Из продажника в product-менеджеры. История Рината Апизова, который участвовал в запуске Kaspi QR, а сейчас развивает приложение Magnum GO

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 09.11.2023, 09:00
Ринат Апизов

Ринат Апизов

Ринат Апизов отучился в NARXOZ University на программиста, однако по специальности практически не работал. Еще во время учебы он попал на стажировку в Казкоммерцбанк, где стал sales-менеджером. После окончания университета парень продолжил развиваться в этом направлении. В 2013-м году он пришел в Kaspi Bank на позицию начальника отдела продаж программ лояльности. Однако вскоре банк начал глобальную трансформацию в техногиганта. А Ринат из сейлза превратился в product-менеджера Kaspi Бонуса. Затем участвовал в запуске первой версии Kaspi QR.

Сейчас Ринат – product team lead в Magnum GO и ментор в школе Make IT, где обучает будущих продакт-менеджеров построению дерева метрик и правильному выбору North Star Metric. В интервью для Digital Business он рассказал, благодаря чему из продаж перешел в продакты, с какими сложностями сталкивался на первых порах, чем занимается сейчас и с чего нужно начинать путь ребятам, желающим дорасти до сеньора в продакт-менеджменте.

«Осознание, что я продакт-менеджер, пришло спустя 2-3 года после начала работы над Kaspi Бонус»

– Расскажите, почему вы, занимая позицию начальника отдела продаж, вдруг занялись созданием Kaspi Бонус?

– Можно сказать, это стечение обстоятельств. Когда руководитель нашего департамента ушла в декрет, часть ее обязанностей взял на себя я. Благодаря этому стал больше взаимодействовать с ИТ-командой, погружаться в бэклоги. Появился определенный уровень экспертизы.

Ринат Апизов

Когда в банке решили закрыть бонусную программу, чтобы начать делать Kaspi Бонус, меня подтянули к работе над ним. Параллельно в компании шла трансформация, стали появляться новые позиции, в том числе и продакт-менеджера. А с учетом моего погружения в разработку Kaspi Бонус я уже больше подходил на эту должность, чем на продажника.

– Изменение своей роли быстро ощутили?

– Если честно, полноценное осознание, что я продакт-менеджер, пришло только спустя 2-3 года после начала работы над Kaspi Бонус. В те времена, а это 2014-2016 годы, на рынке еще не сформировалось понимание, кто такой продакт, не было структурированных курсов по направлению, литературы. Либо у меня просто не получилось их найти.

Всему учился на практике. Условно, что-то сделал, а тебе потом руководство говорит: «Неправильно. Здесь нужно было о клиенте подумать, а не о продукте». И вот ты постоянно спотыкаешься, иногда бежишь в другую сторону, но со временем начинаешь все больше вникать в специфику.

– Тяжело было?

– Не скрою, долго буксовал. Мне сильно не хватало экспертизы и знаний. Не понимал «внутрянки» продукта. Перед тестом открываешь систему, которую видишь первый раз в жизни, звонишь разработчику и задаешь ему миллиард вопросов, чтобы разобраться.

Ринат Апизов

Очень помогала поддержка руководства, HR-департамента. В Kaspi классные менеджеры, которые рассказывали про Agile, давали советы по работе с командой, объясняли, как правильно расставлять приоритеты при создании продукта, в какую сторону его развивать. Попутно внутри компании появились курсы по разным направлениям, что позволило прокачать soft skills.

– Затем вы участвовали в запуске первой версии Kaspi QR. Что делали?

– Отвечал за клиентский опыт. Это был сложный квест. В те времена камера была внутри терминала. Чтобы он мог отсканировать QR, придумали специальную подставку с кучей зеркал, которые отсвечивали его в объектив для считывания. На самом деле, очень замудренная система получилась. Но даже в таком виде QR стал хорошо раскачиваться. Во многом благодаря интеграции QR в Kaspi Жұма.

Вскоре этот проект у меня перехватил другой продакт-менеджер, который и довел его до того, что мы все видим сейчас.

Читайте также: 23-летний алматинец бросил программирование и ушел в product-менеджмент. Ни о чем не жалеет

«После запуска оценка нашего приложения в App Store была 2.2, сейчас – 4,9»

– Почему решили уйти из Kaspi Bank?

– В какой-то момент почувствовал, что изжил себя на этом месте, уперся в потолок. Захотелось нового опыта. Пошел на курсы по веб-разработке, которая тогда набирала популярность в Казахстане. А параллельно получил оффер от Альфа-Банка. Они предложили стать продакт-менеджером их корпоративного сайта. Это как раз было то, что я искал. Решил попробовать.

Ринат Апизов

Вместе с командой сформировали концепцию, серьезно поработали над дизайном, логистическими цепочками. Получился крутой опыт.

– Вам удалось сделать сайт, который по версии WebTotem (сервис для мониторинга и защиты веб-сайтов – прим. Digital Business) был признан самым безопасным в Казахстане…

– Тут вообще получилась интересная история. Когда работали над трансформацией сайта, общался с разными подразделениями, чтобы услышать их пожелания. В службе безопасности сказали, что у нас все плохо с защитой от кибератак. А это прям must have, ведь при заполнении заявок на сайте клиенты оставляют персональные данные.

