Кофаундер стартапа рассказал, что тормозит внедрение программных роботов в Казахстане

Дата публикации: 13.11.2023, 17:49

Фото — Цифровая Орда

Мухамеджан Дузенов, кофаундер стартапа Python RPA по автоматизации рутинных процессов с помощью ботов, имитирующих действия человека, в интервью телеграм-каналу Цифровая Орда поделился мнением, что мешает внедрять программных роботов в казахстанских компаниях.

По словам предпринимателя, тормозом являются низкие зарплаты сотрудников:

«Технология не дешевая, поэтому ей пользуются в основном крупные компании. Например, Air Astana, Отбасы банк, QazCloud и другие организации, с которыми мы работаем».

Мухамеджан Дузенов называет казахстанский ИТ-рынок «очень серым»:

«Никто просто так не заключит с вами контракт на $150 тысяч. Это просто невозможно. В развитых рынках с высокой конкуренцией потребность в нашем решении выше, в частности у МСБ. В корпоративном секторе американские компании платят нашим конкурентам миллионы долларов в год».

Стартапер говорит, что заключать новые сделки обычно удается, когда руководство компаний видит ценность в улучшении операционных процессов. Но так происходит не всегда:

«Начиная с 2020 года на рынке появились конкуренты, и наших преимуществ стало не достаточно. Казахстанский ИТ-рынок устроен так, что заказчик выбирает того подрядчика, который «ближе к телу».

С малым и средним бизнесом стартап сотрудничает не в Казахстане, а в основном за рубежом — через американский маркетплейс SaaS-решений. С сентября 2023 года это обеспечило компании более 600 покупок на общую сумму порядка $70 тысяч. Причем это клиенты со всего мира, включая США, страны Европы, Азии и Латинской Америки.

«Нас выбирают как владельцы бизнеса, так и ИТ-агентства, фрилансеры для обслуживания своих клиентов. Зарубежным компаниям в принципе не важно, в какой стране произвели продукт, если он их устраивает».

Также Python RPA продает клиентам хакатоны по разработке роботов силами обычных сотрудников (не ИТ-специалистов).

«Цель — создать внутри корпорации армию «гражданских» разработчиков, которые лучше понимают свои процессы и обучены их автоматизировать без необходимости написания «исходного кода» (no-code/low-code технологии)».

В то же время Мухамеджан Дузенов отметил, что в Казахстане поддержку стартапам оказывает государство, хоть и не очень большую:

«В наш стартап проинвестировал $50 тыс. фонд Quest Ventures, а также $300 тыс. бизнес-ангел. Плюс мы получили грант 19 млн тенге от Qaz Innovation и подписали договор на второй грант в размере 30 млн тенге на развитие бизнеса. Государство оказывает поддержку стартапам, и это шикарная возможность привлечь инвестиции.

Правда, это пока не очень большие деньги по сравнению с другими странами. Пройдя акселератор в той же Саудовской Аравии, можно получить $70 тыс. долларов без строгих обязательств с сохранением доли. В Казахстане денег пока меньше, но имеющимися возможности все равно стоит пользоваться».

Сейчас фаундеры Python RPA рассматривают выход на новые рынки — например, в Саудовскую Аравию. С частичной или полной релокацией команды:

«Эта страна сейчас нацелена на технологии, плюс там есть деньги и рынок. Еще мы пробуем продавать наш софт в Филиппины местным МФО и предлагаем его в Кенийский банк».

Еще по теме:

Казахстанцы собрали на коленке софт, который может полностью оцифровать магазины. История стартапа Beksar