После школы Аружан Меде отправилась в Барселону, где отучилась на финансиста и 3,5 года отработала в сети Hilton of Spain. Однако из-за пандемии коронавируса вернулась в Казахстан. На родине она устроилась в BTS Education. Примерно тогда же в компанию пришла Динара Халитова, у которой за плечами была учеба в Малайзии и 3-летний опыт работы в туризме.
Попробовав себя в ИТ, в декабре 2022-го девушки запустили стартап IMPRO – это образовательные проекты по подготовке ИТ-специалистов под требования конкретной компании. Сейчас Аружан и Динара работают над созданием виртуального ассистента на основе ИИ, который сможет снять большую часть операционки с руководителей. В интервью совместному проекту Digital Business и Astana Hub «100 стартап-историй Казахстана» они рассказали, что привело их в ИТ, как получилось запартнериться с крупными брендами и когда запустится ИИ-помощник.
Если вы хотите тоже стать частью проекта «100 стартап-историй Казахстана» – пишите нам на editor@digitalbusiness.kz
«Хоть у нас обеих не было предпринимательского опыта, решили попробовать создать свой стартап»
– Аружан, расскажите, почему после возвращения в Казахстан решили сменить гостиничную сферу на ИТ?
Аружан: – Когда прилетела из Барселоны, разослала резюме практически во все крупные сети отелей в нашей стране. От каждой из них получила оффер. Однако в тот же момент предложили работу в отделе Business Development в BTS Education. Они занимались подготовкой ИТ-специалистов для разных компаний. Плюс совместно с Mastercard и Министерством торговли и интеграции РК запустили школу электронной коммерции для МСБ. Ее главная задача – помочь предпринимателям прокачать навыки в e-commerce.
Миссия BTS Education мне отозвалась. Тем более, в Hilton отвечала за взаимодействие с корпоративными клиентами: Mercedes, Aston Martin, Netflix, Disney и т.д. Был неплохой опыт работы с крупными корпорациями и хотелось опробовать его в новой сфере. Все сложилось удачно. За первый год работы нам удалось обучить 3 тысячи предпринимателей и более 5 тысяч студентов digital-профессиям.
– Динара, а что привело в ИТ вас?
Динара: – После MBA в Малайзии устроилась в крупную туроператорскую компанию, которая входит в топ-3 Казахстана. Проработала там почти 3 года на разных позициях: сперва sales-менеджером, а потом product development-менеджером. Отвечала за проекты и партнерства Казахстана с ОАЭ, Японией и Юго-Восточной Азией.
С приходом коронавируса туризм сильно просел. Решила найти для себя что-то новое и пришла project-менеджером в BTS Education. Занималась образовательными проектами. Готовили для финтех-компаний разработчиков (Java, iOS, Android), DevOps и Data-инженеров, а также product-менеджеров. Чтобы отобрать менторов, которые их будут учить, провела, наверное, около 300 интервью со специалистами. Некоторые из них уже работали в крупных корпорациях вроде Meta или Amazon.
– Именно во время работы в BTS Education у вас возникло желание запустить собственный бизнес?
Аружан: – Все так. Хоть у нас обеих не было предпринимательского опыта, решили попробовать создать свой стартап. Сработались с Динарой, погрузились в операционку рынка образовательных услуг, получили классный нетворк.
Например, у нас были налажены контакты с несколькими большими компаниями в Казахстане. Приходили к ним, изучали «боли». Исходя из этого формировали программу обучения, искали лекторов и готовили для заказчиков необходимых специалистов, способных сразу вкатиться в работу.
С учетом того, что всеми процессами занимались мы с Динарой, решили использовать модель в собственном стартапе. Так появился IMPRO. Все партнеры, которые с нами взаимодействовали, захотели продолжить сотрудничество.
– Как руководство BTS Education отреагировало на подобное решение?
Аружан: – Когда задумали запускать стартап, компания уже занималась кардинальным изменением своей стратегии. Проекты для корпоративных клиентов на коммерческой основе в их планы не входили.
«Ежеквартальная выручка варьировалась в районе $30 тысяч»
– Кого вы обучали?
Динара: – Если говорить о BTS Education, то в основном молодых специалистов, которым не хватало опыта или определенных навыков для трудоустройства. В основном это студенты 3-4 курсов ИТ-факультетов казахстанских вузов и джуны.
Проблема какая? Компании нуждаются в технически подкованных спецах. На рынке, если мы говорим о джунах, их не так много. Работодателю необходимо потратить довольно много времени, чтобы подготовить новичка к работе на нужном стеке технологий. Далеко не у всех есть ресурсы на онбординг по технической части.
Узнавали у корпораций, какие конкретно специалисты им нужны и на чем важно сделать акцент в программе обучения. Затем через несколько этапов отбора по soft и hard скилам подбирали толковых ребят. За 3 месяца готовили их таким образом, чтобы компаниям не приходилось тратить много времени на адаптацию новых сотрудников.
Еще занимались повышением квалификации для действующих работников. Ведь наши менторы – это ребята уровня мидл+ и сеньор с серьезным опытом в международных компаниях.
Аружан: – Что касается IMPRO, то здесь все зависело от запросов компаний. К примеру, наш первый кейс в рамках стартапа – обучение управлению продуктами 30 сотрудников из разных команд ForteBank. То есть, сфокусировались на подготовке продуктоунеров.
