«Нужно оцифровать базары». Мнение о развитии электронной коммерции в Казахстане

Президент некоммерческой организации Techno Women, основатель ОФ «Цифровая трансформация» Азиза Шужеева на своей странице в Facebook перечислила проблемы электронной коммерции в Казахстане. Их  обсудили 31 октября на круглом столе «Национальная деловая повестка в сфере электронной коммерции в Казахстане».

Азиза Шужеева пояснила, почему считает тему важной:

– Сфера торговли является крупнейшей отраслью в несырьевом секторе. Она обеспечивает занятость более 15% трудоспособного населения и около 48% женской занятости. Как и все отрасли экономики, торговля модернизируется под влиянием цифровой трансформации. В Малайзии, например, более 60% торговли осуществляется в онлайн-формате. В Казахстане благодаря пандемии и «принудительной виртуализации» объем электронной коммерции достиг 12% в общем объеме торговли и составил более 1,6 трлн тенге. И это не предел.

Какие проблемы? 

1. Нет государственной поддержки для небольшого бизнеса

«Нишевые маркетплейс-площадки практически полностью выпадают из всех мер государственной поддержки, что также ограничивает возможности стартапов и технологических предпринимателей. В мерах господдержки есть ОКЭД на строительство торговых центров, но нет ОКЭД на развитие торговых онлайн-площадок».

2. Непрозрачная, неурегулированная процедура сертификации товаров и дорогая логистика

«Дорогая логистика является сдерживающим фактором. Хотя именно эти проблемы сейчас решает «Казпочта» в рамках новой принятой стратегии».

3. Слабые цифровые компетенции у бизнесменов

«Не знают, как выходить на различные площадки и как работать на маркетплейсах».

4. Отсутствие поддержки со стороны крупного бизнеса

«Крупные маркетплейсы не заинтересованы в вовлечении малого и среднего бизнеса, ремесленников на свои площадки и не создают поддерживающих условий для Qazaq e-com. Мы такие переговоры уже много лет ведем с нашими крупными банками, но пока без результатов».

5. Нужна оцифровка базаров

«Огромная тема, которая могла бы вывести весь теневой оборот наружу, но опять-таки пока для этого процесса больше преград, чем стимулов».

6. Необходимо менять законодательство 

«При поддержке USAID был сделан большой legal report [юридический отчет — прим. Digital Business], который выявил множество коллизий в разных законодательных актах, касающихся регулирования онлайн-торговли. Все это нужно тоже приводить в порядок».

Предложения будут направлены в Министерство торговли и интеграции. По словам Шужеевой, депутаты Мажилиса тоже плотно работают с Techno Women по вопросам электронной коммерции.

Азиза Шужееваэлектронная коммерцияe-commerceмаркетплейсцифровизация