Вошли в ИТ и не пожалели. 3 истории казахстанских девушек, сменивших профессию

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 20.04.2023, 09:28

Недавно Диана, Альбина и Светлана решили поменять свою жизнь — и попали в ИТ-сферу. Забегая наперед, скажем: им это удалось. Сейчас они получают удовольствие от работы, помогая своим командам разработчиков и наблюдая, как их решения улучшают опыт миллионов клиентов в Казахстане. Но что предшествовало этому? Насколько трудно было отказаться от предыдущей работы, где все было довольно стабильно и понятно? Как удавалось справиться со стрессом первое время, как проходила адаптация в ИТ-командах? Публикуем три их истории.

«Было страшно, что айтишники посчитают меня неспособной. А получилось ровно наоборот»

Диана Кабдина, 29 лет, системный аналитик

4 года своей карьеры в Jusan Bank я провела в HR Департаменте. Была бизнес-аналитиком, помогала автоматизировать процессы. Разрабатывала требования к другим подразделениям банка. А в конце 2022 года мне предложили сделать горизонтальный переход в ИТ-подразделение — мой руководитель искал человека, который сможет стать системным аналитиком.

Если честно, я долго не думала над предложением и согласилась. Все-таки это работа над новыми задачами и в совершенно ином направлении, но в знакомой корпкультуре и процессах. А еще я переходила к руководителю, который хорошо знал мои сильные и слабые стороны и понимал, что можно от меня ожидать.

Переход из БА в HR-блоке в системного аналитика сложный. Во-первых, мне пришлось учить SQL и C#. Во-вторых, нужно было ментально перестроиться на работу с айтишниками. Признаюсь, у меня был страх, что ребята могут меня не принять, посчитать неспособной и может совершенно не получится развиваться в этом направлении. Но все оказалось ровно наоборот. В нашем подразделении отзывчивы и синьоры, и молодые выпускники ИТ-школы банка Jusan Singularity. К любому можно обратиться с вопросом, что помогло легко адаптироваться на новом месте. И вот я уже могу написать часть каких-то процедур и получить отличную оценку за работу от наших синьоров. Это дорогого стоит.

Я еще не закончила онбординг на новом месте, но точно рада, что решилась на такой шаг. Сейчас моя должность — эксперт уровня джуниор. Помогаю разрабатывать ТЗ для тех, кто пишет процессы для других департаментов банка. Работаю со знакомым мне HR-отделом, а также помогаю кадровикам внедрить электронный документооборот.

Моя цель в среднесрочной перспективе — изучить языки программирования на том уровне, чтобы я могла кого-то обучать. Я вижу, что у меня здесь достаточно возможностей для ее достижения.

«После 6 лет в вузе я прыгнула в неизвестность. И спустя время понимаю, что это правильный выбор»

Альбина Ли, 24 года, главный эксперт в Департаменте машинного обучения и анализа данных Jusan Bank

Я попала в ИТ неосознанно. После школы была в потерянном состоянии и не могла определиться с будущей профессией. Единственным на тот момент решением было послушаться совета мамы, которая настояла на выборе факультете компьютерных наук. Первое время в вузе было тяжело: я ведь до этого никогда не занималась программированием и чувствовала, что отстаю от остальных ребят на курсе. Даже завалила первый экзамен по программированию! Я испытывала стресс, почувствовала всю сложность ситуации, но решила сама себя почеленджить: интуитивно понимала, что ИТ — это точно моя стихия, поэтому я старалась как могла. И в итоге получилось.

После окончания бакалавриата я поступила в магистратуру, параллельно работала научным ассистентом и вела свой научный проект на тему машинного обучения в вычислительной химии. К шестому году пребывания в вузе чувствовала себя как в своей тарелке: знала всех людей, как там все устроено, видела определенные перспективы. Но зона комфорта наступила как-то совсем рано. Поэтому я начала искать другие варианты карьерного развития.

Как раз в этот момент пообщалась с другом, который рассказал о новом Департаменте машинного обучения и анализа данных в Jusan Bank. Подразделение только начинало свою работу, руководство искало специалистов, используя рекомендации первых сотрудников. Я тоже решила попробовать — и уже через несколько недель получила оффер.

