Программа внутреннего предпринимательства EFES KZ Intrapreneurship Hub для сотрудников компании стартовала в мае. За это время 3 команды смогли превратить свои идеи в MVP. А у некоторых уже даже есть клиенты и продажи. Этими и другими достижениями ребята поделились в своих питчах на Demo Day. О том, как это было, читайте в репортаже Digital Business.
«Нашими клиентами стали 14 фермеров и 3 дилера»
Первой на питчинг вышла Анастасия Бейзе – представительница проекта Vita Group, над которым еще работают Светлана Давыденко, Гаухар Омирбек и Филипп Степанов. Ребята занимаются переработкой сырой пивной барды (отходы в виде гущи при производстве пива – прим. Digital Business).
– В мире ежегодно утилизируется 200 млн тонн сырой пивной барды, а в Казахстане эта цифра достигает 130 тыс. тонн. В основном ее используют в качестве корма для животных. Но из-за короткого срока хранения фермерам приходится использовать сырую барду в течение 3 дней. Мы подумали, что из этого сырья можно делать два продукта – высушенную барду и корм для крупного рогатого скота, что решит нынешние проблемы фермеров, – говорит Анастасия.
За время пилота, утверждает представительница Vita Group, им удалось заработать 4,1 млн тенге, а чистая прибыль составила около 480 тыс. тенге:
– Продали 10 тонн сухой барды и 16 тонн корма. Нашими клиентами стали 14 фермеров и 3 дилера, которые реализуют продукцию. Мы видим, что у людей есть спрос. Многие уже готовы подписать годовые контракты. А еще имеем преимущество перед конкурентами – предоставляем доставку. В рамках годовых контрактов готовы также хранить корм на своих складах и привозить клиентам по необходимости.
– Вы сами сушите барду? – начинают расспрос жюри.
– Есть компания, которая нам помогает. В одном из сценариев развития проекта рассматриваем вариант с ее покупкой. Это выгоднее, чем приобретать собственное оборудование, так как срок его окупаемости будет долгим. Экономически и технически целесообразнее купить работающий бизнес. Таким образом срок окупаемости составит полгода, а мы выйдем на выручку в $755 тыс, – отмечает представительница Vita Group
– Ваш проект можно масштабировать на другие предприятия? – следующий вопрос.
– Эта модель легко внедряется на другие пивоваренные заводы. Например, в Караганде. Сейчас необходимо изучить экономическую целесообразность подобного шага. Определить, выгоднее ли купить оборудование для сушки и поставить его в Караганде или перевозить все в Алматы, – заключает Анастасия.
«Среди наших пользователей были ребята, готовые за день обходить по 50-60 точек в день»
Следующей презентовать свой проект вышла Дана Нурадил. Она вместе с Али Садыковым и Алией Тапеновой занимается приложением Aluan, которое помогает отслеживать остатки товаров в магазинах.
– Мы решаем три «боли»: отсутствие данных в реальном времени, нехватка товара на складе и потеря потребителя в долгосрочной перспективе. Видим, что с этими проблемами сталкиваются все крупные FMCG-компании. В Казахстане более 100 тыс. торговых точек. В среднем торговые представители могут посещать их не чаще, чем 2 раза в неделю. Этого мало. Наше приложение может превратить в торгового представителя любого пользователя, который сфотографирует холодильник или стеллаж с продукцией и пришлет снимки нам, – рассказывает Дана.
За время пилота у Aluan появилось 100 человек, которые ежедневно присылают фотографии. Всего пользователей, которые хотя бы раз отправили снимок, было 350. Основная аудитория – студенты и домохозяйки. Благодаря этому за время пилотного проекта удалось охватить более 1 тыс. торговых точек.
– Это в 10 раз дешевле, чем отправлять туда персонал. Наше ценовое предложение выглядит следующим образом. Средний B2B имеет 20 тыс. торговых точек, которые необходимо посещать три раза в неделю. Для компании это выходит в 70 центов за точку. Пользователям же мы платим 150 тенге за один магазин, – отмечает Дана.
– Готовы ли люди за такую сумму делать для вас снимки? – задают вопросы жюри.
– Да. Более того, со временем усложнили задание и попросили писать отзывы и комментарии к фото за ту же сумму. Людей это увлекало. Среди наших пользователей были ребята, готовые за день обходить по 50-60 точек. Их приходилось ограничивать, – делится один из основателей Aluan Али Садыков.
