Громкую историю вокруг владельца «Like центра», российского блогера Аяза Шабутдинова, продолжают обсуждать в интернете. Известного бизнес-тренера подозревают в мошенничестве. По версии обвинения, Шабутдинов обещал «гарантированный сверхдоход» и создавал «ложное впечатление о возможности получения высокого дохода». Лекций и семинаров, где обещают «все и сразу», хватает и в Казахстане. Мы решили узнать, что думают о таком бизнес-образовании наши ИТ-предприниматели. За что отвечают авторы курсов? Как выбрать программу и не пожалеть о результате? Об этом Digital Business спросил у казахстанских стартаперов.
«Не записалась бы на курсы к человеку, который часто меняет направления»
Лаура Ералиева, CEO и фаундер YAYA, училась на курсах в Казахстане. Так как девушка пришла в индустрию без предпринимательского опыта, ей нужна была база знаний по продуктовой разработке и продвижению стартапов.
«В 4traction прошла курс Bootcamp по выводу продукта на рынок. В Make IT — курс по продакт-менеджменту. Они помогли мне вырасти “с нуля до единицы”. Курсам благодарна за знания и нетворкинг. Я пришла в 4traction с голой идеей и научилась имплементировать свои теоретические знания в практику.
Автор курсов должен отвечать за результат в метриках. Что это значит? При старте любых занятий каждому человеку необходимо замерить свои знания или навыки, чтобы в конце понимать, насколько скиллы выросли в процентах. Если метрики не изменились, то здесь либо ученик не приложил усилий, либо курс дал недостаточно пользы.
Нужно обязательно прочитать настоящие отзывы, познакомиться с фаундером или компанией, изучить ее бэкграунд. Плюс я бы не записалась на курсы к человеку, который их очень часто запускает и меняет направления. Значит, попахивает инфобизнесом».
«Автор курсов не несет ответственности за фейл ученика»
Асхат Жанибеков, CEO стартапа COWMAS, не проходил курсы от блогеров-инфлюенсеров. Многое из бизнес-теории он узнал в университете. Асхат говорит, что учится у других бизнесменов, когда общается с ними. Курсы, по его мнению, могут быть полезны, если знаешь цель, ради которой идешь учиться.
«Автор курсов должен соблюдать правила бизнес-этики, понимать аудиторию и предупреждать о возможных негативных последствиях от применения знаний, которыми делится. К примеру, призывая людей 100% рабочего времени тратить на превращение увлечения в бизнес (тем самым бросая работу в найме), автор курсов должен предупреждать и о рисках.
Автор не несет ответственности за фейл в бизнесе своего ученика. Финальное решение в конечном итоге принимает сам обучаемый. Идеи в бизнес-консалтинге — это не какие-то уникальные знания как в Life Sciences или Deep Tech. Авторы курсов отличаются уникальной подачей общеизвестных и популярных фактов через призму своего опыта. Куда важнее суметь применить полученные бизнес-знания в окружающем вас контексте.
Бизнес-знания можно подчерпнуть из двух надежных источников: опыта предпринимателей и книг по финансам и психологии. Выбирайте уникальный контент, т. е. от первоисточника-бизнесмена, который делится общедоступными знаниями и собственным опытом».
«Важно изначально объяснить ученикам, что результат зависит и от них»
Лаура Вайгорова, кофаундер и CEO Smartestprep, рассказала, что она и ее команда проходили разные курсы и в открытом (Coursera, Udemy), и в закрытом доступе — по маркетингу, сквозной аналитике, продажам, управлению командой. Не всегда эти курсы были полезны. Однако по словам Лауры, ее сотрудники «старались извлекать пользу из каждого».
«Посещаем краткосрочные тренинги — для нетворкинга, чтобы встретиться с единомышленниками, обменяться опытом. Из последнего, были на тренинге у Ильяса Исатаева, CEO Invictus Group и Hero’s Journey.
Были курсы, которые нам не совсем помогли в связи с нашим уровнем развития на тот момент. Но мы понимали, что это наша ответственность, так как до приобретения курса нужно подробно проанализировать его содержание, отзывы и т. п.
Автор не должен гарантировать и обещать 100%-й положительный результат после учебы, так как это зависит в большей степени от того, кто приобрел курс. Важно изначально объяснить ученикам, что успех зависит и от них, их вовлеченности в процесс.
Cоветую обращать внимание на формат обучения. Часто люди ведутся на маркетинг. А потом оказывается, что контент преподнесен в формате, который для них не совсем эффективен. К примеру, у кого-то получается самостоятельное обучение на платформе, а кому-то нужен куратор».
«Лучше 2-3 года поработать в корпорации, чем учиться 10 лет на курсах»
Елнур Кай, кофаундер стартапа GoDays, говорит, что курсами не злоупотреблял.
«Первый курс был про бизнес. Я ничего не понял, и смысла в нем не было. Второй более узконаправленный — про систему ведения проектов Канбан. Такие курсы полезны, потому что они интенсивные и знания можно применять сразу. А курсы, где учат правильно думать, общаться, на мой взгляд, не самые эффективные. Я работал в корпорации, знаю, как все устроено, кто и за что должен отвечать, умею распознавать таланты. Думаю, 2-3 года в корпорации будут намного лучше 10 лет учебы на курсах».
«За $100 в год получаю контент, который стоит гораздо дороже»
Касым Кабылгали, сооснователь Squares, учился как на офлайн-, так и онлайн-курсах. Для него главное — соотношение цены и качества.
«Я принял участие в недельном онлайн-курсе Николая Давыдова, известного VC из Кремниевой долины, где он детально рассказывал о развитии стартапа от стадии MVP до exit. Этот курс стал основой моих знаний о венчурном рынке, что было важно при открытии Squares. Также в период пандемии коронавируса я приобретал самый первый курс Поток 1.0, где за 10 тыс. тенге получил качественные видео-лекции о маркетинге и личном бренде от Армана Юсупова. Это было отличное соотношение цены и качества. Кроме того, у меня есть годичная подписка на MasterClass, который можно сравнить с Netflix в сфере онлайн-образования. За $100 в год получаю доступ к богатому контенту, который стоит гораздо больше.
Я выбирал курсы в соответствии с моими потребностями и не тратил на них последние деньги, не брал кредиты или рассрочки в банке. Поэтому я всегда оставался доволен результатом.
При выборе курсов важно обращать внимание на соотношение цены и качества и на то, насколько данный курс может значительно расширить знания в нужной сфере».