Предложение о трудоустройстве обдумывала очень долго: сомневалась, стоит ли переезжать из Астаны в Алматы и начинать все с чистого листа. Все-таки страшно ехать в незнакомый город и оказаться в новом коллективе. Но в итоге все твердо для себя решила и прыгнула в неизвестность. И спустя полтора года понимаю: это был правильный выбор.

Почему? Во-первых, адаптация прошла проще, чем я предполагала. Я онбордилась не одна — и вместе с другими новичками мы получали артефакты проектов, знакомились с тимлидами и погружались в процессы. Во-вторых, сам коллектив был открыт к общению и хотел коммуникации с нами: люди подходили, спрашивали, все ли хорошо на работе и дома. Фактически я была окружена вниманием большую часть своего времени.

С первых дней в банке ощутила драйв и новую мотивацию. В университете я все время занималась теоретическими проектами и не видела конкретных результатов в практическом применении. А здесь все было по-другому: ты работаешь с данными клиентов и видишь, как твои решения влияют на пользовательский опыт и меняют восприятие продукта. То есть конкретно ты, твое видение и задачи, над которыми работаешь, могут дать бизнесу эффект. Это было очень необычно.

Я пришла в июле 2021 года и получила на выбор несколько проектов, к которым можно было присоединиться. Мой первый проект — совместная работа с дочерней компанией Jusan Garant над мобильным приложением с применением computer vision. А спустя 6 месяцев, в самом начале 2022 года, мне предложили должность главного эксперта.

Почти полтора года я помогаю Департаменту расти и развиваться. Теперь я сама описываю задачи для исполнителей, общаюсь с бизнесом и заказчиками, систематизирую их цели и участвую в онбординге новичков. Цель на ближайшее время — дорасти до проектного менеджера. Руководство мое желание поддержало — и теперь помогает с изучением методологии и инструментария в менеджменте. Мне интересно кодить и управлять проектом одновременно. Надеюсь, что в будущем стану таким же классным ментором, на которого смогут полагаться джуны и новички банка.

«Ты как будто бы всю жизнь занимался не тем делом и в итоге нашел, к чему лежит душа. Так я ощущала себя на новом месте»

Светлана Хавайдуллаева, 35 лет, скрам-мастер в Jusan Business

Я пришла в Jusan Bank на позицию главного менеджера в управление продаж малого и среднего бизнеса. У меня был бэкграунд работы в банках: до этого после университета я начинала работать кредитным менеджером, доросла до регионального менеджера по работе с VIP-клиентами.

В управлении продажами я проработала год. Даже стала лучшим сотрудником департамента. Но понимала, что мой рост здесь несколько ограничен, поэтому начала искать другие варианты продолжения карьеры в банке. Потом увидела вакансию в Департаменте цифровизации бизнеса — специалист поддержки филиальной сети. Это был классный жизненный поворот: до этого я участвовала в клиентских процессах, участвовала в переговорах, занималась лидогенерацией. А здесь ты изучаешь внутреннюю сторону продукта и все, что находится у него «под капотом».

Еще спустя некоторое время я захотела продолжить поиск лучшего для себя места. И нашла его в этом же Департаменте цифровизации бизнеса: коллега пригласил меня на роль скрам-мастера, в которой я работаю с прошлого года.

Знаете, чувство, когда ты как будто бы всю жизнь занимался не тем делом и в итоге нашел, к чему лежит душа! Вот так я ощущала себя на новом месте. Работа скрам-мастера категорически мне подходит. Обожаю общаться с людьми, организовывать мероприятия как внутри команд, так и вне, а также узнавать, что и как они делают, и помогать им становиться эффективнее, лучше. Я испытываю здесь колоссальное удовольствие.

Сейчас я нахожусь в Департаменте разработки цифровых продуктов, который отвечает за мобильное приложение Jusan Business для юрлиц. А конкретно моя задача — следить за тем, чтобы все проектные команды добивались целей спринтов и работали эффективно. Результат и польза от моей работы — это когда бизнес работает организованно, прозрачно и всегда с результатом для конечного клиента.

Моя работа нацелена на достижение целей, вовлеченности в продукт. Каждый день ребята из команд делают что-то такое крутое для клиентов. Находясь во этом потоке, хочется всегда достигать крутых результатов и знать что твой труд приносит реальную пользу. Чего я хочу дальше? Развиваться в этом направлении, дорасти до скрам-мастера уровня синьор, менторить начинающих скрам-мастеров и делиться тем опытом, который я получила от коллег.