В Choco раскрыли подробности сделки по продаже Chocotravel и Aviata.kz

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 25.04.2023, 16:26

Рамиль Мухоряпов. Фото: hommes.kz

Основатели холдинга Choco Рамиль Мухоряпов и Николай Мазенцев прокомментировали продажу сервисов Aviata.kz и Chocotravel за $32 млн Freedom Holding.

«Сделка длилась почти 12 месяцев с момента принципиальной договоренности»

На своей странице в Instagram Рамиль Мухоряпов поделился подробностями сделки:

– Помню, как вплоть до 2018 года (5 лет с основания) мы инвестировали в проект и над нами смеялись: «Мол, что за бизнес такой – сплошные убытки». А сейчас мы за квартал зарабатывали больше, чем вложили за все 5 лет.

На выходе соотношение Net Profit\Revenue – 25% у Aviata, что сильно больше глобальных аналогов. Для сравнения, у Expedia около 5%.

Могли бы продать дороже? Да. Но оценки глобальных аналогов «поехали» вниз и на текущий момент цена рыночная.

Сделка длилась почти 12 месяцев с момента принципиальной договоренности. Продажа актива публичной компании – та еще история с точки зрения обязательных процедур – от due diligence и оценки до согласования SPA (share purchase agreement, подробный договор купли-продажи доли, который прописывает действия сторон до и после закрытия сделки – прим. Digital Business) – под 100 страниц английского текста.

Также Мухоряпов отметил, что Freedom получает топовую аудиторию, высокую долю рынка, кэш-генерящий актив и готовую профессиональную команду. Пользователи Aviata получат кэшбэк и рассрочки от Freedom. Choco получает деньги, что позволит полностью погасить долг, сделать buy-back акций, а также обеспечить себя ресурсами, чтобы реализовать потенциал быстрорастущих рекламных и delivery-бизнесов.

– Рынок стартапов получает хороший бенчмарк – в Казахстане можно сделать прибыльный интернет-актив и через 9 лет продать его за десятки миллионов долларов, – добавил Рамиль.

«В прошлом году мы пересмотрели стратегию Choco и решили сфокусироваться только на проектах, связанных с доставкой и рекламными технологиями для бизнеса»

Прокомментировал продажу сервисов и CEO Choco Николай Мазенцев, который работал над запуском Chocotravel, а позже управлял Aviata.kz:

Николай Мазенцев

Николай Мазенцев. Фото: Катерина Малама

– За 9 лет нам удалось построить крупнейшее в Казахстане туристическое агентство, являющееся самым автоматизированным по всему СНГ. По-настоящему горд, что мы сделали лучший тревел-продукт на рынке.

Эта сделка хороша для всех. В прошлом году мы пересмотрели стратегию Choco и решили сфокусироваться только на проектах, связанных с доставкой и рекламными технологиями для бизнеса. С тех пор продали сервисы Lensmark.kz (интернет-магазин линз) и ioka.kz (платежная система).

По итогам продажи Aviata.kz и Chocotravel у нас будет достаточно ресурсов, чтобы полностью погасить частный и публичный долг, а также активно инвестировать в развитие стратегически важных для нас проектов. А Freedom получает, помимо профессиональной ИТ-команды, отличное прибыльное дополнение к своим цифровым сервисам и огромную качественную летающую аудиторию.