Почему предприниматели так любят пихать «кубики» в круглые отверстия? Авторская колонка ведущего Silkway Accelerator Алишера Хасанова

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 13.10.2022, 09:07

Об авторе

Алишер Хасанов — серийный предприниматель с опытом запуска продуктов в Европе, России, ОАЭ и Австралии. С июля 2022 года — ведущий Silkway Accelerator от Astana Hub и Google for Startups.

В голове у каждого предпринимателя есть мысли и выводы, которые сформированы благодаря его искаженному представлению реальности. Это искажение движет им изнутри, подталкивает к цели, которую он сам себе придумал. Без него предприниматель не реализует задуманное. У этой ситуации есть плюс — энергия предпринимательства разгоняет действия, переходящие в какие-то результаты. Это может быть продукт, сервис, услуга. Но есть и обратная сторона. Решая задачи, человек использует свое понимание реальности (иногда оно сильно искажено) и дальше сталкивается с настоящей реальностью. Иногда на очень большой скорости, как гоночный автомобиль, влетающий на вираже в стенку.

Давайте вернёмся к начальной формулировке: существуют сформированные мысли и выводы. Для их обозначения в работе на своей акселерационной площадке, которая называется a9r, я использую термины «кубики» или «квадратики». Они описывают эти самые мысли, которые уже сформулированы мозгом в простую и ровную фигуру. «Кубик» ровно лежит на полочке и ждет, когда мы его возьмём и начнем прикладывать во все возможные и невозможные места и отверстия, которые видим вокруг.

Вокруг нас привычный мир, в котором мы выросли. И очень часто там эти «кубики» идеально подходят и становятся ровно туда, куда, как нам кажется, нужно их вставить. Иногда они даже становятся так идеально, что мы начинаем любить эти «кубики» и носим их с собой везде, примеряем ко всему, что видим, слышим, чувствуем. Красота!

Мы поняли, как устроен мир вокруг нас. Мы получили обратную связь из реальности: наши «кубики» самые лучшие, с ними можно решать вопросы.

А теперь давайте перейдем к более сложной конструкции. Наши мысли и наш опыт порою очень ограничены, потому что, как ни крути, мир разнообразнее, чем наша деревня, улица, город, долина, страна. Мир населяют больше 8 миллиардов человек. И у людей в разных деревнях, городах, долинах и странах есть своя реальность, которая отличается от той, с которой мы имели дело ранее и получали положительную обратную связь.

Специально не использую здесь такие сложные и многомерные понятия, как язык, культура, обычаи, традиции, экономика, опыт и привычки поколений.

Теперь расскажу, почему абсолютно все попытки предпринимателя с успешным продуктом/сервисом/услугой (читай, сложившимся кубиком) на улице номер 5, в городе N, стране X обречены, если он идет делать услугу/продукт, не ответив на один вопрос. Как же там устроен «мир», полка для кубиков и «пространство»? Так мы оказываемся в ловушке собственного мышления.

Мозг подсказывает, что нужно взять наш любимый кубик и принести его в новое место, к новым людям, в новое окружение. Ведь по опыту это должно работать. Мы ожидаем, что привычные вещи найдут отклик в новой реальности. Именно это ощущение и толкает нас в ловушку. И мы понятия не имеем (не хотим понять), что на новом месте созданы отличные от нашего представления «полочки».

Там нашим «кубикам» не всегда есть место. А наше желание втиснуть их в круглые или треугольные или ромбообразные отверстия просто смешно. И чем раньше предприниматель признает это, чем раньше он перестанет тащить в новую локацию все то, что привычно и готово – в виде сформированного «кубика», чем раньше он воспримет новые формы отверстий для фигур — тем быстрее сформулирует, каким должен быть продукт в этом новом месте.

Понимание, что мой кубик здесь может быть не пригоден, довольно затратное удовольствие. Урок, который мы в этой истории получаем, стоит компании времени, денег, иногда людей (они просто устают пихать в круглое отверстие «кубик», который не пролазит).

Как же можно помочь предпринимателю не попадать в эту ловушку? Вот 3 пункта, которые будут полезны:

  • Признание, что мы не знаем, какой формы, размера и смысла должен быть продукт в новой среде;
  • Признание, что мы ничего не понимаем в том, что происходит в новой среде, и с этим нужно разобраться;
  • Признание, что не знать ничего, — это нормально, нужно быть любопытным, постоянно открытым к новому.

Этому я учу в своей работе, в том числе и в Silkway Accelerator. Я объясняю довольно сложные процессы, как смотреть на новый мир и формулировать самое важное, из чего должен состоять будущий продукт. И иногда буду делиться этими знаниями с вами в своей колонке на Digital Business.

 

Об авторе

Алишер Хасанов — серийный предприниматель с опытом запуска продуктов в Европе, России, ОАЭ и Австралии. С июля 2022 года — ведущий Silkway Accelerator от Astana Hub и Google for Startups.