До прошлого года Бейбут Жантурин строил успешную карьеру финансиста. После учебы в Казахстанском институте менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) он отправился в британский University of Exeter, где получил степень магистра наук в области финансов и инвестиций. Затем была работа в различных банках и в BV Management (дочерняя организация Qazaqstan Investment Corporation). Под ее управлением было два фонда в размере $150 млн, а Бейбут занимал в компании позицию генерального директора.
Однако в 35 лет он решил уйти в свободное плавание и запустил проект ProsperPay – сервис, позволяющий работникам отслеживать суммы заработанных на текущий момент денег и переводить их себе на карту в любое время. Для совместного проекта Digital Business и Astana Hub «100 стартап-историй Казахстана» Бейбут рассказал, зачем променял успешную карьеру в корпорации на стартап, как работает его сервис по выплате авансов и чем он полезен работодателю.
Если вы хотите тоже стать частью проекта «100 стартап-историй Казахстана» – пишите нам на editor@digitalbusiness.kz
«Обратить внимание на ИТ посоветовала жена»
– Вы довольно бодро шли вверх по карьерной лестнице. Путь от менеджера в банке до генерального директора в BV Management занял всего 4 года. Зачем решили уйти из найма и заняться бизнесом?
– Это органичный шаг. За время работы в банках и разных компаниях многому научился, получил крутой опыт. В бизнесе ты можешь его применить и реализовать свой потенциал, создав что-то ценное и значимое для общества. Мое стремление уйти из найма основывалось именно на такой идее. Плюс был уверен, что сейчас максимально подходящее время для подобного перехода.
– Почему выбрали ИТ, а не какую-нибудь классическую сферу?
– Жена посоветовала. Она уже на протяжении нескольких лет занимается исследованием ИТ-рынка Казахстана. Хорошо знает венчурные фонды, местные стартапы, на каких рынках они работают, какие пивоты делали и т.д. Показывала мне кейсы разных проектов: и местных, и зарубежных. Благодаря ей погрузился в технологическую экосистему и понял, что в этом есть смысл и нужно пробовать.
Вместе с Айнур стали изучать, какие ИТ-решения популярны в мире. Составили шорт-лист из 50 проектов, который со временем сократился до 10. Остановились на финтехе. Эта сфера быстро развивается, в ней постоянно появляются решения, способные серьезно улучшить жизнь людей. Тем более, у меня есть в ней опыт. Так сформировалась задумка с ProsperPay.
– С чего начали реализацию проекта?
– С изучения налогового и юридического законодательства. Пошел консультироваться на этот счет к университетскому другу Эрику. У него компания, которая занимается аутсорсингом учетных систем. Он мог поделиться экспертизой в вопросах выплат зарплат, работы с 1C и другими вещами. Так общались один день, второй, третий… А потом решили стать партнерами и делать стартап вместе.
Расписав всю концепцию проекта на бумаге, обратились к нескольким потенциальным клиентам – юридическим лицам. Обсудили, насколько в целом им был бы интересен подобный сервис. После того, как получили фидбек и увидели желание сотрудничать, нашли разработчиков и стали делать MVP.
– Что собой представляет Prosper Pay?
– Для пользователей – мобильное приложение, куда работник может зайти и в любой момент запросить выплату аванса из заработанных на данный момент денег, не дожидаясь дня зарплаты.
От работодателей требуется только дать добро на интеграцию нашего софта с их учетными системами. Это позволит передавать персоналу данные о средствах, которые они заработали на текущий момент. Также транзакция, если человек решит перевести себе на карту определенную сумму в качестве аванса, будет отражаться в ведомости у бухгалтера.
«Наш сервис способен снизить текучесть кадров в 2 раза»
– Для кого в первую очередь предназначен ваш сервис?
– Для производственного и линейного персонала. Это люди со средним заработком. Вообще в Казахстане 75% населения живет от зарплаты до зарплаты, не имея никаких сбережений. Более того, 15% трудоспособных граждан (а это 1,35 млн человек!) – заемщики микрофинансовых организаций (МФО). Причем треть из них влезает в кабалу, как раз не дождавшись выплат от работодателей. И эта цифра, к сожалению, только растет. За последние 4 года количество просроченных платежей в МФО выросло в несколько раз.
– И что вы предлагаете этим людям?
– Альтернативу кредитованию. Ведь с Prosper Pay человек берет, по сути, свои деньги. Механизм такой. Сотрудник отработал 15 дней и за это время, допустим, заработал 150 тысяч тенге. Если ему вдруг понадобились средства, он заходит в личный кабинет, вводит нужную сумму, которая в течение нескольких минут приходит ему на карту.
Это сильно облегчает жизнь. Ведь теперь работнику не нужно идти к начальнику, объяснять ситуацию, писать заявление и ждать его одобрения, что занимает кучу времени. А еще же есть бухгалтерия, которой тоже нужно все подсчитать и успеть провести платеж. И это тоже далеко не всегда происходит быстро.
– В таком случае деньги работнику выплачивает ваш сервис?
– Все верно. Человек делает запрос, а мы переводим сумму. Правда, она не должна быть больше, чем он заработал на момент выплаты. Затем, когда компания перечисляет работнику зарплату, сумма долга уходит нам, так как у бухгалтера все эти финансовые операции автоматически отражены в ведомости.
