Чему Казахстану стоит поучиться у Израиля. Колонка Бауржана Канкина
– В марте я побывал в туре в Израиль, организованном YPO Kazakhstan. Мы провели там неделю: посетили Тель-Авив, Хайфу, Иерусалим. Общались с представителями стартап-индустрии, венчурных фондов, университетов, Армии обороны Израиля. Хочу поделиться наблюдениями и выводами из поездки. Надеюсь, они будут полезны для нашей казахстанской стартап-экосистемы и корпораций. Лично меня эта командировка еще больше укрепила в мысли, что в Казахстане необходимо активно развивать технологии Индустрии 4.0. И наш первый «стартап-единорог» имеет большие шансы появиться именно в этой сфере.
Израиль уже много лет позиционируется на мировом рынке как Start-Up Nation. Считается, что эта страна по количеству стартапов на душу населения опережает даже Америку. Несколько цифр.
Население Израиля – около 9,5 млн человек, в 2 раза меньше, чем в Казахстане. Территория Израиля меньше любой из казахстанских областей. При этом ВВП этой страны за 2022 год составил $527 млрд (ВВП Казахстана – $224 млрд). Годовой объем израильского экспорта информационно-телекоммуникационных услуг превышает $41 млрд.
Стартап-индустрия занимает серьезный удельный вес в экономике. По данным инвестиционной платформы JSCapital, в 2022 году в Израиле насчитывалось 8,4 тыс. стартапов, 381 венчурных фондов, 364 стартап-акселератора и инкубатора.
Объем инвестиций, которые привлекли в прошлом году израильские стартапы, составил $14,95 млрд.
Объем экзитов со стартапами за 2022 год – $20,58 млрд.
Конечно, впечатляющие успехи Израиля полностью «скопировать» нереально. Многие качества и факторы, что позволяют израильтянам быть супер-успешными на мировом рынке, формировались веками. Но ключевым вещам у израильтян – среди которых, кстати, много русскоязычных эмигрантов из стран бывшего СССР, близких нам по менталитету – точно стоит поучиться. Выделю несколько.
Хуцпа
Это слово из идиша не имеет полноценного перевода на другие языки. Под «хуцпой» обычно понимают дерзость, напористость, даже наглость. Отсутствие робости, стеснительности.
Еще под хуцпой понимают «особый вид гордости, побуждающий к действию, несмотря на опасность оказаться неподготовленным, неспособным или недостаточно опытным». Для еврея «хуцпа» означает особую смелость, стремление бороться с любыми обстоятельствами.
В Израиле хуцпа чувствуется во всем. Мы побывали на уроках самообороны в одном из военных центров под Иерусалимом – и я вам скажу, с нами там никто не церемонился, несмотря на то, что мы гости, на наши статусы.
Почему же израильтяне такие бесстрашные, дерзкие?
Конечно, здесь большую роль играет служба в ЦАХАЛ – израильской армии. Практически все, с кем мы общались, – в стартапах, венчурных фондах, корпорациях, университетах – служили в армии, военные в отставке.
Поскольку израильская армия регулярно участвует в реальных боевых действиях, то когда ты служишь в ней, понимаешь, что можешь и жизнь отдать, защищая свою страну. После этого уже ничего не страшно – запустить стартап, рискнуть, потерять деньги.
Когда общаешься с нашими стартапами в Казахстане, то нередко слышишь какие-то «ванильные» истории: «Вот у меня трафик такой, а CTR такой…». Истории израильских стартапов на этом фоне «страшные», бескомпромиссные. Запустил стартап, вложил свои деньги, поднял миллионы, потерял миллионы, закрыл проект, начал заново. Они не бояться рисковать. Терять и начинать заново.
Очень многие казахстанцы, сужу даже по своим знакомым, у кого есть деньги, у кого классные машины, квартиры, дома, они хорошо одеваются, куда-то ездят отдыхать каждый квартал, полгода – очень боятся свой уровень комфорта потерять.
На израильтян посмотришь – многие ходят, как бы у нас сказали, непонятно в чем. В одной футболке и джинсах всю неделю. И ничего страшного. Ездят на простой машине или на такси – нормально. Главное – они не боятся выходить из зоны комфорта. Чтобы создавать что-то новое, прорывное.
Готовность очень много работать
Здесь, думаю, тоже сильное влияние армии на израильское общество. Она закаляет бойцовский характер, преданность делу. Готовность посвящаться себя поставленным целям.
Многие ли у нас готовы работать по выходным? Или лучше побольше поспать, отдохнуть? Как много вы видели в Казахстане стартапов, которые реально пашут над своим продуктом 24/7?
А в Израиле, кроме того, что они официально выходят на работу шесть дней в неделю (воскресенье – первый рабочий день, и в понедельник, пока весь мир раскачивается, израильтяне уже на полном ходу, отвоевывают рыночные позиции), стартапы еще очень много вкалывают и по вечерам, и по выходным. И не только стартапы. На производствах, в образовании, медицине – все очень много работают.
