«Наша главная цель — стать цифровым культурным достоянием Казахстана», — говорит CEO стартапа SAZALEM Нуми Мусалиева. С января 2023 года ее команда развивает мобильную платформу с современной и классической музыкой казахстанских исполнителей. В базе данных проекта собралось уже больше 20 тысяч композиций, а само приложение скачали более миллиона раз. Для чего нужен проект — и как SAZALEM будет развиваться дальше? Читайте в интервью Нуми для Digital Business.
«100 стартап-историй Казахстана» – это совместный проект редакции Digital Business и Astana Hub. В нем публикуются яркие истории казахстанских предпринимателей и ребят – участников программ Astana Hub из других стран, которые создают крутые продукты и сервисы. Мы верим: кто-то этих стартапов обязательно станет «единорогом» и прославит Казахстан на мировом ИТ-рынке. И верим, что опыт разных ребят-предпринимателей, собранный в одном месте, вдохновит аудиторию на новые дерзкие и креативные стартапы.
Проект выходит на трех языках – казахском, русском, английском – и является полностью бесплатным для наших героев. Если вы хотите тоже стать его частью – пишите нам на editor@digitalbusiness.kz.
«Sazalem получил $150 тысяч ангельских инвестиций»
— Нуми, насколько известно, раньше Sazalem владел другой человек. Расскажите подробнее, что изменилось и когда?
— Все началось еще в 2013 году, когда проект начал Гани Мырзамуратов. Насколько я знаю, он захотел сделать Sazalem, потому что увидел проблему: казахстанцы почти не слушают отечественную музыку, а отдают предпочтение российским и американским исполнителям.
Чтобы показать, насколько много в стране своего качественного контента, он создал платформу. На тот момент это был сайт, куда Гани собирал как современные композиции, так и музыкальный фольклор, в том числе и кюй (традиционные казахские инструментальные пьесы — прим. Digital Business). Со временем портал получил хороший трафик — по 1000 посетителей в день.
Когда Гани собрал 10 тысяч произведений в Sazalem, развитие проекта остановилось. Что именно произошло на самом деле, лучше спросить у него, но я предполагаю, что основатель не ожидал такой популярности. Изначально для него это было хобби, но со временем сайт стал требовать больше технической поддержки, а это время.
Поэтому в конце 2022 года Sazalem и все интеллектуальные и коммерческие права выкупил Серик Бекетаев, который сейчас работает в Google. Он же выделил на развитие проекта инвестиции в размере $150 тысяч, которые нужны для быстрого развития и на содержание команды. А сейчас консультирует нас по всем стратегически важным вопросам, которые касаются развития Sazalem.
— Для чего это понадобилось Серику?
— Как бы пафосно ни звучало, Серик считает это своим долгом. Он родился и вырос в Казахстане, учился играть здесь на домбре, а сейчас, имея опыт работы в США, увидел отличную возможность внести свой вклад в развитие и популяризацию культуры Казахстана. Сейчас — идеальное время для таких шагов: все больше людей переходят на родной язык, а это приводит к тому, что здесь появляется много местных артистов. Похожие процессы были в Японии и Южной Корее: эти страны стали прогрессивными и не потеряли свою айдентику, потому что дорожат культурой и историей.
И при этом нам не нужно было стартовать с нуля: есть сайт, есть огромная база музыкального творчества (10 тысяч казахстанских произведений). Оставалось только сделать версии на iOs и android, провести ребрендинг и настроить процессы так, чтобы вести всех пользователей только в мобильное приложение.
— Почему только mobile?
— Такой логикой пользуются все передовые музыкальные площадки. Даже Spotify как один из лидеров индустрии делает все, чтобы люди пользовались только мобильными приложениями.
В случае Sazalem сайт все еще существует. Но там можно только искать музыку. Когда пользователь находит нужную композицию и нажимает «Прослушать», ему предлагают сделать это в приложении на телефоне.
«95% аудитории платформы — из сельской местности»
— Раз затронули Spotify, поговорим про конкуренцию. Чем вы лучше этой платформы или, например, «Яндекс Музыки»?
— Краткий ответ такой: мы просто работаем для разных целевых аудиторий.
Все, что вы перечислили, это крупные глобальные площадки, которые почти не учитывают локальных особенностей и не понимают нашего менталитета. К тому же они целятся на аудиторию крупных городов и продвигают свои продукты, в основном, среди городских жителей.
В случае с Sazalem 95% аудитории находится в сельской местности, в регионах, где многие люди и знать не знают, что есть Spotify. Это и есть наша аудитория.
Есть еще одна причина, почему люди выбирают нас: в Sazalem можно слушать музыку бесплатно. Понятно, что там будет реклама. Но даже если посмотреть на варианты с подпиской, то у нас месячный платеж составит около 500 тенге, а на других площадках — минимум 1,5 тысячи.
То есть наша команда хочет сделать так, чтобы люди из малых и средних городов и сельской местности могли слушать казахстанскую музыку. Бесплатно, в хорошем качестве и с персональными подборками.