Провели анализ и действительно нашли кучу проблем. Стали заниматься их устранением. И в этот момент нам пишут из WebTotem. Говорят, что просканировали наш сайт и обнаружили несколько уязвимостей. Отправили рекомендации по улучшению. Посмотрел, советы дельные. Все отработали. А спустя время увидели, что заняли 1-е место в их рейтинге по кибербезопасности. Было приятно.

– Это был единственный ваш проект в Альфа-Банке?

Ринат Апизов

– Да. Проработал там примерно 7-8 месяцев, поступило предложение от Magnum GO. Меня оно сразу заинтересовало. Во-первых, работа с мобильным приложением, о чем давно мечтал. Во-вторых, звали на позицию тимлида, что дает определенный уровень свободы в переформатировании продуктовой команды. Это подкупило.

– С чего начали работу в Magnum GO?

– К моменту моего прихода приложение уже было, но было много недочетов. Что должно работать – не функционировало. Что не должно – включалось. Из-за этого поступало мало заявок.

Решили полностью переформатировать приложение: создать новую техническую платформу, дизайн, интерфейс и т.д. Буквально за две недели все переписали и выкатили MVP. Честно скажу, получилось топорно. Некоторые фичи плохо контактировали с клиентами, был сложный путь от выбора товара до его покупки. Кажется, если бы просто сделали две кнопки «Добавить» и «Оплатить», и то было бы лучше.

Ринат Апизов

В результате оно не полетело. В AppStore была оценка 2,2. Однако постепенно смогли исправить ситуацию. Вырезали лишнее, что мешало и иногда ломало приложение. Упростили клиентский путь, чтобы человека ничего не отвлекало от покупок. К ноябрю 2022-го года оценка поднялась до 4,9 и держится так до сих пор.

– Сейчас какие задачи решаете?

– Их несколько. Первая – развитие внутренних продуктов. Мы сильно заточены на улучшение сервиса с помощью автоматизации различных процессов. К примеру, у сборщиков есть свои приложения, которые подсказывают оптимальный маршрут в дарксторе. Условно, сначала подойти к полке №4, потом – к №12. Это позволяет оперативно собирать заказы и не забывать про какую-то позицию из него. Тоже самое делаем для курьеров. Все это положительно влияет на операционные показатели.

Вторая – рост специалистов внутри компании. Помогать нашим продакт-менеджерам ориентироваться во всех направлениях, которые есть в Magnum GO. Важно сформировать у них понимание, как делать круто и удобно для клиентов.

Ринат Апизов

Третья – занимаюсь построением UX/UI-культуры в компании. Это изменения через призму experience и interface. Нам важно тестировать гипотезы и проверять фичи на состоятельность.

«Когда ты продакт, очень легко совершать ошибки, но тяжело их осознавать, а еще сложнее научиться избегать»

– На ваш взгляд, с чего необходимо начинать ребятам, которые хотят развиваться в продакт-менеджменте?

– С образования. Сейчас очень классное время, чтобы учиться. В казахстанских ИТ-школах есть качественные курсы по продакт-менеджменту, на рынке появились экспертные коммьюнити, откуда можно черпать нужную информацию.

Теперь не нужно годами набивать шишки на практике, чтобы дорасти до сеньора. Достаточно грамотно подобрать курс, где специалисты поделятся опытом, выработанным потом, слезами и множеством часов работы других продакт-менеджеров. В подобном курсе от Make IT веду лекции. Делюсь своим опытом и экспертизой, чтобы помочь джунам и мидлам ускорить рост. Хочу, чтобы кадровый голод в ИТ Казахстана перестал быть проблемой.

– Какими качествами должен обладать хороший продакт-менеджер?

– Пытливым умом, процессным мышлением и желанием менять мир. А еще продакт – это тот человек, который любит подвергать все сомнениям.

Ринат Апизов

Но главное – тяга к саморазвитию. Когда я пришел в Альфа-Банк, понял, что у меня провисают управленческие навыки. В результате поступил на мини-MBA в КИМЭП по специальности «Менеджмент». Там за год здорово подтянул эту часть, получил, можно сказать, новые инструменты для работы. Считаю, что учиться нужно постоянно, так как мы живем в быстро меняющемся мире.

– Учиться лучше на курсах или хватит видео из YouTube и материалов в Google?

– Все зависит от человека. Я бы советовал курсы, так как там можно получить структурированную информацию в доступной форме. Правда, не стоит идти в ИТ-школу с установкой: «Телевидение – просвещай».

Ринат Апизов

Придется сильно погрузиться и поработать, чтобы уловить все нюансы. Когда ты продакт, очень легко совершать ошибки, но тяжело их осознавать, а еще сложнее научиться избегать. Однако на курсах вам расскажут обо всех граблях, на которые наступали другие продакты во всем мире.