«Во время работы в Toyota нам с другом удалось раскрыть схему мошенников, которые воровали фары, что увеличивало стоимость сборки автомобиля в России на 20%. После этого пошли на повышение. Однако вскоре мой друг повесился… Экспертиза показала, что у него случилось выгорание. Не выдержал навалившейся нагрузки и давления. На протяжении 3 месяцев он не мог нормально спать и есть. Когда случилась трагедия, пообещал себе сделать все возможное, чтобы спасти как можно больше людей от подобной участи», – рассказывает основатель и CEO стартапа GoDays Елнур Кай.
GoDays – инструмент на базе ИИ, который помогает предвидеть и предотвратить выгорание. В интервью совместному проекту Digital Business и Astana Hub «100 стартап-историй Казахстана» Елнур и операционный директор GoDays Динара Ускенбаева рассказали, как можно понимать состояние человека с помощью клавиатуры, чем эта информация может быть полезна тимлидам и HR-м, а также насколько казахстанским и международным компаниям интересен подобный сервис.
Если вы хотите тоже стать частью проекта «100 стартап-историй Казахстана» – пишите нам на editor@digitalbusiness.kz
«В тестовом режиме внедрили рабочее время с 16:00 до 00:00. Благодаря этому продуктивность сотрудников выросла на 20%»
– На чем основан концепт GoDays?
Елнур: – После случившегося с моим другом стал изучать природу выгорания. Прочитал около 55 научных работ на эту тему. Больше всего меня заинтересовала теория профессора психологии Кристины Маслах из Калифорнийского университета в Беркли (США). Она выдвинула гипотезу, что по изменению характера нажатия клавиш на клавиатуре можно оценить морально-психологическое состояние человека.
Главный посыл – у каждого из нас есть константы движений в различных ситуациях. В зависимости от обстоятельств меняется способ печатания. Это позволяет узнать о человеке много информации: выспался ли он сегодня, не поссорился ли с кем-то из коллег в обеденный перерыв, в какое время суток чувствует себя лучше и т.д.
Наш CTO Димаш Айткали придумал, как реализовать теорию профессора в коде. С клавиатурой интегрируется плагин, который отслеживает изменения нажатий клавиш в течение определенного периода. Чем дольше, тем лучше, ведь тогда получается собрать больше информации. Затем ее обрабатывает ИИ и выдает результат: в порядке ли все с человеком либо он приближается к выгоранию.
Обратились к профессору с просьбой предоставить разрешение на использование ее научной работы. Получили одобрение и начали все тестировать.
– Помимо Казахстана вы проверяли гипотезу в Португалии. Почему выбрали именно эту страну?
Елнур: – С идеей GoDays нам удалось попасть в португальский онлайн-акселератор. Получили там доступ к местным университетам и крупнейшему оператору связи в стране – MEO. На них обкатали свой продукт – технический плагин, который можно установить на macOS, Linux и Windows.
Кстати, очень долго тестировали совместимость с ними, чтобы со 100% вероятностью получить API. Каждый день приходили отказы. Только спустя, наверное, миллион итераций и 9 месяцев работы все получилось.
Но главное, удалось доказать, что теория отслеживания состояния человека по нажатию клавиш на клавиатуре функционирует. Был интересный кейс. В одной ИТ-компании в тестовом режиме внедрили рабочее время с 16:00 до 00:00. Благодаря этому изменению продуктивность сотрудников выросла на 20%, так как айтишникам проще работать по вечерам.
Динара: – Еще поняли, что поведенческие особенности не зависят от национальности. И в Казахстане, и в Португалии GoDays показал хорошие результаты. Когда обкатывали продукт на своих сотрудниках, смогли предсказать у одного парня эмоциональное выгорание за три месяца до того, как оно случилось. После успешных кейсов начали все оцифровывать.
– Кажется, что предсказать эмоциональное выгорание – половина дела. Чтобы избежать негативных последствий, его необходимо предотвратить. Каким образом это можно сделать с помощью GoDays?
Динара: – Вместе с информацией о том, что в команде есть сотрудник на грани выгорания, тимлид получает от GoDays советы для улучшения его состояния. Например, уменьшить количество задач или снизить их сложность, а может и вовсе отправить человека в короткий отпуск.
