Бахт Ниязов: закономерности и ясности в венчуре намного больше, чем в сельском хозяйстве

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 19.07.2023, 09:04

Фото — youtube.com/@businessnomads

Как нужно подходить к венчурному инвестированию, чтобы не остаться ни с чем, когда в Казахстане вырастет первый единорог и зачем нужен мини-город для айтишников — об этом рассказал в проекте «Бизнес Номады» Бахт Ниязов, бизнес-ангел, учредитель Falconry VC, соучредитель UMAY Angels Club и MOST Ventures.

Как правильно инвестировать в венчурные проекты

— Если кто-то только начинает свою деятельность в качестве «ангела», начинает инвестировать в стартапы, то не нужно  аллоцировать больше 5% своих активов. Всегда об этом говорю, когда выступаю публично. Как эксперт я несу определенную ответственность за то, что сейчас какая-нибудь «горячая» голова пойдет, распродаст недвижимость и все вложит в один-два венчурных проекта. Это будет неправильно.

Потому что:

  • Во-первых, аллоцировать нужно очень малую часть изначально.
  • Во-вторых, нужно иметь огромную экспертизу и учиться этому. Присоединиться, например, к нашему клубу инвесторов или другому, где это дают.
  • И в-третьих, нужно правильно все разложить по полочкам. Не складывать яйца в одну корзину — в отношении венчура это особенно актуально, потому что здесь падать намного больнее.

Венчур изначально коннектится со словом adventure, это все-таки серьезное приключение. Это возможность заработать большое количество «иксов» за короткое время.

А традиционный бизнес — это длинное время и мало «иксов», но зато все прогнозируемо.

Главная ошибка начинающих инвесторов заключается в том, что они начинают ошибочно воспринимать венчур как традиционный бизнес. Приходит проект, все должно взлететь, они вкладывают миллионы долларов — и через полгода их теряют.

В венчуре, каким бы красивым, ярким и впечатляющим ни казалось будущее проекта, каким бы классным ни был фаундер, как бы все это ни склеивалось с модными фишками типа AI, все равно должна быть возможность включать холодный ум и рассудок, принимать здравые решения.

Как работает венчурное предпринимательство

Предпринимательская деятельность успешна не потому, что один особенно умный, а другой намного глупее, а потому что кто-то делает бесконечное количество попыток и не останавливается, а кто-то, столкнувшись с первым же отказом, сразу получает стресс и дальше не идет.

Мир построен по принципу вероятности: если ты будешь бить в одну и ту же точку, рано или поздно ты получишь положительный результат.

Ярче всего это видно в продаже пылесосов Kirby. Это самая идиотская работа, которую можно себе представить: звонить в «холодную» и предлагать людям пылесосы. Однако по статистике каждый 12 звонок приводит к приглашению домой, а каждое третье приглашение домой приводит к покупке. Это чистая статистика. И если продавец абстрагируется от всех посыланий «на север» и всех оскорблений и начинает просто звонить, то он становится лучшим сейлзом.

В венчурной индустрии то же самое: круто, что там доказана процентность успеха. Соответственно, эту вероятность можно перенести на свой портфель — чтобы взвешивать риски.

Где есть закономерность, там возможно строить какую-то историю и с этим работать. Где нет никакой закономерности — это невозможно. Например, в сельском хозяйстве Казахстана климатические условия не очень приятные, госрегулирование вообще не супер, логистика фиговейшая и прочие-прочие обстоятельства. И когда я сравниваю венчурную индустрию и сельское хозяйство, то закономерности и ясности для меня в венчуре намного больше. И поэтому я и не занимаюсь сельхозкой, хотя это же романтично — вырастил урожай, продал. Но я не вижу здесь прямо устоявшихся закономерностей, поэтому я для себя выбрал два направления бизнеса, где для меня понятны вероятности: недвижимость и венчурная индустрия.

Как начать инвестировать в венчур

Что такое синдикат инвесторов? Это когда есть авторитет и немножко большая экспертность, а также желание расширить сделку с некоторым количеством своих коллег и друзей. То есть создается некое такое сообщество «ангелов», которые скидываются и делают одну большую сделку, в которой я, например, выступаю лидом. В случае success story я получаю небольшой fee с того, что зарабатывают все.

Это на сегодня является наиболее безопасной, привлекательной и доступной формой заключения сделки для начинающего инвестора. Потому что в данном случае ты во многом полагаешься на экспертизу, на Due Diligence более опытного игрока.

Другое дело, что не все опытные игроки хотят этим заниматься: в силу занятости, или кому-то не нравится работать с большим количеством людей. Я получаю от этого огромное удовлетворение. И в год планирую делать 3-4 сделки, которые могут войти в историю как сделки с большими «иксами» для большого количества ангелов.

Откуда возьмется единорог

Появление единорога — это абсолютно неуправляемый процесс. Вообще, когда ты говоришь слово «юникорн» вне индустрии венчура, то это вера в сказки. Обычно взрослые люди говорят другим взрослым людям, застрявшим в детстве: «хватит мечтать о единорогах». Потому что это сказочное существо. Но венчурная индустрия сделала сказку былью, и люди стали говорить о «юникорнах» как о чем-то реалистичном, достигаемом.

Когда мы говорим о том, что сделаем за 2-3 года свои казахстанских единорогов, мы не говорим о том, что сейчас мы создаем компанию, которая точно станет «юникорном». Нет, это так не работает. Мы, скорее, создаем огромное пространство для развития и творчества. И там могут появиться как, допустим, два «юникорна», так и 50 компаний, которые будут иметь оценку по 100 миллионов. И это будет ничем не хуже и даст, может быть, кумулятивный эффект намного больше.

Поэтому, конечно,  будет круто, когда появится казахский «юникорн», который пройдет все стадии роста, но это не может являться какой-то финальной целью. Это лишь что-то такое, что будет  вдохновлять и мотивировать нас делать еще больше усилий.

Город для айтишников

Сегодняшний MOST Hub по сути является MVP, прототипом большого проекта, над которым мы сейчас работаем. Мы называем это MOST IT City — мы стремимся, чтобы в Алматы появился целый город айтишников с аналогичной системой взаимодействия, взаимоотношений, которую мы видим в рамках нынешнего MOST Hub.

Мы видим это как целый мини-город в черте города, который будет жить и работать по определенным правилам, не написанным где-то там в правительстве, а по правилам и консенсусу, которые существуют между участниками этой индустрии — айтишниками, творческими и креативными людьми, венчурными деятелями, инвесторами и так далее.

Еще по теме:

Как мыслит венчурный инвестор и почему его жизнь – тяжелая работа