – Батыр Аубакиров

Уходящий год был довольно успешным для ИТ-сферы страны. Индустрия прибавляет и в цифрах, и в качестве. Успешным он был и для нас, портала – Digital Business. Аудитория наших читателей кратно выросла, вместе с известными компаниями-партнерами мы запустили несколько важных контентных проектов. Но… вспомним мудрую поговорку: не смотри вниз, что сделано, а смотри вверх, что надо сделать. А сделать еще предстоит много, чтобы Казахстан из потенциально перспективной ИТ-локации стал полноценной ИТ-страной. Об этом в своей колонке  – об итогах 2023 и вызовах 2024 – размышляет директор Digital Business Виталий Волянюк.

1. Рост ИТ-экспорта. За I полугодие 2023, как показывают данные Нацбанка, Казахстан экспортировал компьютерных услуг на сумму $247,3 млн. По итогам года цифра экспорта должна превысить $500 млн. Таким образом KPI, поставленный государством перед ИТ-отраслью, – выйти на полмиллиарда долларов экспорта к 2025 году – будет выполнен досрочно. Следующий рубеж – выйти на $1 млрд ИТ-экспорта к 2026 году.

Вызов 2024: во многом значительный рост экспорта в уходящем году – это последствия релокации в Казахстан российских и белорусских ИТ-компаний, а также специалистов в течение 2022 года. В 2023 сработал эффект низкой базы предыдущих периодов, в 2024 его уже не будет. Активная фаза релокации, судя по всему, завершилась.

При этом чтобы выйти на $1 млрд по итогам 2026 года «при прочих равных» достаточно органического роста на 25-30% в год уже работающих в Казахстане ИТ-бизнесов. Вполне реальный сценарий. Но является ли цель в $1 млрд амбициозной? И да – если учитывать, что ИТ-индустрия в стране начала системно развиваться всего несколько лет назад, и нет – если сравнивать с Эстонией, Сингапуром или Румынией, например, где экспорт уже составляет миллиарды.

Кроме того, возможно, сама цель, стоящая перед ИТ-индустрией, требует уточнения. Важно не только достичь абсолютных цифр в $500 млн, $1 млрд и т.д. Но и сделать так, чтобы Казахстан стал чистым экспортером ИТ-услуг. Пока ИТ-импорт в страну, как показывает статистика, превышает экспорт. Потребляем софта больше, чем продаем миру. 

Очевидно, для страны важно, чтобы ИТ-индустрия стала наряду с нефтегазовым сектором и металлургическим комплексом мощным источником притока валюты. Чтобы мы зарабатывали миллиарды долларов на чистой основе не только на продаже природных ресурсов, но и на интеллектуальных продуктах с высокой добавленной стоимостью. 

И здесь работа Astana Hub и Минцифры по открытию хабов для казахстанских стартапов и ИТ-компаний на крупнейших экспортных рынках – в США, MENA, Юго-Восточной Азии – начата вовремя. На развитии экспортных площадок (мало открыть, поставив флажок на карте, – их надо еще наполнить реальной жизнью, активностями), кажется, стоит сделать главный фокус в 2024.

Astana Hub

Стартап-делегация Astana Hub и Тим Дрейпер (в центре) в США. Фото: Astana Hub

2. Качество казахстанских стартапов растет. Это показывают и стартап-баттлы на форумах Digital Bridge и Digital Almaty. И наш совместный проект с Astana Hub «100 стартап-историй Казахстана». На казахстанской технологической сцене появляется все больше проектов, которые представляют из себя уже не «студенческую самодеятельность», а вполне – бизнесы. С найденным product-market fit, понятной моделью монетизации и юнит-экономикой.

Все больше фаундеров и команд, которые мыслят не локальными рамками («Какие у вас планы по масштабированию?»«Ну, закрепимся в ближайшие несколько лет в Казахстане. А потом, возможно, пойдем на экспорт… в Кыргызстан!» – звучит как анекдот, но это вполне реальный диалог полуторалетней давности), а глобально. Готовы штурмовать большие рынки: те же Штаты, MENA, ЮВА.