При этом руководитель ни при каких обстоятельствах не должен говорить о подозрениях на выгорание в лоб. Подобная история многими воспринимается как слабость. Тактичность здесь – залог успеха.
Чтобы улучшить эффективность, договорились об интеграции с Trello. Это позволит понимать, с какой нагрузкой способен справляться сотрудник. Система сможет подсказывать руководителям, как грамотно распределить задачи: кому лучше дать выполнить что-то быстрое, а кому поручить большую проектную работу. Так можно предотвращать перегрузки.
Елнур: – Сейчас еще дорабатываем продукт, чтобы он мог определять скрытых лидеров. У нас был классный кейс с европейским банком. Одна сотрудница закрывала самостоятельно большую часть задач. Но вместо нее на повышение пошел другой человек, который всем рассказывал, что они все делали вместе. Девушка проработала еще полтора года, выгорела и уволилась. Зато потом устроилась в Microsoft на хорошую должность, а банк потерял квалифицированного специалиста.
«Сейчас подключаем одну компанию, у которой есть офисы в Казахстане, на Кипре и США»
– В чем практический интерес работодателей подключать вашу систему и отслеживать состояние работников?
Динара: – Если говорить исключительно о Казахстане, то мы помогаем не потерять хорошего сотрудника. Давайте на чистоту, на нашем рынке не так много высококвалифицированных специалистов в ИТ. За них идет настоящая борьба.
Делали аудит с различными местными компаниями и увидели, что у них большая текучка кадров. И практически никто не разбирается, почему так происходит. Ну ушел человек и ушел. Однако это серьезные экономические потери. Работодателю придется потратиться на обучение нового сотрудника, который первые 3 месяца не сможет работать в полную силу из-за адаптации. Гораздо проще и выгоднее сделать так, чтобы сотрудник не захотел увольняться.
– Удается доносить эту ценность до лиц, принимающих решения?
Елнур: – Изначально с этим были сложности. Пытались сразу общаться с финансовыми директорами и СЕО. Однако те не понимали, зачем мы им нужны, ведь тесно не взаимодействуют с персоналом.
Решили заходить через HR-департаменты, ведь на них лежит найм и онбординг. Это оказался верный путь. HR-менеджеры хорошо понимают нашу пользу, ведь увольнение сотрудников – это их главная «боль». И уже они идут к тем, кто распоряжается в компании деньгами, объясняют, зачем все это нужно.
– Кто сейчас ваши клиенты?
Динара: – Пока что казахстанские компании: ИТ, банковский сектор, консалтинг. В основном это либо филиалы международных корпораций, либо наши местные организации, которые используют в работе западные подходы и методологии. В общем, исключительно В2В.
Радует, что сейчас в Казахстане наблюдается тенденция изменения отношения к работникам в лучшую сторону. Все в большем количестве компаний появляются отделы, которые занимаются well-being людей.
– А что с зарубежными компаниями? У вас ведь уже был опыт работы с Toyota, Shell, Nike, Spotify.
Елнур: – С ними получилось законнектиться благодаря эдвайзерам. При этом работали практически бесплатно. Нам было важно оправдать их доверие и доказать свою ценность. И это получилось. С некоторыми из этих брендов готовим заключение контрактов.
Динара: – В работе с большими компаниями выбрали такую стратегию. Сначала подключаем один из их офисов. Через месяц показываем результат и дальше уже масштабируемся на другие филиалы.
Сейчас, к примеру, подключаем одну ИТ-компанию, у которой есть офисы в Казахстане, на Кипре и в США. Договорились с ними поработать сначала здесь, а если им понравится, то дальше подключаем остальные страны.
«Планируем масштабироваться в Южной Корее и Японии. Там международные корпорации хотят решать проблемы с переработками»
– Какие страны в приоритете для выхода?
Елнур: – Те, где актуальны проблемы с эмоциональным выгоранием и есть запрос на их решение. В первую очередь, Южная Корея и Япония. Там международные компании хотят решать проблемы с переработками. Особенно в Южной Корее, где к нашему решению уже есть интерес. Но мы не хотим особо торопиться с выходом туда. Для начала планируем зарегистрироваться в Делавэре, чтобы можно было позиционировать себя американской компанией.
Динара: – В Южной Корее уже тестируемся с одним фондом. Этот рынок довольно специфический. Туда нужно заходить с полностью готовым решением, так как цена ошибки слишком высока. Допустим, если в какой-то компании, где используется GoDays, выгорит один сотрудник, то уровень скептицизма к нашему продукту повыситься в разы у всего рынка.
