«Из 1 стаканчика кофе, стоящего перед вами, мы можем сделать кожаный кардхолдер». Какие идеи защищали GreenTech-стартапы на EFES & MOST Start Path

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 27.01.2023, 08:47

Клонирование исчезающих растений, заработок на очистке водоемов Казахстана с помощью data science и производство экокожи из кофейной гущи. С такими нетривиальными идеями выступали предприниматели на Demo Day инкубационной программы в сфере циркулярной экономики и сокращения углеродного следа от EFES Kazakhstan и бизнес-инкубатора MOST, который прошел на днях в MOST Hub. Как защищали участники инкубатора свои проекты перед жюри? Читайте на Digital Business.

Из 133 проектов до финала дошли 12

В начале октября 2022 года пивоваренная компания EFES Kazakhstan совместно с MOST BI объявила о сборе заявок в «зеленый» инкубатор для предпринимателей, которые хотят и могут решать проблемы экологии в Казахстане и мире. Спустя месяц организаторы насчитали почти 133 заявок — и отобрали из них 20 наиболее перспективных. В программу попали проекты на разных жизненных стадиях: кто-то пришел с идеей, кто-то с прототипом, а у кого-то уже был работающий бизнес с клиентами и выручкой. Затем начались 3 месяца учебы с трекерами, менторами и экспертами. Этот этап успешно прошли 12 участников из 20. Они создали к концу инкубатора 11 новых продуктов и услуг и 19 рабочих мест.

Состоявшийся в январе 2023 Demo Day – это не конец программы, а промежуточный контрольный срез и ретроспектива. После питчей всех финалистов жюри отберет лучшие проекты, которые пройдут 3-месячную программу наставничества с персональными менторами для дальнейшего развития.

Вот какие проекты дошли до финала:

  1. Pieper — бренд-производитель одежды и аксессуаров из инновационно-экологических материалов;
  2. Urpaq Lab – производство экокожи из кофейной гущи;
  3. Neo-ecology — проект по восстановлению и очищению водоемов Алматы;
  4. Plastic harahura — производство мебели, предметов интерьера и полезных изделий из пластиковых отходов;
  5. Ecokerek – сервис по доставке органических овощей и фруктов;
  6. 4GM — проведение курсов по микроклонированию растений;
  7. Easy Nomad — компенсация выбросов углекислого газа во время туристических поездок;
  8. Eco San – производство экологичных многоразовых средств гигиены для женщин;
  9. Volt – система отслеживания солнечных панелей с использованием технологий GPS;
  10. Vismut – комплексные услуги для теплиц (автоматизация теплиц с капельным поливом);
  11. Ecosliv.kz — создание мини-заводов по приему ЖБО (жидких бытовых отходов) для получения чистой воды для поливной системы, удобрений для повышения плодородия почвы;
  12. Очистное сооружение для агрокомплексов — строительство сооружений по производству удобрений.

В состав жюри вошли серийные предприниматели, представители компании EFES Kazakhstan и эксперты в области экологии и защиты окружающей среды: сооснователь и гендиректор MOST Ventures Алим Хамитов, директор по маркетингу EFES Kazakhstan Зейнеп Эркан Альп, HR Директор EFES Kazakhstan Фатих Тексал, директор по стратегии, инновациям и предпринимательству Anadolu EFES Туба Гоксан, менеджер по инновациям и предпринимательству Anadolu EFES Сейма Мервэ Гюрсэ, менеджер климатического акселератора Казахстанско-Немецкого университета Мария Генина.

Вот несколько интересных фрагментов с состоявшегося Demo Day.

«Наш проект приносит дополнительную прибыль в размере $50 тысяч с каждого гектара водоема»

Одним из самых зрелых и перспективных проектов, по мнению редакции Digital Business, оказался проект Neo-ecology. Его сооснователь Павел Ермаченко уже больше 10 лет занимается предпринимательством и развивает GreenTech-компании. Он и его команда разработали систему очистки водоемов, которая позволяет зарабатывать по $50 тысяч с одного гектара акватории рыбоводно-биологических прудов. Вот питч Павла и вопросы жюри:

Павел: — Во всем мире наблюдается деградация водных экосистем. Это связано с развитием токсичных микроорганизмов. Мы разработали подход, который позволяет предложить правильный регламент эксплуатации водоема и повысить рентабельность эксплуатации подобных объектов. Работа занимает целый год: за месяц мы обследуем водоем, за 3 месяца проводим биомоделирование и строим математическую модель водной экосистемы. И за 8 месяцев выходим на объект и приносим дополнительную прибыль в размере $50 тысяч с каждого гектара за счет выращивания ценных гидробионтов (вид организмов, приспособленных к жизни в воде, — прим. Digital Business).

Павел Ермаченко

Наш опыт работы затрагивает многие климатические зоны. Мы апробировали данное решение на Байкале, на Каспийском море, а в прошлом году выиграли международную экологическую премию EcoWorld. Сейчас перешли к строительству пилотного проекта для производства кормов на выращенном фитопланктоне на одном из водоемов, где мы работали ранее.

