CartaMe – это единый идентификатор покупателя для участия в программах лояльности супермаркетов, аптек, заправок и других объектов торговли и сервиса с функцией оплаты. После регистрации в приложении для пользователя генерируется персональный ID, который позволяет ему получать бонусы и скидки от разных сетевых ритейлеров. Бизнесу CartaMe предоставляет доступ к новой аудитории, возможность лучше идентифицировать своих покупателей и дополнительный канал продвижения.
Проект, созданный в Беларуси, уже работает в разных странах Европы и готовится выходить на рынок Центральной Азии. Первым в очереди на запуск – Казахстан. В интервью Digital Business представители CartaMe рассказали, чем платформа полезна любителям шопинга, какую ценность несет бизнесу (и крупному, и МСБ), а также почему подобная экосистема является win-win историей для всех игроков на рынке.
Спикеры:
Андрей Дыленок – основатель CartaMe и CEO CartaMe Global
Дмитрий Фицнер – сооснователь и CBDO CartaMe Global
Лейла Мукаева – директор CartaMe в Казахстане
«С учетом того, что решение основано на международной платежной системе, им можно пользоваться в разных европейских и азиатских странах»
– CartaMe для пользователя – это что?
Андрей: – Мобильное приложение, где человеку необходимо зарегистрироваться и заполнить небольшую анкету. Затем на главном экране появляется персональный ID: он может быть в виде штрих-кода или QR. Его, при желании пользователя, интегрируем с банковской картой. В будущем еще рассматриваем вариант с электронными кошельками: Apple Pay, Samsung Pay и т.д.
С учетом того, что решение основано на международной платежной системе, им можно пользоваться в разных европейских и азиатских странах. И для этого не нужно подключение к интернету. Все срабатывает путем прямого считывания.
Дмитрий: – CartaMe объединяет все бонусные карты и программы различных ритейлеров – наших партнеров. То есть вы приходите, условно, в Technodom или Magnum, показываете кассиру ID, и их система определяет вас как лояльного клиента, которому положены определенные скидки.
Также приложение предоставляет необходимую информацию для шопинга. Расположение ближайших магазинов на карте, время их работы, бонусные программы, какие скидки сейчас есть, сколько у вас бонусов. Еще система оповещает пользователя о выгодных акциях.
Это удобно. По сути, решаем проблему множества пластиковых карт в кошельке и приложений в телефоне. Все это теперь находится в одном месте.
– Где можно применять CartaMe?
Лейла: – Наши партнеры – это высокочастотный ритейл. В первую очередь, супермаркеты, заправки, аптеки, зоомагазины, дискаунтеры с бытовой химией или косметикой и так далее. Фокус больше на оффлайн-покупках. Несмотря на активную цифровизацию в Казахстане, люди все еще отдают большее предпочтение офлайн-покупкам.
Андрей: – Делаем акцент на крупных игроках. Однако готовы подключать и малый, и средний бизнес, если есть такой запрос от пользователей. К примеру, когда видим, что люди просят добавить региональные сети магазинов, сразу инициируем с ними переговоры, чтобы они появились в CartaMe.
Вообще не хотим ограничиваться ритейлом. К примеру, в Беларуси, где платформа уже работает несколько лет, реализовали сервис купонов. Добавили вкладку, перейдя по которой пользователь может посмотреть скидки от различных развлекательных центров, ресторанов, фитнес-залов и т.д.
– Как пользователь получает доступ к разным программам лояльности магазинов, заправок, аптек и других бизнесов?
Дмитрий: – Придя в приложение, он оставляет свои данные. Система их верифицирует и записывает в едином стандарте.
Сразу скажу, личные данные мы не храним. Изначально они находятся на устройстве пользователя. Лишь после того, как он даст согласие в приложении на передачу информации в программу лояльности определенной сети, они переносятся в их учетную систему. То есть данные находятся в двух средах: на смартфоне клиента и на серверах ритейлера, который отвечает за сохранность.
«У ритейла мало инструментов для выхода за рамки своей программы лояльности»
– Какую ценность несете бизнесу?
Андрей: – В первую очередь, качественные персональные данные, которые дают более подробное представление о клиентах и помогают эффективнее выстраивать маркетинговые кампании. Сейчас на программы лояльности ритейлеры тратят сотни тысяч долларов. Однако даже самые продвинутые решения могут анализировать максимум 60% чеков. Остальные для продавца остаются инкогнито.
