В этом офисе нет ярко разукрашенных стен, красивых постеров или мотивирующих цитат. Нет «плойки» с играми и даже глазированных сырков в холодильнике. Но, тем не менее, сотни, если не тысячи ИТ-специалистов в Казахстане мечтают сюда попасть. Чем привлекателен EPAM и какие люди здесь работают? Читайте и смотрите в репортаже Digital Business.
EPAM Казахстан открылся в 2008 году в Караганде и Астане после слияния с компанией «Плюсмикро». С 2017 года международная ИТ-компания открыла офис в Алматы. Большинство сотрудников EPAM в Казахстане работают удаленно из разных регионов страны.
«Отельная» система бронирования в офисах
В Алматы два офиса EPAM. Основной находится в БЦ «Жибек Жолы» на одноименной улице. Второе помещение арендуют в Most Hub на улице Ходжанова. Оба пространства рассчитаны на 180 человек. А пару лет назад было по-другому:
— История EPAM в Алматы началась в 2017 году с небольшого офиса, — рассказывает Head of People Team в Казахстане и Кыргызстане Денис Поселённый. — Позже в связи с ростом команды появилось 2 офиса в Алматы, в том числе тот, в котором вы сейчас находитесь, на Жибек Жолы. Всего в городе у нас работает больше 400 человек.
Почему мест в офисах Алматы меньше, чем сотрудников? Денис объясняет это последствиями пандемии коронавируса, из-за которых большинство сотрудников перешли либо на полную удаленку, либо на гибридный формат работы с дистанционкой по 2-3 дня в неделю:
— Мы ориентируемся на статистику посещаемости за последние пару лет. А она говорит, что лишь 10% специалистов в Алматы работают из офиса регулярно. То есть большую часть времени офис не заполняется даже наполовину.
А что будет, если люди захотят одномоментно выйти в офис? Для этого в EPAM Казахстан внедрили «отельную» систему бронирований:
— Сотрудник может занять любое удобное место заранее. Мы постоянно говорим, что если вам нужно приехать и поработать из офиса, то лучше оставить заявку за день. А лучше еще раньше. Так можно прогнозировать посещаемость и в случае чего искать дополнительные площади.
Почему в EPAM не контролируют сотрудников?
Офис в БЦ «Жибек Жолы» находится на двух этажах: 8-м и 5-м. Здесь много свободных мест, поэтому в сравнении с другими офисами или коворкингами чувствуешь себя комфортно. Многие места огорожены перегородками. Общее оформление помещения спокойное и не кричащее — из общей картинки выбивается лишь уголок с объявлениями и афишами хакатонов и правилами раздельного сбора мусора.
Раздельный сбор — это отдельное направление работы компании в рамках ESG (Environmental, Social and Governance). Если вкратце, через эту программу EPAM внедряет принципы корпоративной социальной ответственности компании. Координирует направление Дмитрий Пак:
— ESG — это декларирование обязанностей компании перед обществом. Сюда входят вопросы охраны окружающей среды, повышения доступности онлайн-образования и качества жизни маломобильных людей. Мы стремимся нести позитивный вклад в общество, чтобы наши сотрудники могли гордиться тем, что работают в EPAM. Даем сотрудникам возможность реализовать свои потребности и помочь другим. Часто сами сотрудники становятся волонтерами, участвуя в важных социальных проектах.
Среди достижений EPAM в рамках ESG Дмитрий Пак называет проект с UNICEF по обучению детей с инвалидностью по зрению навыкам работы с гаджетами. Или еще одну образовательную программу, где маломобильные дети изучают UX/UI, web-дизайн.
В остальном в офисе все стандартно: много переговорных комнат, есть зоны отдыха с мягкими пуфами, библиотекой и панорамным видом на город, несколько кухонь и конференц-залов.
А интересно вот что: как в компании контролируют эффективность сотрудников, если большинство из них не появляется в офисах неделями и месяцами?
— Я начну с простого: все строится на доверии людям, потому что наши сотрудники – источник успеха компании на протяжении последних 30 лет, — объясняет Денис Поселённый. — Можно, конечно, ввести за правило «фотографию рабочего дня», контроль активности на рабочих компьютерах — да много чего существует. Но это убьет инициативу, и наши сотрудники будут делать ровно то, что им говорят руководители. А такой подход неэффективен.
Искусственный интеллект определяет тех, кто выгорает или хочет уволиться
В компании есть софт, который помогает прогнозировать выгорание сотрудников и предотвращать увольнения. Платформа называется TelescopeAI. Она собирает большой массив данных о сотрудниках и их проектах, анализирует различные триггеры и выводит вероятность того или иного события:
— В EPAM матричная структура, когда у каждого сотрудника есть свой ресурсный менеджер. Он отвечает за развитие общего морального состояния сотрудника: подсказывает, когда человеку пойти в отпуск, рекомендует пройти курсы по софт-скиллам или предотвращению выгорания. А в помощь менеджеру существует TelescopeAI, который ведет статистику и подсвечивает тех людей, кому может понадобиться помощь в ближайшее время. Эта же платформа помогает подобрать подходящего сотрудника внутри компании на новый проект.