В этом вопросе есть еще одна сторона — исполнители. На других платформах система выстроена так: артисты собирают информацию, где размещен их контент, а потом запрашивают данные о прослушиваниях для выплат гонораров. Мы же хотим сделать систему, в которой каждый музыкант, который зарегистрировался в Sazalem и прошел наш комплаенс, мог сам видеть статистику и получать справедливый гонорар.
ТОП-3 самых прослушиваемых композиций в SAZALEM в августе 2023-го года:
- Жазира Байырбекова — Бесік жыры
- Нурлан Онербаев — Ана туралы жыр
- Кайрат Нуртас — Мен гашыкпын
— Вы говорите, что ориентируетесь на регионы. Но там есть проблемы с интернетом. Как вы собираетесь продвигать сервис, если у вашего приложения нет прямого доступа к этим людям?
— Да, такая проблема действительно есть. Частично мы ее решили за счет прослушивания песен в режиме офлайн: можно сохранить нужные композиции, а потом слушать их в любом месте.
В дальнейшем мы надеемся на улучшение ситуации с интернетом в стране, чтобы все больше и больше людей могли пользоваться нашим приложением. Но уже сейчас у нас есть неплохие цифры: 70 тысяч ежемесячно активных пользователей, 70% из них из регионов. Эти люди становятся мини-амбассадорами бренда. Рассказывая о Sazalem, они помогают нам продвигать приложение.
— Расскажите о географии пользователей. Где Sazalem слушают чаще всего?
— Юг и Восток Казахстана. Регионы в этих частях страны приносят нам около 50% пользователей. Вот, например, наша статистика по посещениям за 30 августа:
«Sazalem — это история не про монетизацию»
— Как вы зарабатываете?
— Есть 2 основных вида монетизации — реклама и подписки. С подписками все просто: нам нужно доказать клиенту свою ценность, чтобы он захотел платить за пользование платформой. Услуга стоит около 499 тенге. И из 70 тысяч ежемесячно активных пользователей примерно 8% уже оформили подписку.
Реклама в Sazalem может быть нескольких видов: можно создавать баннеры, а еще — делать аудиорекламу. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими крупными брендами о таком формате сотрудничества.
Третий вид возможного продвижения и монетизации — коллаборации с крупными компаниями в Казахстане. Например, мы выиграли конкурс Altel и Tele2 — и стали партнерами. Подробности пока раскрывать не можем из-за NDA. Но скоро объявим об этом публично.
Здесь я хотела бы проговорить важную вещь: Sazalem — история не про монетизацию и зарабатывание денег. Конечно, финансы нам нужны, чтобы платить людям зарплаты и развиваться дальше. Но наша главная цель — стать цифровым культурным достоянием Казахстана и сделать так, чтобы казахстанцы по-настоящему полюбили отечественное творчество.
— Это важное уточнение, спасибо. Еще один вопрос про деньги: вы сказали, что Sazalem получил $150 тысяч инвестиций. На сколько времени вам их хватит?
— Мы рассчитываем, что этой суммы будет достаточно до конца 2023-го года для технического развития продукта, содержания команды и маркетинговых кампаний. А к декабрю 2023-го должны выйти на полную самоокупаемость.
— Сколько человек в команде проекта?
— 14. Мы делимся на две команды: техническую и креативную. В первой находятся разработчики и те, кто отвечают за работоспособность продукта. Во второй собраны контент-менеджеры — наши супергерои, которые ищут в офлайне и онлайне редкие композиции, а также SMM-специалисты.
«Мы тестируем технологию, которая улучшит качество старинных музыкальных записей»
— Расскажите об ИТ-составляющей Sazalem.
— Наша база — это мобильное приложение на iOs и android, которое мы готовили 4 месяца.
Также используем машинное обучение для персонализации музыкальных подборок: долгое время тестировали алгоритм, чтобы он выдавал похожие песни и музыку с вероятностью не хуже, чем у других мировых музыкальных платформ.
Еще из интересного: сейчас тестируем технологию, которая позволит улучшать качество старинных музыкальных записей. В нашей базе есть очень много отличных произведений с плохим звуком.
— Здорово. Последний вопрос — про планы. Чего ждать от Sazalem в ближайшие полгода?
— В первую очередь, нам нужно достигнуть стабильного экономического состояния, чтобы и дальше собирать музыкальные произведения (сейчас в нашей базе — больше 20 тысяч композиций).
Также мы готовимся к созданию масштабных спецпроектов. Один из них — цифровая библиотека всех Кюи в Казахстане. Хотим объездить всю страну и собрать там местные произведения, потому что в каждом регионе получаются совершенно разные варианты исполнения. То есть наша глобальная задача — помочь оцифровать культуру страны.
Еще одно направление — запуск подкастов на казахстанском языке о культуре Казахстана. Глобально все эти обновления должны дать огромное количество качественного контента и повысить ценность Sazalem в глазах его пользователей.
Но все карты раскрывать не хочется. Скоро мы запустим большую маркетинговую кампанию в Казахстане — и вы обо всем узнаете.