«За время программы получили прибыль в $150 тысяч». Названы лучшие проекты предпринимательской программы EFES & MOST Start Path

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 29.06.2023, 10:45
EFES & MOST Start Path

Предпринимательская программа EFES & MOST Start Path в сфере циркулярной экономики и сокращения углеродного следа в Казахстане вышла на финишную прямую. Из 12 участников, презентовавших свои решения на первом Demo Day программы инкубации, до финала добрались 8 проектов. У  них получилось оптимизировать бизнес-процессы: маркетинг, продажи, HR. Это помогло 5 командам увеличить выручку почти в 4 раза, а один из стартапов и вовсе сделал х100! Также ребята привлекли 28 новых B2B-клиентов, разработали 41 новый продукт или услугу и создали 19 рабочих мест.

Какого еще прогресса добились участники программы и кто разделил общий призовой фонд на 1,2 млн тенге, читайте в репортаже Digital Business.

Список проектов

EFES & MOST Start Path

Участники программы EFES & MOST Start Path

Neo Ecology – инновационное предприятие, выполняющее работы по решению ключевых задач в области экологии и прогрессивной аквакультуры: цифровой мониторинг водных экосистем, природоподобных методов очистки сточных вод, сохранения уникальных водных объектов.

Pieper – бренд-производитель одежды и аксессуаров из инновационно-экологических материалов.

Eco San – производство экологичных многоразовых средств гигиены для женщин и детей.

URPAQ – производство экокожи из кофейной гущи.

Plastic Hara Hura – производство мебели, предметов интерьера и полезных изделий из пластиковых отходов.

Ecokerek – сервис по доставке органических овощей и фруктов.

4GM – проведение курсов по микроклонированию растений.

Ecosliv – создание мини-заводов по приему ЖБО (жидких бытовых отходов) для получения чистой воды для поливной системы, удобрений для повышения плодородия почвы.

EFES & MOST Start Path

Жюри Final Demo Day

Оценивали проекты инвесторы, успешные предприниматели и топ-менеджмент EFES Kazakhstan.

Сделали первые продажи и собираются выходить на рынок Китая

Открывал программу Demo Day основатель и CEO проекта Neo Ecology Павел Ермаченко. Ребята решают проблему деградации водоемов из-за развития токсичных микроорганизмов. С помощью собственной технологии они восстанавливают биоразнообразие и очищают водную экосистему. А еще позволяют дополнительно зарабатывать $50 тысяч с каждого гектара водоема за счет выращивания ценных гидробионтов, в первую очередь рыбы.

Павел Ермаченко

Основатель и CEO проекта Neo Ecology Павел Ермаченко

– Это происходит благодаря повышению биопродуктивности и скорости самоочищения водных систем. Мы подбираем оптимальную пропорцию гидробионтов и с помощью естественных процессов добиваемся максимальной эффективности фотосинтеза в природной экосистеме. Создается среда, где выращенные микроводоросли превращаются в зоопланктон и фитопланктон – отличный белковый корм для рыб, – объясняет предприниматель.

На программу от EFES & MOST Start Path Павел пришел только с идей технологии и разрозненными специалистами. Однако за несколько месяцев ему удалось собрать полноценную команду, создать юридическое лицо, разработать ИТ-решение и получить первую прибыль – $150 тыс. с продажи лицензии.

EFES & MOST Start Path

– Как мы работаем? Выезжаем на объект, берем пробы, выделяем самых ценных гидробионтов и строим математическую модель водного объекта на основе программирования. Далее составляем дорожную карту. С внедрением системы мониторинга сможем построить цифровое платформенное решение. Оно позволит обслуживать одновременно больше 2 тыс. водоемов, – рассказывает Павел.

Сейчас ребята прорабатывают возможность по выходу в Китай – это основной потребитель белковых кормов, рынок которых в мире оценивается в $100 млрд.

Павел Ермаченко

– Сделали маркетинговое исследование, оформляем необходимые сертификаты и лицензии для ведения экспортной деятельность. Планы на ближайшее время – собрать полный комплект разрешительных документов и создать производственную базу. Когда отработаем основные моменты по подключению новых клиентов к цифровым моделям мониторинга, будем масштабироваться, – заключает CEO Neo Ecology.

«Мы стали более продуманным бизнесом»

Было чем похвастаться и представителю проекта Pieper (экологичная одежда из переработанного пластика) Бексултану Уразбекову. Именно этот проект стал тем стартапом, который за время программы увеличил выручку в 100 раз:

Бексултан Уразбеков

Представитель проекта Pieper Бексултан Уразбеков

– Выросли со 100 тысяч тенге в месяц до 10 миллионов! Что нам помогло? Во-первых, поняли, что можно работать не только с B2C, но и с B2B. Выстроили алгоритмы сотрудничества с ними и четкое позиционирование себя как эко-бренда. К примеру, участвовали в выставке с Coca-Cola, где показывали нашу продукцию. Во-вторых, систематизировали структуру и выделили два направления: одежда исключительно из натуральных материалов, вроде конопляной ткани, и с использованием переработанного пластика. В-третьих, оптимизировали процесс производства. Отдали пошив одежды на аутсорс. В общем, стали более продуманным бизнесом.

