Тим Дрейпер дал рекомендации казахстанцам, как сделать успешный стартап

Тим Дрейпер, венчурный инвестор, соучредитель Draper Fisher Jurvetson и основатель Дрейпер Университета на форуме Digital Bridge 2023 решил вдохновить казахстанских ИТ-предпринимателей и поделился с ними несколькими рекомендациями.

— Мой сын Адам говорит: чтобы стать успешным предпринимателем, вы должны быть как таракан. Потому что таракана сложно убить. Они могут находиться 25 минут под водой, на них не действует радиация — многие вещи не убивают тараканов. И мой сын говорит, что предпринимателю тоже нужно быть таким.

Продвигать свободу

Свобода оказывает невероятное воздействие на развитие экономик по всему миру. Я думаю, хороший пример — это Америка, свободная страна.

Свобода у людей в Казахстане в крови. Вы хорошо воспринимаете идею продвижения свободы.

Приведу такой пример — Корея. Южная Корея и Северная Корея воевали друг с другом, никто не выиграл, они прочертили линию, которая разделила 30 миллионов человек. Северная Корея стала следовать идеям коммунизма, социализма и диктатуры, правительство контролировало все и говорило всем, что делать. Южная Корея следовала идеям капитализма, свободных рынков, открытых границ и демократии. И что произошло? Через 70 лет средний южнокореец имеет в 460 раз больше того, что есть у жителя Северной Кореи. И он даже на 10 сантиметров выше.

Если централизовать правительство и говорить всем, что делать, то в итоге получится как в Северной Корее. И поэтому я предлагаю вам продвигать свободу и быть свободными.

Продвигать прогресс и изменения

Людям очень сложно думать о прогрессе. Я знаю, что многие боятся искусственного интеллекта. Но страх убивает разум. И тот же искусственный интеллект может на самом деле улучшить нашу жизнь, а предприниматели должны найти способы, как реализовать эти изменения.

Один из способов, как уйти от страха перед будущим, это оглянуться назад. Подумайте о том, как люди жили до того, как появились айфоны, как жили без интернета и без элементарной сантехники. Я лично не хочу возвращаться в те времена.

Это значит, что будущее будет гораздо лучше, чем наше настоящее. И именно предприниматели с воображением смогут двигать общество в сторону этого невероятного будущего.

Думать о бренде и репутации

Ваш бренд – это не просто логотип, это все: как вы относитесь к работникам, своим поставщикам, клиентам, акционерам, сообществу.

Но бренд может быть уничтожен за секунду, буквально после одной ошибки. Поэтому придерживайтесь своего бренда и заботьтесь о нем.

Показывать позитивный пример для всех

Всегда думайте, что вы передадите следующим поколениям. Старайтесь сделать общество лучше. Мы все от этого выиграем.

Как родитель вы говорите детям: «Поступай, как я говорю». Но оказывается, что дети никогда не делают то, что вы говорите. Они повторяют то, что делаете вы. Подумайте об этом, потому что как лидер стартапа вы являетесь позитивным примером для других. Когда вы только начинаете строить компанию, то вас сначала двое-трое, а в итоге у вас может оказаться 100 тысяч работников. Поэтому убедитесь, что являетесь правильным примером для всех. К примеру, я знал людей с идеальным зрением, которые решили, что они будут носить очки, как Билл Гейтс. Потому что копировали своего лидера и вдохновителя.

Заботиться о себе

Заботиться о себе — это другой способ показать людям вокруг вас, чтобы они тоже заботились о себе и следили за собой. Поэтому убедитесь, что ваши привычки будут правильными.

Не бояться провалов

Во всех школах учат: делай то, что тебе говорят — и будешь успешным. Но у предпринимателей все по-другому: ты должен не бояться провалов и пробовать, пробовать, пробовать.

Все успешные компании не сразу стали такими. Они падали и поднимались, падали и поднимались.

Предприниматель должен быть готов, что у него что-то не получится. А самое главное — попытаться что-то сделать.

Исследуйте этот мир с энтузиазмом

Смотрите, что есть вокруг, исследуйте этот мир, испытывайте удовольствие. Изучайте, ездите, знакомьтесь.

Я делал сумасшедшие вещи, и мои партнеры сначала говорили, что это ужасно. Но потом привыкли.

Так и бывают. Потом люди скажут: помнишь, какой он был? Он делал вот так и так, нам казалось это сумасшедшим, а на самом деле он далеко смотрел. И получилось круто.

Идите на краткосрочные жертвы во имя долгосрочных выгод

Успешные в бизнесе люди всегда заглядывают в будущее, имеют долгосрочное мышление. Это не так, что ты сейчас схватил и заработал: долго на этом бизнес не продержится. Надо смотреть в будущее, делать вещи с замахом на долгосрочную перспективу. Например, думать о том, что я могу бесплатно сделать сейчас для своих клиентов, чтобы им понравилось и они были счастливы. И потом они будут готовы платить больше.

Ко всему относитесь с весельем

Все успешные бизнесы на этой планете начинались с того, что человек к делу относился с интересом, как к своей забаве: ну-ка посмотрим, что из этого получится.

Работа — это важная часть вашей жизни, и нужно делать все для того, чтобы она могла превратиться в забаву, в интересную вещь. И от этого быть счастливым.

Держите свое слово

Держать слово тяжело. Но нужно создавать вокруг себя доверие: если вы что-то сказали, то оно будет сделано. Самое главное в Кремниевой долине — атмосфера доверия. Я как венчурный капиталист раздаю деньги: хочешь этот бизнес запустить — на тебе деньги. И это все на доверии. Я просто доверяю людям.

Digital Bridge 2023Тим ДрейперDigital BridgeБизнесИТ