Из официанта в digital-маркетологи: как один разговор в кафе может круто поменять жизнь

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 28.11.2023, 08:57

Продолжаем нашу рубрику с вдохновляющими историями казахстанцев, которые недавно стали работать в ИТ. Алихан Болдубаев был официантом, но однажды после разговора в кафе его жизнь резко изменилась.  Теперь он работает ведущим маркетинговым специалистом в студии разработки Sailet, а также Community Lead в команде MixReality. Как это произошло, он рассказал для Digital Business.

— Я из Уральска. После школы поступил в Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина в Астане, однако из-за семейных обстоятельств пришлось вернуться назад в Уральск, где сейчас живу и работаю.

Перед началом карьеры в ИТ пробовал себя в разных сферах: начиная с работы автомойщиком и заканчивая официантом. Нужно было зарабатывать деньги и помогать родителям в трудные времена.

В Уральске

Друг, который изменил жизнь

Идея работать в ИТ была от меня далека, ведь я не учился в вузе на программиста. Наверное, тяга к технологиям у меня все-таки была, но большие строчки кода или создание дизайна в Figma пугали. В то время в первую очередь размышлял о том, как  прямо сейчас обеспечить себе нормальный и стабильный доход.

Работа официантом

Но в один прекрасный день, когда отдыхал от работы в кофейне, встретил человека, который изменил жизнь. Это был мой друг Арлан Калин, который работал iOS-разработчиком в компании Kcell. Он спросил, почему я даже не рассматриваю возможность обучения на программиста? Не получив внятного ответа, Арлан предложил: «Ты можешь выбрать любую ИТ-профессию, которая тебе понравится, и я помогу тебе начать карьеру».

Тот самый Арлан Калин

Немного подумав, решил попробовать силы в digital-маркетинге. Увидел в себе потенциал помогать ИТ-компаниям продвигаться на рынке через креативное использованию слов и умелую подачу информации. Ведь в ИТ люди открывают что-то новое, что может быть полезно миру. Роль маркетолога в этом процессе — с помощью творческого мышления помогать компаниям заявлять о себе, показывать тот продукт, который они разработали.

Арлан предоставил мне учебный материал и установил срок в две недели для его усвоения. Когда получил первый сертификат, мы приступили к созданию резюме. Дальше его помощь закончилась. Настало время становления меня как маркетолога.

От соцсетей до пиара

Сейчас в Sailet моя работа полностью охватывает обязанности маркетолога, начиная от разработки рекламных кампаний и управления контентом в социальных сетях, и заканчивая организацией ивентов от имени компании.

Мне уже удалось установить стабильный поток лидов, написать множество статей для блога и различных изданий. Вместе с командой  создали собственную рубрику «Просто о сложном», где предоставляем предпринимателям доступное объяснение сложных аспектов автоматизации бизнеса.

За время, проведенное в стартапе MixReality, выполнял различные роли: от копирайтера и community-менеджера до PR-специалиста. В данный момент  сфокусировался на работе с  сообществом, которое значительно выросло за это время, и занимаю должность community lead.

Как бесплатно стать digital-маркетологом

Сам по себе я самоучка. За все время работы не купил ни одного платного курса. Всегда стараюсь искать информацию самостоятельно либо обучаться у более опытных специалистов, которые имеют большой опыт работы в сфере маркетинга. Что не помешало мне получить на платформе Coursera два сертификата («Fundamentals of Project Management» и «Marketing Analytics Foundation»), а также один от Google («The Fundamentals of Digital Marketing»). Недавно завершил обучение по направлению «SMM и копирайтинг» по гранту в фонде ITeachMe.

Из бесплатных возможностей для обучения начинающим маркетологам могу порекомендовать следующие YouTube-каналы: Elama, PPC.World, Netpeak, SendPulse, SEO без воды, Все про рекламу в Google Ads. Игорь Ивицкий, ИЗИДИГИТАЛ, Яндекс Реклама | Обучение и TexTerra: всё про маркетинг и SMM

Помимо видео также советую читать публикации по маркетингу на vc.ru и других специализированных ресурсах.

Чем отличается маркетинг в ИТ

Специфика маркетинга в ИТ заключается в том, что он ориентирован на продвижение информационных технологий, продуктов и услуг, что требует понимания технических аспектов и адаптации к быстро меняющимся рыночным условиям.

Могу выделить пять отличий маркетинга в ИТ от любой другой ниши:

  1. Техническая экспертиза. Каждый маркетолог, работающий в ИТ-сфере, должен обладать глубоким пониманием технических аспектов: что есть различные языки программирования, архитектура проектов и процессы их разработки. Это позволит более эффективно продвигать продукты и услуги своей компании.
  2. Быстрое развитие. ИТ-рынок постоянно меняется, поэтому маркетологам необходимо оперативно реагировать на новые технологические тренды.
  3. Специфическая аудитория. Целевая аудитория в ИТ часто состоит из технических специалистов, требующих специфического подхода и языка.
  4. Длительные циклы продаж. Продажи в ИТ могут занять больше времени из-за сложности продуктов или решений.
  5. Конкурентная среда. Конкуренция в ИТ-секторе часто очень высока, что требует от маркетологов уникальных маркетинговых стратегий.

И не стоит забывать, что невозможно работать маркетологом в ИТ, не зная фундаментальных основ маркетинга. Могу посоветовать обязательно прочитать книги Филипа Котлера «Основы маркетинга» и «Маркетинг А до Я».

Чтобы работать в ИТ, нужно двигаться вперед

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что рвение к работе и успеху —  основа основ. Нужно постоянно улучшать себя как специалиста. И даже если вы не получите оффер с первого, второго и третьего раза, все равно продолжайте двигаться вперед — вы обязательно сможете работать в сфере ИТ. Ваши труды окупятся.

В моих планах на будущее – постоянное развитие  навыков и обучение маркетингу в ИТ других людей, которые, как и я, ищут возможность улучшить жизнь, занимаясь работой, которая приносит  настоящее удовольствие.

Еще истории:

Из визажиста в разработчика. История Тамирлана из Актобе, который попробовал многое перед ИТ

Из рекрутера в стартаперы. История казахстанки, которая разочаровалась в профессии HR