Полное доверие к сотрудникам и нацеленности каждой команды на результат, о которых говорит Денис, кажется, действительно работают. Многие «епамовцы» проявляют инициативу и берут на себя дополнительные проекты, которые им интересны. Вот, например, Гаухар Ахметова. Она QA-тимлид и co-head Департамента тестирования. А еще она руководит вместе с коллегами глобальным комьюнити QA Hub:
— В нашем комьюнити состоят 4100 инеженеров, менеджеров и экспертов по всему миру. Задача сообщества — проводить ивенты и мероприятия по тестированию: различные хакатоны, марафоны, техтоки и тематические подкасты. Спикеры делятся своими скиллами и экспертизой, а взамен получают навыки публичных выступлений и нарабатывают профессиональную репутацию. Мы часто устраиваем митапы для тестировщиков не из EPAM.
Гаухар работает в EPAM больше 2 лет. До этого была QA-тимлидом в одном из банков Чехии. Там она собирала команды, настраивала автоматизацию и занималась функциональным тестированием:
— Как-то раз позвонил HR из EPAM. Сначала отказалась, потому что хотела закончить свой проект в банке. Вскоре со мной созвонились еще раз — и в итоге я согласилась. Все-таки это большой международный бренд, и я давно хотела с ними поработать.
Собеседование включало в себя несколько этапов. От общего интервью с HR до конкретных переговоров по офферу была неделя общения и созвонов. Это было непросто, но Гаухар осталась довольна своим выбором:
— Сюда приходят, чтобы работать в условиях поставленных процессов и отличной корпоративной культуры. Здесь все описано — и даже в сложных ситуациях ты точно знаешь, как поступить или к кому обратиться за советом. Это дорогого стоит.
Написал диссертацию по физике плазмы, а потом бросил все и пошел в лабораторию EPAM
EPAM в Казахстане постоянно расширяет команду. И многих специалистов компания растит сама через свою образовательную лабораторию, говорит Денис Поселенный:
— Наша стратегическая ставка, конечно, на специалистов уровня мидл и синьор. То есть на тех, кто готов показывать результат здесь и сейчас. Но также есть отдельная категория ребят из нашего тренингового центра. Только за 2022 год в Алматы мы рассмотрели 6 тысяч резюме от джунов и стажеров, которые хотели пройти через наши программы. Из них взяли на первую ступень 1300 человек. 120 ребят успешно справились и попали в лабораторию EPAM. А 68 лучших выпускников устроились в нашу компанию на позиции джунов. Выходит, что до финальной стадии дошло чуть больше 1% заинтересованных. Это наиболее мотивированные и талантливые сотрудники.
Тренинговый центр регулярно проводит несколько программ. Основные направления подготовки — QA, Java, Python, .Net и бизнес-анализ. Причем их участники не всегда связаны с миром ИТ. Например, .Net Software Engineer Денис Дубовцев пришел в индустрию из мира науки. К 28 годам он был преподавателем, а еще защитил докторскую диссертацию (PhD) в Испании по физике плазмы.
— Я захотел что-то поменять и попасть в ИТ. Все знакомые отговаривали меня: уверяли, что в отрасль стремятся тысячи людей, что сюда нереально попасть. Мол, даже не суйся и продолжай заниматься своим делом. Но я попробовал и не пожалел.
Денис подал заявку на образовательную программу EPAM в 2021 году. За полгода прошел все ступени и получил оффер на должность джуна. Выбрал .Net, потому что посчитал это направления лучшей точкой входа в ИТ. Он вспоминает процесс обучения так: сначала была теория и автотесты, которые проверял компьютер. После первой ступени к теории добавилась практика, а еще общение с менторами из компании. Это здорово, считает он, потому что опытные ребята делятся реальным опытом взаимодействия на проектах/с заказчиками:
— Больше всего подкупало то, как отлажены все процессы. Все четко — а если что-то не получается, ты можешь пойти к профессионалу и разобраться, что именно идет не так. Вы знаете, наука и ИТ очень похожи в плане системности подходов: и там, и там ты изучаешь явление и разрабатываешь методологии. В итоге от полной неизвестности приходишь к понятному результату.
Денис вырос из джуна до мидла всего за год. Сейчас он анализирует входящие задачи и работает с большими системами, чтобы точечно улучшать продукт на стороне заказчика.
Инженерная ДНК EPAM
В конце нашего визита уточняем у Head of People Team в Казахстане и Кыргызстане Дениса Поселённого, чем, по его мнению, все-таки привлекателен EPAM на рынке Казахстана. Он выделяет несколько моментов:
— Основа нашей культуры — непрерывное обучение. EPAM на рынке больше 30 лет — и все 30 лет мы успешны и конкурентоспособны. Чтобы оставаться такими же, нам надо постоянно развиваться. Для этого разработана целая образовательная экосистема с менторами, техэкспертами со всего мира. Знаете, за 30 лет в компании выработалась инженерная ДНК и огромная международная экспертиза. И, мне кажется, многие идут сюда именно за этим.