– Кто еще, помимо ForteBank, стал вашим клиентом на старте?
Аружан: – С самого начала у нас сложились доверительные отношения с Mastercard. Делали с ними ряд образовательных проектов по школе электронной коммерции, после которых они стали нашими партнерами.
Сейчас запускаем вместе с Mastercard школу e-commerce в Узбекистане и организовываем первый Центрально-Азиатский форум электронной коммерции.
Также работали с крупными казахстанскими банками.
– С помощью чего зарабатывали?
Аружан: – Заказчики выделяли определенную сумму в качестве гранта на подготовку каждого специалиста или повышение квалификации своего работника. Благодаря этому удавалось быть довольно успешным бизнесом. Ежеквартальная выручка варьировалась в районе $30 тысяч. Когда поняли, что можем хорошо зарабатывать, решили идти в разработку.
– Зачем, если деньги и так хорошо генерировались?
Аружан: – Подобная проектная работа – не масштабируемая история. По сути, это концепт ИТ-школы. Уже четко видели, что одновременно не можем вести больше 5 клиентов. Если растить их количество, то необходимо дополнительно набирать людей, ведь увеличится объем операционки. На каждый проект мы серьезно вовлекались всей командой, но ресурсы ведь ограничены.
Плюс мы изначально планировали быть технологическим стартапом, хотели погрузиться в мир венчура. Так что решили параллельно с образовательными программами идти в разработку. В процессе обучения и сопровождения ИТ-специалистов возникла идея с виртуальным ассистентом на основе искусственного интеллекта. Зачем он нужен? Чтобы решать «боли» тимлидов.
«Один сотрудник на расписание постмитов, распределение задач и другую рутинную работу в среднем тратит 350 часов в год!»
– В чем суть виртуального ассистента?
Динара: – Это дополнительный член продуктовой и проектной команды, который может забирать на себя часть операционных и организационных вопросов.
К примеру, подключаться на созвон, переводить все аудио в текст и затем делать выжимку основного из обсуждения, чтобы не упустить важное. Также ему можно делегировать распределение задач между сотрудниками. А если еще предоставить данные о загруженности каждого, то он наиболее рационально раздаст задания. Плюс отправит уведомления о дедлайне.
Аружан: – Еще ассистент убирает «боль» недосказанных договоренностей. Бывает же такое, что на общем созвоне обсудили какую-то важную проблему, решили с ней разобраться, но вот кто это сделает конкретно, не проговорили. И проходит неделя, а задача не выполнена, так как все думали, что ей занимается кто-то другой. С виртуальным помощником такого не произойдет. Он сразу просигнализирует, что ответственный за задачу не определен.
Читайте также: Молодая мама из Жезказгана создала единый абонемент для посещения детских центров и кружков
– Какой бизнес-эффект от подобного помощника?
Динара: – Подсчитали, что один сотрудник на расписание постмитов, распределение задач и другую рутинную работу в среднем тратит около 350 часов в год! А это серьезные финансовые расходы для компании.
Еще хотим «зашить» в виртуального ассистента функционал, с помощь которого можно отслеживать эффективность каждого работника. Увидеть, сколько задач в месяц он закрывает, какой они сложности, какой экономический эффект дали. Это позволит оптимизировать работу команды и сфокусироваться на раскрытии возможностей каждого сотрудника
– На какой стадии готовности ваше решение?
Аружан: – Работаем над MVP. Альфа-версию тестируем сейчас на десяти продуктовых командах из финтех-компаний. Это поможет с problem-solution fit. По тому фидбеку, что получаем, результаты неплохие. Есть интерес в приобретении нашего решения.
Пока что все делаем за свои деньги. Еще продолжаем параллельно заниматься образовательными проектами. В идеале хотели бы показать первый трекшен, привлечь инвестиции – $400 тысяч на pre-seed раунде при оценке в $4 млн. Тогда сможем идти в большую разработку, что позволит продавать полноценное решение другим корпорациям. Планируем до конца года прийти к этой цели.
– Сейчас у вас разработка своя?
Динара: – На аутсорсе, но мы в процессе создания полноценной команды. Для больших компаний наше решение должно быть кастомизированным, так как процессы везде выстроены по-разному.
Аружан: – Хотели бы еще поработать и с МСБ-сегментом. Автоматизация процессов внутри команды им, возможно, еще более необходима, чем корпорациям. Ведь это позволит серьезно экономить ресурсы.
– Такой виртуальный ассистент будет помогать только продуктовым командам?
Динара: – Нет, в дальнейшем видим его использование и в команде продаж. Он сможет следить за переговорами, изучать скрипты и затем делать разбор, где сотрудник сказал все правильно, а в какой момент нужно было поступить иначе. Такая своеобразная аналитика, с помощью которой можно улучшать эффективность и конверсию продаж.
– Есть ли у этого решения потенциал для масштабируемости, если даже в Казахстане придется кастомизировать его под каждую компанию?
Аружан: – Уверена, что есть. Ведь в основе лежит уникальная технология, которую нужно немного подстроить под запрос конкретной компании. И не важно, в Казахстане она или в Юго-Восточной Азии.
Сейчас решаем вопрос с конфиденциальностью и хранением данных. Предполагаем, что вся информация будет находиться на серверах компании. Но это все гипотетически, так как сначала нужно запустить продукт и дальше уже общаться с большим количеством игроков на рынке.