Мы пришли на водоем, в который сбрасывалось более 10 тысяч кубов сточных вод ежедневно. И буквально за сезон превратили его в лучший водоем в области и поддерживали его в таком состоянии на протяжении 4 лет без добавления реагентов и за счет естественных процессов самоочистки.

Наш проект помогает решить сразу 2 проблемы. Во-первых, восстановить биоразнообразие, очистить экосистему и гарантировать санитарную безопасность. Во-вторых, сделать бизнес и зарабатывать на каждом гектаре водоема. Благодаря системам мониторинга и цифровой экосистеме мы разрабатываем сразу платформенное решение, которое позволит обслуживать более 2 тысяч водоемов одновременно…

Вопросы от жюри:

— Вы упомянули платформу как продукт. Можете больше рассказать, как это делается? Что за платформа, какой функционал. И второе – чем вы отличаетесь от других компаний в этой сфере, которые уже привлекли большие инвестиции?

П.: — Спасибо за хороший вопрос. Платформу мы разрабатываем для себя. Сейчас делаем пилотный проект, на котором обкатываем технологию мониторинга, сбора данных и построения математической модели водной экосистемы с непрерывным управлением гидравлическим режимом и эксплуатацией водных объектов. Строим на водоеме площадью 50 гектаров. Разработали дорожную карту, привлекли более $2 миллионов на строительство этого объекта и вошли в проект в качестве получателя выгоды от выращиваемой биопродукции. То есть часть биопродукции уходит нам в качестве бонуса за ведение этого проекта и лицензию на него.

За время инкубации мы смогли обосновать нашу бизнес-модель, подтвердили заинтересованность в ней от коммунальных предприятий и муниципальных организаций и производителей кормов аквакультуры. За следующий год планируем вырастить 500 тонн кормов на строящемся объекте и за следующие 2 года увеличить выход до 2 тысяч тонн кормов ежегодно. Каждая тонна стоит около $1 тысячи. В будущем планируем обеспечить оборот более $10 миллионов, а при дальнейшем масштабировании выйти на цифры более $50 миллионов. Это делается легко, имея нашу платформу.

Ж.:— Хотелось бы узнать о членах вашей команды и их основной специализации? Возможно, есть специалисты в сфере экологии?

П.:— Я больше 10 лет занимаюсь предпринимательством. По профессии биофизик в области защиты окружающей среды. Работаю с Мосводоканалом, выполняю крупнейшие проекты в области экологии и являюсь экспертом организации «Живая планета» и Tech Garden. Мой коллега — техдиректор компании. У него 15 лет практики работы с аквакультурой. Он водолаз, обследует все водоемы и погружен в тему в прямом и переносном смысле.

Ж.:— А в чем ваша мотивация участия в этом проекте?

П: — У меня есть глобальная идея: можно в 10 раз повысить продуктивность природных экосистем. Проще всего это сделать с водными экосистемами. Прямо сейчас они деградировали. Но достаточно убрать причины, которые мешают им развиваться, и они станут такими же плодородными, как коралловые рифы. В этом есть огромный потенциал и для коммерциализации, и для решения экологических проблем. Потому что при повышении биопродуктивности водоемов ликвидируется углекислый газ. Стоимость очистки сточных вод снижается в 2-3-4 раза.

Мы можем изменить мир — и для этого очень мало надо сделать. достаточно убрать все, что мешает. и система начнет развиваться и расти в том масштабе, для которого создана.

«За многоразовые прокладки казахстанского производства можно и переплатить»

Еще один достойный внимания проект — Eco San, который занимается производством экологичных многоразовых средств гигиены для женщин. Его основательница Сания Аринова — экоактивистка, которая считает использование одноразовых прокладок чем-то недопустимым. Поэтому девушка искала им альтернативу. И в итоге создала ее сама:

Сания: — Кроме экологической, есть еще и экономическая проблема. Сейчас средства гигиены стали дороже на 20-40%. Но самая главная и важная тема для меня — это тема женского здоровья. К сожалению, одноразовые средства гигиены содержат в себе разные синтетические отдушки, хлор, диоксид, что может вызывать проблемы с женским здоровьем. И гинекологи уже об этом говорят.

Сания Аринова

Я нашла для себя решение в многоразовых экопрокладках. Они используются по тому же принципу, только вместо того, чтобы их выкидывать, вы отправляете их в стирку. Такие прокладки дешевле в среднем в 2 раза чем обычные. И служат не менее 2-3 лет, а также состоят из натуральных материалов и рекомендованы прогрессивными гинекологами. И, конечно, каждый год любая из нас может не выкинуть 300 одноразовых прокладок, используя такие средства гигиены.

Я уже год произвожу и продаю их здесь, в Алматы, в Астане и онлайн. У меня есть свой собственный швейный цех на 3-4 постоянных рабочих места. Кстати, цех я запустила во время программы в инкубаторе. Сейчас провожу работу по маркетингу, сама выступаю лицом бренда, говорю о проблемах, о табуированности этой темы в обществе…

…Планы на этот год уже частично реализованы: мы запустили производство аксессуаров. Также начали делать многоразовые подгузники: первая партия уже готова. Осталось получить сертификацию товаров, патент и пройти схожий алгоритм с запуском производства менструального белья. Также хочу выходить на маркетплейсы после сертификации. Мой цех уже готов к массовому производству. Так давайте вместе сохраним здоровье нашим женщинам и детям!