EFES & MOST Start Path

Благодаря увеличению выручки возросли объемы перерабатываемого пластика и выпускаемой одежды. Это привело к созданию новых рабочих мест. Причем Pieper стремится обеспечивать работой женщин из социально уязвимых слоев населения.

«Объем рынка растительной кожи в мире уже оценивается в $74,5 млрд»

Серьезного прогресса добился проект URPAQ – ребята перерабатывают кофейный жмых в устойчивую кожу. Из нее потом делают кардхолдеры и брелочки, добавляя биополимеры (30%) и остатки текстиля (10%). На программу, по признаниям предпринимателя Шыңғыса Жәкенұлы, они пришли с MVP и без продаж. Однако в июне выручка URPAQ составит около $1,5 тысяч:

Шыңғыс Жәкенұлы

Основатель проекта URPAQ Шыңғыс Жәкенұлы

– В месяц реализуем где-то 40-60 кардхолдеров и минимум 100 брелков. Это стало возможным благодаря подключению офлайн-точек – кофеен и АЗС. Там концентрируется наша ядерная аудитория – любители кофе. Такие клиенты самые эффективные с точки зрения продаж. Также будем выходить на В2В-сегмент. Некоторым корпорациям могут быть интересны наши продукты в качестве подарков для работников.

Продукция URPAQ уже продается в 4 офлайн-точках. Однако до конца года ребята хотят увеличить их количество до 10.

EFES & MOST Start Path

– Это позволит выйти на revenue в $3 тысячи в месяц. Мы уже увеличили производство кожи в 3 раза благодаря долгосрочной договоренности с поставщиком сырья. У нас даже появился мини-цех в Алматинской области. Расширили команду. Рынок растительной кожи довольно перспективный. Его объем в мире оценивается в $74,5 млрд с темпом роста 9,5% в год, – делится Шыңғыс.

«Когда они пришли в программу, их история была вообще не ориентирована на бизнес»

Удалось начать зарабатывать и Plastic Hara Hura. Правда, вместо основателей Юрия Кирдюшкина и Екатерины Дмитриевой питчил проект ментор Мерей Галымулы. Дело в том, что у ребят во время Demo Day появился ребенок!

Мерей Галымулы

Ментор проекта Plastic Hara Hura Мерей Галымулы

– Полчаса назад узнал, что ребята рожают. На подготовку было ровно 25 минут. Однако проект знаю хорошо, – начинает свое выступление Мерей.

Ментор рассказал, что изначально Plastic Hara Hura фокусировался на производстве мебели, предметов интерьера и полезных изделий из пластиковых отходов:

EFES & MOST Start Path

– Юра и Катя искренне переживают за планету и топят за экологию. Когда они пришли в программу, их история была вообще не ориентирована на бизнес. Ребята просто пытались делать что-то полезное: перерабатывали отходы и обучали людей, как правильно разделять пластик.

Изначально у пары была идея запустить интернет-магазин для продажи изделий из переработанного пластика. Однако фокус на B2C не приносил денег. Тогда ментор предложил попробовать поработать с B2B.

Мерей Галымулы

– Возникла идея обучать корпоративных клиентов. Разработали программу сопровождения, которая помогает уменьшить углеродный след. Включили в нее мастер-классы, обучающие штуки по принципам ESG для сотрудников. Плюс возможность производства изделий от отходов самих компаний. Это поможет корпорациям входить в рейтинге ESG, что для них важно. Решили продавать такие пакеты. И интерес есть. Провели кучу консультаций с крупными клиентами, среди которых «Тикетон», Coca-Cola, Банк ЦентрКредит, EFES Kazakhstan. Цель на этот год – привлечь 5 платящих клиентов. Сейчас как раз находим точки соприкосновения, – итожит Мерей.

Менторы

Менторы программы EFES & MOST Start Path. Фото: MOST Hub

Читайте также: «Среди клиентов — Coca-Cola и Audi». Каких результатов добились GreenTech-стартапы в программе наставничества EFES Kazakhstan?

«Выигрыш вложим в производство»

Призовой фонд Demo Day разделили следующие проекты. Третье место и 200 тысяч тенге досталось URPAQ.

Шыңғыс Жәкенұлы

– Пока не решил, на что потратим деньги. Возможно, купим определенное оборудование. Либо пустим в операционку. В первую очередь на производство изделий и маркетинг, – отметил Шыңғыс Жәкенұлы.

Второе место и 400 тысяч тенге получил Plastic Hara Hura. А победителем и обладателем сертификата на 600 тысяч тенге стал проект Neo Ecology.

Павел Ермаченко

– Деньги вложим в производство и развитие системы мониторинга, что позволит уже этим летом подключить несколько объектов, – скромно поделился планами на выигрыш Павел Ермаченко.

EFES & MOST Start Path