Печальной историей в своем аккаунте на Facebook поделился основатель и CEO стартапа Biometric Алибек Наримбай:
«Знакомьтесь, это моя мама – пенсионерка, 66 лет. Ровно 5 недель назад у нее в автобусе украли телефон. Он был без пароля, чтобы легче открывать. Как только она обнаружила пропажу, написала заявление о краже в полицию. Однако злоумышленники вывели с ее Kaspi деньги: в наглую перевели одному человеку. Но на этом мошенники не остановились. Зашли в приложение Halyk Bank, вывели оттуда пенсию и еще оформили кредит на 1 млн тенге!
А ведь буквально пару дней назад на Digital Bridge «зеленый банк» (Halyk Bank – прим. Digital Business) говорил о своем превосходстве в ИТ, что все через биометрию. Но оказалось, что при оформлении кредита на пенсионерку то ли биометрия у них не отличила маму от преступника, то ли мошенники смогли все обойти, то ли ее и вовсе не было. Банк бездействует и даже не замораживает кредит, хотя заведено уголовное дело.
На следующий день поняли, что маму в общей сложности ограбили уже на 1,5 млн тенге. Сразу же сделали стоп-кредит. Спасибо МЦРИАП. Иначе бы ее дальше загнали в кабалу».
В комментарии для Digital Business Алибек рассказывает, что во всех банковских приложениях у мамы стоял одинаковый четырехзначный пароль – год рождения, чтобы не забыть:
– Видимо, когда она его набирала, мошенники подсмотрели, ведь все было в автобусе. Из-за того, что пароль везде одинаковый, подобрать его было не сложно. В этот же день написали заявление в Kaspi о блокировке счета. Узнали, что оттуда уже вывели больше 200 тыс. тенге. Про Halyk сначала даже не подумали, так как мама там только пенсию получала и приложением особо не пользовалась. Однако на всякий случай решили посмотреть кредитную историю через Первое кредитное бюро и узнали, что в Halyk оформили кредит на 1 млн тенге.
После этого Алибек обратился в Halyk Bank, чтобы узнать, как мошенники смогли оформить кредита, однако ответа, заверяет нас, не получил:
– Я ведь сам биометрией занимаюсь. Клиент должен пройти серьезную проверку, которая подтвердит, что это реальный человек, владелец счета. Фотографию или видео подставить нельзя. Биометрию должна была пройти именно мама. Такую систему сложно обмануть. Все данные попадают в систему удаленной биометрической идентификации, оператором которой является «Казахстанский центр межбанковских расчетов» при Нацбанке. Там данные удостоверения с eGov сравниваются с фотографией и определяется: тот это человек или нет. На мой взгляд, если бы там действительно была биометрия, мошенники не смогли бы ничего сделать. Я у банка спрашиваю: «Если была биометрия, то у вас должны остаться фотографии или видео короткое того, кто оформил кредит». Ведь даже если бы он был копией моей мамы, то не смог пройти проверку. Но мне не могут ничего предоставить.
После публикации постов в соцсетях на Алибека стали выходить представители банков и государственных органов:
– Написал начальник департаментам полиции города, от Kaspi была реакция, пришли из Halyk Bank. Обещали разобраться, но пока никаких действий, а тем более результатов я не вижу. Вполне возможно, они переждут шум и все так и останется.
Пресс-служба Департамента полиции горда Алматы сообщает, что по данному факту отделом полиции при УП Медеуского района, в рамках досудебного расследования по ст.188 УК РК, подозреваемая установлена. В настоящее время созданной следственно-оперативной группой проводятся оперативно-розыскные мероприятия, чтобы установить место нахождения подозреваемой и задержать ее.
Мы отправили запросы на комментарий в Halyk Bank и МВД РК. Как только получим от них ответы, обязательно поделимся с вами.