Это серьезная «боль» для ритейла, ведь в идеале программы лояльности можно использовать не только для удержания существующих клиентов, но и для привлечения новых, имея представление об их ежедневных покупках. CartaMe дает доступ к большому пулу аудитории и возможность вовлекать их в свои бонусные истории.
– Кто эта аудитория?
Лейла: – Люди в возрасте от 18 до 65 лет, которые зарабатывают деньги и могут их самостоятельно тратить. Под эту категорию попадает 65% населения Казахстана. И мы даем им безбарьерную среду в перемещении между программами лояльности разных сетей.
Дело в том, что собственные решения ритейла охватывает только ту часть пользователей, которую они уже вовлекли. У них мало инструментов для выхода за рамки своей программы лояльности. Этот барьер отделяет их от новой аудитории. Мы его убираем.
Дмитрий: – Приложение CartaMe – полноценный канал связи с клиентом. У партнера появляется новый инструмент работы с аудиторией, причем с глубокой персонализацией. Это позволяет действовать эффективнее, ведь можно видеть миграцию и лайфстайл покупателей в разносторонней среде. С подобным подходом можно достучаться абсолютно до каждого пользователя, прислав ему персональное сообщение. Есть открытые данные от Додо Пицца, где говорится, что благодаря директ-маркетингу продажи вырастают на 20%.
Лейла: – Мы предоставляем актуальные данные по клиентам, чтобы маркетинг работал эффективно.
С обычными программами лояльности как все происходит? Человек два года назад заполнил анкету на ресепшене в магазине или на сайте компании, а потом забыл. С большой долей вероятности все это время информация не обновлялась. А ведь он мог поменять место жительства, телефон, фамилию. И ритейл об этом ничего не знает, так как не было новой точки касания. У нас же все построено на постоянном обновлении.
– В таком случае каким образом вы соприкасаетесь с базами данных партнеров?
Андрей: – У нас с ритейлером двусторонняя связь. От нас к нему идут данные пользователей, а от него к нам – данные маркетинга: точки расположения магазинов, ассортимент, акции, бонусы. Никакой возможности доступа к аудитории партнера мы не имеем.
При этом, записав нашего пользователя в базу сети, уже никак не можем его оттуда стереть или заблокировать. Также не видим частотность прихода этого пользователя в точки партнера. Это свободный поток покупателей, которому мы даем возможность без ограничений перемещаться между программами лояльности.
«За три года сотрудничества привели одному партнеру десятки тысяч новых клиентов»
– С кем вы уже работаете?
Дмитрий: – В Беларуси, откуда мы вышли, с CartaMe работает более 20 крупнейших разноформатных ритейлеров. Среди них 3 из 5 самых крупных фуд-ритейлеров в стране. С двумя оставшимися активно общаемся о сотрудничестве.
Среди наших партнеров есть крупная сеть обувных магазинов, которая начала с нами взаимодействовать, когда проект был еще на стадии MVP. Они искали решение для правильного сбора данных о своих покупателях, чтобы эффективнее с ними коммуницировать. Уже три года сотрудничаем и за это время привели им десятки тысяч новых клиентов.
– В Казахстане уже удалось договориться с крупными компаниями о партнерстве?
Лейла: – Сейчас работаем над процессами запуска здесь. Находимся на стадии интеграции с некоторыми крупными партнерами. Для старта достаточно трех высокочастотных ритейлеров и одного банка. Последний нужен для того, чтобы с помощью нашего решения можно было либо пластиковой картой, либо в мобильной среде закрывать оплату товаров в магазине. Думаю, для реализации всего необходимого нам нужно еще около 2 месяцев.
– Еще один вопрос. Как на вашей платформе смогут уживаться принципиальные конкуренты?
Дмитрий: – Здесь несколько факторов. Во-первых, мы независимая платформа, которая не принадлежит какой-то конкретной сети. У нас есть глобальный партнер для работы с платежами. Больше, по факту, мы никем не ангажированы.
Во-вторых, когда приходим к потенциальному партнеру, не призываем его отказываться от софта, которым он уже пользуется на протяжении долгих лет, вложив в это дело большие деньги. Платформа способна работать как внешний оператор на уже устоявшихся решениях партнера. Также мы не лезем в базу данных партнеров.
Лейла: Главное – предлагаем бизнесу платформу, где нет конфликта интересов. В CartaMe ритейлеры могут коллаборировать друг с другом, чтобы получался win-win для всех. Ведь мы не предлагаем доступ к чужой аудитории, а даем большому количеству людей огромный выбор мест, куда они могут сходить, а ритейлерам – инструмент для более точного маркетинга.