Борис Хван: «Практически в любой город, село, на любую улицу и к любому дому Казахстана можно доехать на inDrive.Межгород»

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 27.09.2023, 15:35

Борис Хван. Фото — inDrive

Рынок городских и междугородних поездок на автомобиле в Казахстане очень конкурентен. Есть здесь и свои маленькие победы (буквально за считанные годы привычка ловить машину «с руки» почти выродилась), и поражения (сильный стартап родом из Казахстана так и не появился). Есть и довольно любопытные феномены. Например, в стране очень популярны совместные междугородние поездки, когда люди заказывают всю машину для себя или делят поездку с попутчиками.

Лидером среди таких перевозчиков в Казахстане долгое время остается компания inDrive. Мы поговорили с Борисом Хваном, менеджером по развитию сервиса inDrive.Межгород в Казахстане, о том, почему междугородние перевозки такие популярные и что происходит на этом рынке прямо сейчас.

– Как выглядит рынок междугородних пассажирских перевозок в Казахстане сегодня?

— Неожиданностей здесь нет. В стране популярны традиционные транспортные средства — самолеты, поезда и автобусы. Благодаря тому, что хорошо развито дорожное сообщение, много людей совершают междугородние поездки на личном транспорте.

Ну и тренд последних лет — это пассажирские поездки на легковых авто с попутчиками. Такие поездки набирают популярность по всему миру, но в Казахстане именно inDrive внес значительный вклад в их популяризацию. Через наш сервис пользователи могут уехать в более чем 1000 различных населенных пунктов или туристических локаций внутри Казахстана.

Суть поездок простая: водитель либо набирает несколько пассажиров, которые между собой делят стоимость поездки, либо пассажиры могут «выкупить» весь салон. Основное удобство заключается в том, что таким образом можно совершать поездки от подъезда до подъезда. Удобно, быстро и просто.

– Как меняется ваша доля на рынке междугородних пассажирских перевозок?

–  Мы видим позитивную динамику благодаря росту количества водителей, покрытия населенных пунктов и росту популярности наших «попуток», когда люди могут бронировать не всю машину, а только одно сиденье, что дешевле.

При сравнении с конкурентами у нас несколько сильных аргументов. Вы наверняка знаете, что при поездках на inDrive пассажир и водитель сами между собой договариваются о цене. То есть водитель может не принимать заказ, если его цена не устраивает.

В итоге цена получается справедливая, потому что на нее согласились оба участника поездки. Это также позитивно сказывается на качестве сервиса: когда обе стороны договорились о цене, у водителя, например, нет ощущения, что кто-то заставляет его возить дешевле, чем он бы хотел. В отличие от конкурентов, у которых цену определяет алгоритм.

Кроме того, для водителя работа с inDrive выгодна, потому что наш сервисный сбор в среднем составляет около 7-10%, а у конкурентов, в лучшем случае, это 15-20%, а иногда и того выше.

Все это влияет на то, что поездки через inDrive.Межгород выгодны и комфортны для пассажира и водителя.

– Почему вы берете именно 10%?

— Мы взимаем минимально возможную комиссию, а на вырученные средства не только улучшаем сам продукт, но и запускаем глобальные социальные проекты, такие как Supernovas (развитие бесплатных футбольных секций для детей), BeginIT (обучение детей основам программирования), Spark Lab (социально-ориентированные проекты при сотрудничестве с ведущими казахстанскими вузами) и другие. В прошлом году основатель компании Арсен Томский лично презентовал некоторые из этих проектов президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву.

– Почему люди предпочитают поездки на inDrive, а не на поезде, например?

— На inDrive.Межгород удобно совершать поездки тем, кто, например, живет и работает в соседних городах и должен каждый день ездить из одного города в другой. Электричка, автобус или поезд — это может быть долго и утомительно. Студенты часто выбирают inDrive, чтобы ездить домой из университетских общежитий. А для путешественников это просто более комфортный способ передвижения.

Не надо подстраиваться под расписание общественного транспорта (поезд или автобус редко ходит), делать пересадки или ездить в час-пик в переполненном салоне.

