63% казахстанцев не уверены, что способны распознать онлайн-мошенничество

Дата публикации: 14.09.2023, 13:29

Изображение сгенерировано нейросетью Midjourney

Согласно последнему исследованию Visa Stay Secure 2023, проведенному Wakefield Research, 63% казахстанцев не уверены, что способны распознать онлайн-мошенничество. А 7 из 10 казахстанцев обеспокоены тем, что их друзья или близкие могут отреагировать на мошенническое сообщение.

Об уровне осведомленности о мошеннических схемах социальной инженерии свидетельствуют следующие показатели: 85% казахстанцев вероятнее всего не распознают «тревожных звоночков», указывающих на то, что они столкнулись с преступниками в сети. Каждый второй казахстанец по крайней мере один раз попадал на крючок мошенников, а 23% из них – были обмануты несколько раз.

Вот основные выводы исследования Visa Stay Secure 2023:

Опыт или наивность. Несмотря на низкий уровень уверенности казахстанцев в собственной способности распознать мошенничество, респонденты, считающие себя осведомленными относительно тактик онлайн-злоумышленников, с большей вероятностью нажмут на фальшивую ссылку или откликнутся на мошенническое предложение. Так, 51% «осведомленных» казахстанцев отреагируют на сообщение, содержащее хорошие новости, а 40% отреагируют на просьбу выполнить срочные действия, тогда как среди тех, кто сомневается в своей бдительности, так же поступят 49% и 41% соответственно.

Люди беспокоятся об уязвимости других. 4 из 10 казахстанцев обеспокоены тем, что их друзья или близкие могут отреагировать на мошенническое сообщение с просьбой подтвердить данные своего счета. Более половины респондентов (59%) переживают, что их друзья или родственники попадутся на уловки мошенников, предлагающих бесплатную подарочную карту или товар с сайта. Вызывает беспокойство казахстанцев, что жертвами онлайн-мошенников становятся пенсионеры (69%) и дети или несовершеннолетние (16%).

То, что вызывает у людей подозрения. Меньше всего казахстанцы верят запросам о смене пароля: для 79% опрошенных такие сообщения находятся в тройке самых подозрительных. Менее подозрительными являются сообщения о доставке (всего 30% указали в тройке главных источников подозрений), электронные письма с объявлением о распродажах или новых продуктах (46%), или приглашение оставить отзыв о недавнем опыте (20%) — всем этим могут воспользоваться мошенники.

Не заметить «тревожные звоночки» легко. Только 48% казахстанцев проверяют официальный адрес электронной почты, с которого было отправлено сообщение, а 41% — было ли к сообщению прикреплено название компании или логотип. Менее половины ищут номер заказа (49%) или номер счета (25%). 36% опрошенных казахстанцев следят за тем, чтобы текст сообщения был составлен корректно.

Методология Visa Stay Secure

В ходе онлайн-исследования было опрошено 5 800 взрослых (в возрасте 18 лет и старше) в 17 странах, включая Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман, Бахрейн, Египет, Пакистан, Тунис, Марокко, Нигерию, Кению, Южную Африку, Кот-д’Ивуар, Украину, Казахстан и Сербию. В Казахстане опрос проходили 300 респондентов. Исследование проводилось в течение марта-апреля 2023 года.

Еще по теме:

34 миллиона раз мошенники не дозвонились до казахстанцев