Вопросы от жюри:

— Как вы будете позиционировать себя, чтобы у вас покупали мамы? Подгузники будут дешевле, чем китайские аналоги? Или вы больше будете говорить о качестве?

С.:— Рынок многоразовых подгузников в Казахстане заполнен даже больше, чем рынок прокладок. Поэтому я буду позиционировать их как товар местного казахстанского производства, который может быть лучше китайских по качеству. Но и цена будет на уровне — чуть выше китайских. Чтобы люди понимали: это местное производство, и 200-300 тенге можно переплатить.

«Стоимость изделий из «кофейной» кожи начинается от $50»

Предприниматель Шыңғыс Жәкенұлы пришел в инкубатор с весьма оригинальным проектом Urpaq Lab. Молодой человек разработал уникальную технологию по производству экокожи из кофейного жмыха:

— С 2015 года спрос на кофе начал расти, и некоторые из вас не могут представить свое утро без кофе. Также всем известно, что после кофе остаются остатки. Жмых. Их огромное количество: ежегодно только в Алматы собирают около тысячи тонн — и он просто выбрасывается. Мне кажется, что это не лучшее применение уникального сырья.

Шыңғыс Жәкенұлы

Мы перерабатываем кофейный жмых и создаем устойчивую кожу. Наша технология полностью ломает систему стандартного производства искусственной кожи, потому что, во-первых, мы экономим воду и уменьшаем выбросы CO2 в 2,5 раза. Во-вторых, из-за уникальности кофе мы полностью отказываемся от химических добавок при производстве. Секрет в том, что кофе может создавать защитные микропоры — и на основе этого кожа имеет свойства износостойкости, отталкивания воды и защиты от ультрафиолета.

Рынок растительной кожи составляет $647 миллионов. Конечно, есть кожа из другого сырья: из ананасов, кактусов. Но проблема в том, что с этим сырьем тяжело масштабироваться, его как органический отход сложно доставать и перерабатывать.

Сейчас наша бизнес-модель строится на продаже лимитированных аксессуаров премиум-класса из «кофейной» кожи. Это кардхолдеры, портмоне, чехлы. Стоимость изделий начинается от $50. Средний чек сейчас $66…

Вопросы от жюри:

— Интересный проект. Но в чем технология все-таки?

Ш.:
— 1 этап — мы забираем кофейную гущу. Дальше идет переработка. А потом соединение с биополимерами и текстильными остатками. Состав нашей кожи — 60% это переработанная кофейная гуща, 30% — биополимер, 10% — остатки текстиля.

Ж.:— То есть у вас 3 источника ресурсов, необходимых для производства. Следующий вопрос: откуда берете сырье?

Ш.:— По кофейной гуще вообще нет никаких проблем, потому что лишь 1 чашка кофе, которая стоит перед вами, превращается в один кардхолдер. Поэтому с точки зрения ресурсов мы можем решать вопрос с помощью локальных кофеен, которые находятся рядом с производством. По биополимерам — работаем с российскими поставщиками. А остатки текстиля собираем в ателье.

Ж.:— А что по себестоимости?

Ш.:— Кардхолдер стоит 25 тысяч тенге, а себестоимость производства 10 тысяч. Мы сделали цену, сопоставимую с ценой изделия, которое произведено на машине. При этом у нас не массовое производство, а ручная работа.

 


Ж:— Как вы к этому пришли?

Ш.:— Как вы знаете, в Казахстане идет развитие биоматериалов, биопластика. И как раз-таки рынок биокожи не сильно развивался. Я с точки зрения ресурсов начал изучать эту тему — и мне понравилась индустрия экокожи. Тут есть один момент. Я сказал про аналоги, про кожу из кактусов и бананов. Но где вы возьмете их в Казахстане? А биокожа из кофе выгодна с точки зрения ресурсов.

Кто попал в финальную часть программы?

Digital Business рассказал о питчах лишь 3 участников из 12. Но хотелось бы отметить всех — каждый из предпринимателей рассказывал о значимой экологической проблеме и предлагал свои, часто оригинальные способы их решения. Выбрать из финалистов самых лучших оказалось сложно и для жюри: эксперты даже взяли паузу и не стали оглашать решение сразу, а взяли на раздумья несколько дней.

В итоге жюри выбрали 10 проектов, которые будут участвовать в программе дальше:

  1. Pieper;
  2. Urpaq Lab;
  3. Neo-ecology;
  4. Plastic harahura;
  5. Ecokerek;
  6. 4GM;
  7. Easy Nomad;
  8. Eco San;
  9. Ecosliv.kz;
  10. Vismut.

Редакция Digital Business продолжит следить за инкубатором — и вскоре расскажет о каждом участнике программы более подробно.