– В чем интерес работодателей сотрудничать с Prosper Pay? Ведь вы просите интеграцию с их учетными системами.
– Во-первых, нас можно позиционировать как дополнительный социальный бенефит наравне с медицинской страховкой и другими «плюшками». Это серьезная ценность в глазах работников. В западных странах отклики на вакансии компаний, которые пользуются подобными сервисами, увеличиваются в несколько раз.
Во-вторых, можем помочь снизить количество увольнений. Для Казахстана текучесть кадров среди линейного персонала – серьезная проблема. Компании, с которыми мы общались, а среди них есть и крупнейшие работодатели в стране, отмечали, что штат за год может обновляться на 100%. В Европе и США сервисы, вроде Prosper Pay, помогали уменьшать текучку в 2 раза.
В-третьих, в Казахстане многие работодатели и без нас видят эти проблемы, однако им тяжело автоматизировать процесс выплат авансов в любой момент. Это требует больших финансовых затрат и человеческих ресурсов. Мы же предлагаем рабочий инструмент, способный интегрироваться с разными решениями. И все это бесплатно.
«Сейчас к нам подключено 11 компаний с общей численностью штата 20 тысяч человек»
– Кто ваши клиенты?
– Если говорить про идеального, то это компания со штатом 500+ человек, которая пользуется учетной системой и платит «белые» зарплаты.
Сейчас к Prosper Pay подключено 11 компаний с общей численностью штата 20 тысяч человек. Среди них крупнейшие ритейлеры и клининговый холдинг, аутстаффинговая компания, фитнес-клубы, производственные предприятия. В основном это B2B. География – Алматы, Астана, Алматинская область.
Общаемся и с квазигосударственным сектором. Уже на стадии согласования договора с несколькими крупными компаниями. Есть планы работать и с B2G. Однако в силу ограниченных ресурсов еще не успели до них добраться.
Однако в скором времени будем активно двигаться в регионы. Хотим быть и в Шымкенте, и в Актау, и в Караганде, и в Актобе. Конечная цель – сделать подобный способ выплат зарплаты индустриальным стандартом и нормой во всем Казахстане.
– В данный момент вы не берете никакой оплаты от работодателей. За счет чего монетизируетесь?
– Работник платит фиксированную комиссию за одну транзакцию. Могу сказать, что каждый месяц кратно прирастаем по их количеству. В июне транзакций было в 5 раз больше, чем в мае. В июле – почти в 2 раза больше по сравнению с июнем.
Такого прогресса помог добиться Silkway Accelerator от Astana Hub и Google for Startups и Investment Readiness Accelerator от MOST Hub, в которых недавно участвовали. Научился быть деятельным и стал придумывать и проверять больше гипотез. В результате во время акселератора выросли примерно раз в восемь: и по пользователям, и по выручке.
– Все работники компаний, с которыми вы сотрудничаете, пользуются сервисом?
– Около 30-50%. И это очень хороший показатель. Когда изучали конверсии иностранных аналогов, там процент был намного меньше. Однако при запуске Prosper Pay ожидал, что в Казахстане люди будут использовать такое решение активнее. У нас все-такие население менее обеспеченное, чем в странах Западной Европы и США.
«Как показывает опыт сервисов, подобных нашему, необходимость в выплате аванса в любое время не отпадет у всех поголовно»
– На какие деньги живет проект?
– Долгое время Prosper Pay «ехал» на наших с Эриком деньгах. Также привлекали инвестиции в виде займа для пополнения оборота, чтобы финансировать выплату авансов.
Сейчас работаем над новым раундом от бизнес-ангела при оценке в $3 млн. Деньги пойдут на развитие продукта. Планируем внедрять дополнительные фичи. Уже обговариваем с клиентами, что им наиболее интересно. Плюс будем активно вкладывать в маркетинг, чего пока не делали. Продвижением и продажами занимались своими силами.
– Давайте пофантазируем. Если через несколько лет уровень жизни и зарплат в Казахстане станет выше, разве останется ваш сервис актуальным?
– Как показывает опыт проектов, подобных нашему, необходимость в выплате аванса в любое время не отпадет у всех поголовно. В Великобритании и США, где уровень жизни и зарплаты намного выше, чем в Казахстане, такие решения популярны.
Да, там ими пользуется меньше людей, но клиенты всегда есть. Тем более это удобный цифровой инструмент, позволяющий видеть, сколько ты зарабатываешь в день, и в любой момент вывести деньги. Так что сервис будет актуален и в Казахстане, и в других странах.
– Правильно слышу, что собираетесь масштабироваться?
– Такие планы есть. Для начала можно выйти в другие страны Центральной Азии. Нравится рынок Узбекистана, где больше населения, чем в Казахстане, много производств, а также невысокий уровень дохода у людей.
Затем будем двигаться в Юго-Восточную Азию. Там густонаселенный регион и тоже есть проблемы, аналогичные нашим. При этом хорошо развиты технологии и цифровизация. Потенциал для роста большой.
Правда, масштабироваться будем не раньше 2024 года. Пока что фокус на Казахстане. Нужно встать крепко на ноги, а уже затем идти на новые рынки.