– Когда будете готовы к масштабированию в Южной Корее?
Динара: – Наша главная задача – быть как можно точнее. Для этого необходимо протестировать GoDays на определенном количестве людей. На данный момент у нас 60 тысяч, однако нужно больше, чтобы лучше все оптимизировать.
Плюс хотим улучшить KPI-часть, бонусную систему и распределение нагрузок. Это обкатываем пока в Казахстане, так как рынок знаком и здесь это делать дешевле. Когда сможем все реализовать, начнем активно масштабироваться. Сперва в Южной Корее и Японии, а затем в Европе и США.
– Есть ли в этих странах проекты, аналогичные вашему?
Елнур: – Множество. Однако некоторые из них читают личные переписки или отслеживают, что человек делает за компьютером. Это нарушает конфиденциальность и создает сотруднику дискомфорт.
Мы не собираем личные данные. Обрабатываем только количество нажатий клавиш на клавиатуре. При этом не знаем, кто сидит за компьютером. Это видит HR, которому мы отправляем результаты наблюдений. Он уже может понять, какой конкретно сотрудник находиться в опасном положении.
– А сотрудник знает, что его действия за компьютером каким-то образом отслеживаются?
Динара: – Во многих компаниях при подписании контракта человек соглашается на обработку некоторых его личных данных. Сообщать ему об этом или нет – остается на усмотрение работодателя.
Вообще в будущем рассматриваем два варианта сбора информации. Первый – прохождение сотрудником 1-2 раза в неделю специального опросника, составленного психологом. Там 20 вопросов на выявление выгорания. Плюс написать на клавиатуре пару предложений. Затем ИИ все обрабатывает и с точностью до 94,5% определяет состояние человека.
Второй – считывание информации с клавиатуры на постоянной основе. Этот вариант эффективнее. Чем больше нажатий, тем точнее получится портрет сотрудника и понимание его состояния.
«Если мы начнем сейчас гнаться за деньгами, то не сможем уделять необходимого времени для развития продукта»
– С помощью чего вы монетизируетесь?
Динара: – Ежемесячная подписка. Компания платит за одного сотрудника $4,49. Однако пока что зарабатывать у нас не получается – находимся в операционном минусе. Но, наверное, это даже хорошо. Если мы начнем сейчас гнаться за деньгами, то не сможем уделять необходимого количества времени для развития продукта.
На самом деле, продать можно практически все, что угодно. А потом забрать быстро деньги и разойтись. Но наша цель – создать историю, которая сможет помочь большому количеству людей. По этому плану и движемся.
– За счет каких средств тогда развиваетесь?
Елнур: – Изначально вкладывали в проект свои деньги. В общей сложности получилось $57 тысяч. На них смогли прожить 9 месяцев. Основные траты – оплата серверов и зарплата команде, в которой на первых порах было 5 человек. Затем увеличили штат до 11.
Позже привлекли $75 тысяч от MyVentures. С помощью инвестиций смогли жить дальше и тестировать новые гипотезы. Сейчас готовимся поднимать новый раунд при оценке в $5 млн. Деньги нужны, чтобы реализовать некоторые фичи и выходить на новые рынки.
– Не так давно GoDays анонсировал запуск лаборатории искусственного интеллекта для школьников и студентов в Казахстане. Это тоже требует финансовых вливаний?
Динара: – Операционная и менеджерская часть лежит на школах и университетах. С нашей стороны – составление образовательной программы и наставничество. Плюс можем делиться плюшками от наших партнеров, вроде льгот на оплату серверов.
– Зачем вам понадобилась подобная история?
Елнур: – Хотим познакомить как можно больше людей, особенно молодежь, с новыми технологиями. У команды GoDays есть классная экспертиза в области искусственного интеллекта, которой мы готовы делиться. Тем более нам как стартапу важно качать такие комьюнити в Казахстане. Ведь эти ребята могут генерировать крутые идеи, либо присоединиться к нашей команде уже с определенным бэкграундом.
– До конца года что хотели бы реализовать в GoDays?
Елнур: – Было бы круто подключить 500 тысяч работников по всему миру. А деньги? Наша история не про миллион долларов, а про людей. Сможем помогать многим, будет здорово.