Вызов 2024: в мировой стартап-лиге дикая конкуренция, и часть казахстанских фаундеров, откочевавших ранее на крупные рынки, уже в 2023 году вернулась домой. Не удалось достучаться до нужных клиентов и инвесторов. Нащупать работающий маркетинг. Свести юнит-экономику. Не хватило денег для продолжения экспериментов… В 2024 году, ожидаем, что таких «возвращенцев» будет больше. Больше потерянных денег, сил и свежих седых волос. И это нормально. Чтобы у кого-то из казахстанских стартапов получилось «выстрелить» на мировом рынке нужно чудо (но мы не станем рассчитывать на чудеса). Или большое количество попыток, когда начинает работать математика. Условно если шанс достичь успеха 1%, то нужно, как минимум 100 попыток, а если 0,1%, то не меньше тысячи. И здесь очень важны терпение и понимание. И со стороны локальных инвесторов, и со стороны менеджеров и госслужащих, курирующих ИТ, и со стороны руководства этих госслужащих. Этот этап ученичества для казахстанской стартап-экосистемы не получится пройти без потерь, рапортуя только о победах. Но пройти его критически важно. Чтобы случился тот самый 0,1%, окупающий все предыдущие инвестиции. 

На форуме Digital Bridge. Фото – digitalbusiness.kz

И особенно важно самим фаундерам стартапов сохранять боевой дух после постигших неудач. Как говорится, за одного битого двух небитых дают. Любой опытный венчурный инвестор это подтвердит. Способность собрать себя по частям и стартовать заново, с нуля, но уже имея опыт предыдущего проекта, – то, что выделяет настоящих предпринимателей. 

3. Форум Digital Bridge вышел в 2023 на новый уровень. Имея опыт организации форумов и конференций, знаю: очень непросто сделать так, чтобы ивент как продукт, по которому уже задана высокая планка, прибавлял из года в год. Но у команды Digital Bridge после успешного 2022 года получилось сделать еще лучше в 2023. И по уровню организации, и по статусу приглашенных спикеров (топы нескольких крупнейших технологических корпораций выступили в Астане).

Вызов 2024: вывести Digital Bridge из мощного, яркого, но локального события (или скажем так: события, ориентированного, прежде всего, на локальную аудиторию), в мировую лигу техноивентов. Чтобы форум стал ежегодной точкой притяжения для технологических предпринимателей, инвесторов, экспертов со всего мира. Как это происходит на WebSummit в Лиссабоне, Slush в Хельсинки или Mobile World Congress в Барселоне. Для этого, очевидно, стоит  «проресерчить» глобальный рынок техноивентов и найти свою нишу, уникальность. Правильно упаковать и пиарить эту уникальность на зарубежную аудиторию. Сделать основным рабочим языком Digital Bridge – английский. Развернуть контент форума так, чтобы он во всех своих панелях и сессиях стал актуальным для участников из разных стран (вряд ли иностранные гости будут лететь за тысячи миль, чтобы послушать о цифровизации наших ЦОНов – внутренним вопросам логично посвятить Digital Almaty, пока же два форума во многом дублируют друг друга по повестке). Подумать над «фишками» и сайд-ивентами, которые станут дополнительными магнитами – например, свой «burning man» в Великой степи сразу после форума и т.д.

На форуме Digital Bridge. Фото – digitalbusiness.kz

Вероятно, эти и не только идеи уже в работе, и мы увидим их реализацию в 2024-2025. В любом случае хочется сказать большое спасибо командам и Digital Bridge, и Digital Almaty за колоссальную работу, которую они проделывают каждый год.

4. Поддержку от Tech Orda получают все больше частных ИТ-школ. Если в 2022 году их было 49, то в 2023 количество школ, в которых можно обучаться, используя ваучеры, профинансированные государством, увеличилось до 83. Предложение различных digital-курсов на рынке растет на глазах. Программа действительно стала драйвером частного ИТ-образования в стране.