Благодаря тому, что эти поездки происходят без фиксированных остановок, покрытие населенных пунктов (точки посадки и высадки) очень большое. То есть практически в любой город, село, на любую улицу и к любому дому Казахстана можно доехать на inDrive.Межгород. Достаточно только найти водителя и договориться с ним об условиях.

Я бы отметил еще один важный момент: после поездки пользователи часто пишут в отзывах, что это «стоило своих денег». То есть они бронируют место в машине по цене более-менее похожей на цену билета в автобусе, но едут с гораздо большим комфортом, в удобном автомобиле, с хорошей музыкой, по максимально удобному для себя маршруту.

— Дальние поездки на авто с незнакомыми людьми имеют свои риски или даже проблемы в плане безопасности пассажиров, да и водителей. Как вы это решаете?

— Во-первых, чтобы зарегистрироваться на платформе, нужно предоставить свои документы, которые мы тщательно проверяем. Если замечен какой-то подозрительный пользователь, мы его отслеживаем и блокируем. Анонимности на платформе нет. Также есть всякие полезные функции безопасности вроде кнопки экстренной связи, системы рейтингов и т.д. Помимо этого наша поддержка готова помочь с любой сложившейся ситуацией

Как сервис поездок, inDrive сегодня является вторым в мире приложением по числу скачиваний. Нас под лупой изучают проверяющие органы тех стран, где мы присутствуем, плюс глобальные инвесторы.

А форс-мажоры случаются со всеми. У моего друга недавно вылет самолета задержали на четыре часа. И у него не было альтернативы, кроме как ждать. В случае с inDrive в такой ситуации он бы просто нашел нового водителя и даже не заметил бы такого форс-мажора.

– В интернете обсуждают, что компании из России могут обязать предоставлять доступ к данным пользователей. А как у вас с этой темой?

— Десять лет назад компания inDrive была основана в Якутии. Девять лет назад мы запустились в Казахстане, который на сегодня стал одним из крупнейших рынков для компании. В том числе у нас здесь крупнейший операционный хаб приблизительно на тысячу сотрудников.

За время развития inDrive мы успели перевести в 2018 году головной офис в Калифорнию, запуститься более чем в 40 странах по всему миру, привлечь многомиллионные инвестиции крупнейших международных фондов и стать одним из самых быстрорастущих транспортных сервисов в мире.

У нас нет бизнеса в России, и данные наших пользователей там не хранятся. Поэтому у нас нет никаких обязательств перед российскими органами власти.

– Какие планы у компании на ближайшее время?

— Сейчас, чтобы совершить междугороднюю поездку, есть две опции. В первом варианте пассажир публикует свое предложение, на которое откликаются водители.

Во втором случае водители публикуют свои предложения с ценой за одно сиденье или за весь салон, и пассажиры выбирают между предложениями водителей максимально комфортный и выгодный вариант — разделить поездку с другими пассажирами либо забронировать весь салон.

В ближайшее время мы планируем в Казахстане фокусно развивать именно второй вариант, так называемые попутки. Мы видим большой потенциал у такой транспортной опции. Люди становятся более мобильными, растет средний возраст пользователя мобильным интернетом, увеличивается интерес к внутреннему туризму. Все больше людей уже имели такой опыт поездок и они рассказывают про этот опыт родственникам, друзьям и знакомым. И нам отрадно видеть, что наши усилия не напрасны, потому что все чаще получаем от людей отзывы, что если бы не inDrive, то они путешествовали бы по стране или видели своих любимых сильно реже.

В дополнение к этому я бы выделил два основных направления развития сервиса в ближайшие годы. Во-первых это качественное улучшение комфорта и безопасности наших пользователей. Под этим подразумевается запуск двухсторонней системы рейтингов и отзывов для пассажиров и для водителей, а также классификация авто, например, на классы «стандарт» и «комфорт».

Второе — это популяризация известных и не очень туристических маршрутов. Многие жители нашей живописной страны и не подозревают об огромном разнообразии интересных туристических мест поблизости от их родных городов. Мы хотим, чтобы наши соотечественники в первую очередь задумывались о внутреннем туризме, а затем уже о внешнем.

Вам будет интересно