– А как вы хотите использовать эти комментарии и получится ли это монетизировать? – спрашивают у ребят.
– Это поможет установить контакт между потребителем, продавцом и производителем. Все стороны будут знать, какой продукт пользуется наибольшим спросом у людей. Также эти данные можно использовать для аналитики и формирования рейтинга магазинов, как это происходит с водителями такси, – отвечает Алия Тапенова, еще один основатель Aluan.
«Мы не конкурируем с коворкингами, а скорее выступаем дополнительной опцией»
Заключительный питч был от Светланы Чвановой, которая вместе с Оксаной Тимофеевой занимается проектом 1Hub – онлайн-платформа, которая предлагает трансформировать пабы и рестораны, где есть свободные места днем, в сеть рабочих пространств для фрилансеров и людей, работающих удаленно.
– Вместо того, чтобы купить или арендовать помещение, можно приобрести наш абонемент, который дает возможность каждый день выбирать для себя новое пространство. Бизнесу это позволит сэкономить около 17% своих традиционных затрат. Ведь с нами не нужно платить за аренду, зарплату персоналу, коммунальные услуги, за отделку и мебель – эти финансовые обязательства лежат на владельцах заведений, — рассказывает Светлана.
Подобные форматы, по словам основательницы 1Hub, уже распространены в США, Японии и странах Европы, где демонстрируют отличную экономическую эффективность. Светлана уверена, что в Казахстане их сервис также приживется:
– У нас уже есть 6 платящих клиентов и 70 заявок на приобретение абонемента. Запартнерились с 4 заведениями. Активно двигаемся в работе с B2B. Договорились с одной компанией, что часть их команды будет работать в предоставленных нами пространствах, так как у них уже не хватает места в офисе. Именно такие кейсы показывают, что наш продукт может стать решением для многих организаций, у которых растет штат, но они не хотят расширять площади офисов. Думаю, как только улучшим осведомленность о проекте и получим больше положительного опыта общения с клиентами, процессы пойдут еще активнее.
– Какие маркетинговые инструменты вы планируете использовать для привлечения клиентов? – вопрос от жюри.
– Начали проводить мастер-классы для бизнеса и стартаперов, где рассказываем о преимуществах нашего решения. На одном из них привлекли больше 20 человек. Плюс будем работать с блогерами, использовать больше таргета, – объясняет Светлана.
– Почему люди будут готовы использовать ваши пространства вместо коворкингов? – следующий вопрос от жюри.
–Мы не конкурируем с коворкингами, а скорее выступаем дополнительной опцией. Предлагаем людям новое пространство для смены обстановки, где можно с шампанским или кальяном устроить мозговой штурм. Это новый формат для Казахстана, и он уже вызывает интерес, – заключает основатель 1Hub
«Если получится вывести проект на приемлемую стадию, мы готовы выйти из компании через спин-офф и стать настоящими стартаперами»
Жюри настолько впечатлилось проектами ребят из EFES Kazakhstan, что не смогло определить одного победителя. В результате призовой фонд достался двум проектам – Vita Group и 1Hub. Каждая команда получит серьезные инвестиции от EFES Kazakhstan.
– Это очень неожиданно, так как все проекты заслуживали победы. Планы у нас большие. Определиться, по какому сценарию будет развиваться бизнес, заключить долгосрочные контракты с фермерами и заняться разработкой новых кормов. Познакомились с ребятами из аграрного университета, которые готовы нам помочь по научной части. Полученные деньги инвестируем в одно из направлений. Дальше планируем открыть собственный департамент внутри EFES Kazakhstan и масштабироваться в Караганду, – отмечает Анастасия Бейзе.
А вот команда 1Hub свои инвестиции планирует потратить на разработку приложения и маркетинг.
– Вопрос о выходе из компании или формирования отдела внутри очень сложный. Пока что будем совмещать, но понимаем, что 1Hub – свободный и самостоятельный проект. Время покажет, как все повернется, – комментирует Светлана Чванова.
Ребята из Aluan, несмотря на то, что оказались без приза, свою идею забрасывать не собираются:
– У проекта классный потенциал, потому что в Казахстане нет такой платформы. Она безусловно нужна бизнесу. Сейчас будем пробовать привлекать инвестиции через другие компании. Возможно, это заинтересует Coca-Cola или Danone. Если получится вывести проект на приемлемую стадию, когда будет требоваться наше полное вовлечение, то мы готовы будем выйти из компании через спин-офф и стать настоящими стартаперами, – заключает Али Садыков.