Вызов 2024: пока еще не видно серьезных качественных изменений в системе классического образования. Tech Orda – это по сути точечная быстрая инъекция в рынок подготовки кадров. Попытка расшить узкое горлышко, чтобы ИТ-индустрия не столкнулась с жестким дефицитом специалистов. Но краткосрочные, пусть и качественные курсы подготовки ИТ-кадров не могут полностью заменить вузы. Именно правильно построенная система университетов является одним из фундаментальных факторов успешной ИТ- и стартап-экосистемы в любой стране. Об этом в своем выступлении на Digital Bridge 2023 говорил Илья Стребулаев, профессор Стэнфордской школы бизнеса:

«Топовый американский университет, например, как Стэнфордский, это, прежде всего, не образовательное учреждение. Это слон, который стоит на трех ногах. Первая нога – серьезная наука. Вторая нога – возможность коммерциализации этой науки. Многие преподаватели в Стэнфорде не только оформлены на ставку в университете, но и являются основателями многочисленных стартапов. И университет это приветствует и поддерживает, дает возможность изобретениям, которые были здесь сделаны, коммерциализироваться. И только третья нога — это образование. Причем образование, которое сочетается с другими ногами: когда студенты с самого первого курса помогают профессорам делать интересные исследования и активно участвуют в их коммерциализации». Стоит напомнить, что Кремниевая долина, по сути, выросла вокруг университета в Стэнфорде. Удастся ли творчески использовать этот опыт в Казахстане?  Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек недавно рассказал, что в планах министерства  —  «создать сеть инновационных центров на базе университетов, в которых будут поддерживать стартапы»

Очевидно, плоды этой работы появятся не быстро (и очень важно дать правильную мотивацию всем участникам будущих инновационных центров), но ее пора уже начинать.

Фото – kaztag.kz

5. Цель – превратить Казахстан в ИТ-страну. Впервые она публично объявлена президентом во время Послания народу в сентябре 2023. Цель – амбициозная, но у Казахстана есть хорошие предпосылки, чтобы к ней двигаться. Среди них  — многонациональное и толерантное общество, хорошие законодательные и налоговые условия для стартапов и tech-бизнесов, отсутствие санкционных ограничений, успехи в сфере электронного правительства и финтеха, молодое поколение амбициозных ИТ-предпринимателей, ориентированных на глобальный рынок.

Вызов 2024: за статус ИТ-страны борются сейчас многие государства, мы в очень конкурентном рынке.

Если взять регион Центральной Азии и Кавказа, то привлекательными локациями для тысяч ИТ-талантов стали Грузия (где ИТ-экспорт уже превышает $500 млн) и Армения (экспорт выше $700 млн). В Узбекистане на уровне президента поставили задачу довести экспорт ИТ-услуг и программных продуктов к 2030 году до $5 млрд и превратить страну в центральноазиатский ИТ-хаб. 

Все это говорит про важность фактора времени. Если мы хотим стать ИТ-страной, нам нужно двигаться в этом направлении быстрее и активнее, чем соседи. Речь и про дальнейшее упрощение миграционных процедур для ИТ-талантов из других стран. Про PR страны в регионе и на мировом рынке. Про развитие венчурного финансирования (пока объем венчурных денег на душу населения в Казахстане составляет около $5, в развитых экосистемах этот показатель в сотню раз больше). Про встраивание вузов и науки в стартап-экосистему, о чем говорилось выше, и др.

Кажется, по каждому направлению есть понимание, что нужно делать. Но стоит повысить скорость процессов, принятия решений. Потому что создание ИТ-страны – это своего рода тоже стартап. А в стартапе количество итераций на единицу времени, способность быстро тестировать гипотезы, обучаться и предпринимать новые действия – критически важны для успеха.

С Наступающим 2024! И пусть он будет успешным для ИТ Казахстана по всем пунктам!

Виталий Волянюк. Источник – YouTube-канал ITCOMMS

Об авторе:

Виталий Волянюк, директор, соучредитель казахстанского портала digitalbusiness.kz. Портал публикует материалы о технологических бизнесах, стартапах, венчуре, карьере в ИТ и ИТ-образовании. Один из авторов книги «Как оседлать единорога? Подрывные инновации, глобальные тренды, риски и окно возможностей для Казахстана». Автор статей про ИТ-экосистемы Казахстана, Беларуси, Израиля.

Переехал в Казахстан из Беларуси весной 2022 года. До этого был учредителем и руководителем крупнейшего белорусского бизнес-портала «Про бизнес». Организовал в Минске и модерировал крупный форум на тему высоких технологий HI-TECH NATION.

Как журналист записал сотни интервью с руководителями известных технологических компаний и организаций – EPAM, Wargaming, MSQRD, Astana Hub, Freedom Holding, Tech Garden и др.