7 вызовов, с которыми могут столкнуться стартапы при быстром росте, – колонка Андрея Шадрикова, Verigram

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 19.06.2023, 09:33

Андрей Шадриков

Проблемы масштабирования у стартапов начинаются раньше, чем многие думают. Представьте, у вас был один компьютер, а стало пять. Для управления пятью компьютерами вам понадобятся другие инструменты и… люди.

Андрей Шадриков, руководитель R&D-направления компании Verigram, систематизировал сложности, с которыми сталкиваются быстрорастущие проекты, — их условно можно разделить на бизнесовые и инженерные. Думаем, его колонка будет полезна и тем, кто еще планирует запуск стартапа, и тем, кто уже стартовал и намерен масштабироваться.

Техника и люди

Инженерные проблемы масштабирования возникают в комплексе, и часто они взаимосвязаны.

Масштабирование баз данных. Количество данных увеличивается в сотни раз, не успеешь и глазом моргнуть, а объем базы данных — ограниченный. Эта гигантская проблема появилась еще в восьмидесятых годах. Тогда вопрос стоял, как заставить жесткие диски хранить больше информации и работать быстрее. Никто не предполагал столь стремительного развития Интернета. Самое забавное, что с тех пор проблемы дисков решились сами собой. Уже никто не хранит на них большие объемы данных, но возникли другие вопросы.

Каким бы быстрым ни был Интернет, это все еще не 100% гарантированная связь. Синхронизация баз данных может занимать время, вплоть до нескольких дней. А это в свою очередь тормозит все процессы. Нужно искать подходящее решение.

Неготовность к высоким нагрузкам. Есть множество примеров, когда под внезапным ростом нагрузок сервисная архитектура просто не выдерживает. Можно вспомнить яркий случай с Pokemon Go. Они не ожидали взрывного роста трафика, в итоге приложение перестало работать. Такие истории возникают постоянно, когда при наплыве посетителей не работают сервисы, которые отлично справлялись с небольшими нагрузками.

Инженерная команда. Масштабировать человека нельзя. И это стоит осознать как можно раньше. На старте проекта обычно есть core-команда, где все — более-менее универсальные специалисты. У стартапа сначала стоит вопрос выживания, все способны закрыть множество задач. Но при масштабировании появляется другая специфика — расширение. У одного человека эти вопросы отнимают огромное количество времени и он становится «узким горлышком» проекта, так появляется уже несколько специализированных команд.  А это уже новые менеджерские задачи.

Чаще всего при удачном масштабировании первая core-команда не удержится в проекте. Вспомните Стива Джобса, которого в какой-то момент выпроводили из компании, в том числе, именно из-за того, что его идеи мешали масштабированию.

В общем, с точки зрения инженерной части можно подготовиться и просчитать предстоящие проблемы. Вопросы технологий, различных стеков, в том числе по базам данных, обсуждают практически на каждой конференции.

Деньги, рынок и удача

А вот с бизнесом история другая. Давайте посмотрим, что значит масштабирование стартапа с точки зрения бизнеса.

Вложить денег больше, чтобы тратить меньше. Одна из бизнес-целей масштабирования — это снижение затрат на производство 1 условной единицы товара. В традиционном секторе это понятно: конвейерное производство делает себестоимость значительно ниже, чем ручное. Как ни странно, в цифровой сфере то же самое. Это касается и вычислительных мощностей, и даже маркетинга. Чем больше объем — тем ниже «штучная» стоимость.

При этом вложения в покупку условного «конвейера» — значительные. Это касается не только оборудования. Огромных затрат требует маркетинг, чтобы привлечь пользователей и внедрить новые привычки.

Разобраться в потребностях рынка. Часто идеи, которые хорошо работали внутри небольшой нишевой аудитории, не работают на широкую аудиторию. Оказывается, что массовой потребности в продукте нет. А если говорить о зарубежных рынках — то там могут быть культурные и законодательные отличия, которые не позволят продукту «взлететь».

Иногда бизнесу нужно заново изучать рынок, искать новых партнеров. При этом злую шутку может сыграть внезапная вирусность. Если вспомнить Club House, который взлетел на пик популярности и тут же исчез из поля зрения, то мы увидим, что сама идея была не очень жизнеспособна для большого рынка.

В качестве успешного примера можно назвать Docker. Изначально они предлагали бесплатное решение для всех. Когда технология прошла «проверку» рынком, появилось платное решение, которое легко установить и настроить. Но основные продукты по-прежнему под open source лицензиями, они требуют больше усилий для настройки, но остаются бесплатными. Эта история развивается на наших глазах, посмотрим, что будет дальше.

«Грязные методы». Самый яркий пример — это Uber. Последние журналистские расследования показали, что они использовали подкуп чиновников, вплоть до весьма высокопоставленных лиц, чтобы менять законодательные нормативы. Они не стеснялись сильного демпинга, чтобы разрушить мир традиционных такси. К счастью, не каждый бизнес готов идти на все ради агрессивного масштабирования, но Uber это совсем не единичная история. А как действуют конкуренты в вашей нише?

Удача. Современный мир переполнен технологиями. При запуске, как правило, невозможно прогнозировать «взлетит или нет». Как бы странно это не звучало, но элемент удачи здесь тоже играет роль.

Рост ради роста

В конце хотелось бы сказать, что быстрое масштабирование не является самоцелью. Для роста компании может быть выбрана другая стратегия. Например, когда вы развиваете технологию или оборудование настолько глубоко и профессионально, что компания скорее растет за счет качества, а не количества продаж.

Также масштабирование может идти плавно, рост будет не взрывным, а постепенным. В этом случае вы прогнозируете и инженерные, и бизнес-нагрузки. Вирусности, кстати, добиться крайне сложно. И стоит помнить, что вместе с ростом она может принести и множество проблем.

Еще мнения наших колумнистов:

Почему предприниматели так любят пихать «кубики» в круглые отверстия? Авторская колонка ведущего Silkway Accelerator Алишера Хасанова

Что нужно стартап-экосистеме Казахстана, чтобы «быть в мировой игре» — 12 тезисов Ануара Лензата после поездки в США