Ориентация стартапов на deep tech, а не потребительский сектор
Возможно, наша стартап-экосистема в Казахстане проходит определенный этап эволюции, но сейчас мы имеем следующее. Большинство наших стартапов делают что-то, что должно помочь… потреблять. Быстрее, легче, больше. То есть не производить больше, не делать традиционные индустрии эффективнее, а именно потреблять. Очередное приложение, очередная e-commerce площадка, чтобы быстрее купить продукты, быстрее записаться к барберу, в косметический салон или взять кредит на машину… Причем большинство из этих приложений ориентированы в основном на внутренний рынок.
В Израиле же фокус большинства стартапов совсем не на электронную коммерцию и потребление на внутреннем рынке. Во-первых, внутренний рынок, как и в Казахстане, небольшой. Сразу возникает вопрос с масштабированием. Во-вторых, если я что-то очень хочу купить, то могу, в конце концов, сходить за этим в магазин.
В общем, e-commerce в Израиле вас вряд ли чем-то удивит. Зато здесь очень много deep tech cтартапов, которые решают фундаментальные проблемы промышленности, сельского хозяйства, медицины, экологии, безопасности. И это решения, которые масштабируются на весь мир.
Самый крупный на сегодня экзит с израильским стартапом – это сделка Mobileye – Intel 2017 года. Американская корпорация приобрела тогда израильский проект за $15,3 млрд. Сегодня рыночная капитализация Mobileye превышает $32 млрд.
Чем занимается Mobileye? Разрабатывает технологии для автономного вождения, которые должны сделать беспилотные автомобили максимально доступными и безопасными. И вот таких проектов (хоть и разного масштаба), нацеленных на большие инновации, изменения – а не очередное приложение для удобного заказа чего-либо – в Израиле очень много.
Мне очень хочется, чтобы и у нас таких стартапов становилось больше.
Но пока, если даже брать нашу сферу, недропользователей, то объем ИТ-решений, которые горнодобывающая промышленность закупает у казахстанских стартапов – это капля в море в общем объеме закупок.
Патриотизм, забота о своей стране
В английском языке есть популярная поговорка necessity is the mother of invention. Необходимость порождает инновации, изобретения. Мне показалось, что во многом израильской стартап-индустрией движет, с одной стороны, необходимость. Большое количество ограничений, вызовов, большая неопределенность, в которой страна живет уже много лет. А с другой – искренняя любовь к своей стране, желание ее сберечь. «Мы выжили, мы вернулись на свою землю, мы ее возродили, и мы отсюда больше не уйдем».
И очень сильные связи, взаимная поддержка внутри израильского комьюнити.
Кстати, похожие чувства к своей стране, желание помогать, быть полезным, я вижу у наших ребят из сообщества Digital Nоmads (в сообщество входят казахстанцы, которые работают сегодня за рубежом в крупнейших технологических компаниях мира, по состоянию на 2022 оно объединяло 400+ ИТ-профессионалов – прим. Digital Business). Помню, как в феврале на форуме Digital Almaty приехавшие «номады» делились с местными ребятами экспертизой, советами. Старались всячески помочь – абсолютно безвозмездно. Видимо, вдали от родины просыпается настоящий патриотизм.
И здесь поделюсь еще одним наблюдением и идеей после поездки в Израиль.
Сильное лобби за рубежом
По некоторым оценкам, в Америке живет около 8 млн евреев, что сравнимо с населением Израиля. И, конечно же, они всячески поддерживают свою историческую родину. То, что в Израиле свои первые зарубежные R&D центры открыли Intel, Microsoft, Apple и другие американские техногиганты – конечно же, во многом результат сильного лобби в США. Ведь в мире так много других перспективных стран, где можно было эти центры развернуть.
В Израиле, насколько я понял, уехавших не порицают, а сохраняют с ними тесную связь. Ведь если эмигрант завтра станет вице-президентом крупной корпорации или руководителем крупного стартап-акселератора – он же столько пользы может принести родине.
Думаю, нам с этой точки зрения стоит посмотреть на наших «номадов». Представьте если один из казахстанцев займет серьезную позицию в Intel, второй – в Microsoft, третий – в JPMorgan, четвертый – в крупном венчурном фонде. Это же какое лобби может быть для Казахстана!
Тесная связь образования с бизнесом и стартапами
Это еще один момент, который зацепил мое внимание в Израиле. Мы встречались с ректором университета Технион в Хайфе (cтарейший израильский вуз, входит в топ-100 лучших университетов мира, по данным Academic Ranking of World Universities). И сам ректор, и многие профессоры, преподаватели университета инвестируют в стартапы своих студентов. То есть не только менторят их, но и имеют миноритарные доли в проектах. И университет как организация тоже имеет доли в стартапах. Если какой-то из проектов «выстреливает» – зарабатывают все.
И это же круто, когда преподаватели в вузах дают не только академические знания студентам, но и максимально замотивированы на практический успех выполняемых ими проектов. Вуз фактически становится еще и акселератором.
Решил для себя поглубже изучить этот вопрос, как именно университеты входят в капитал стартапов, и обсудить возможность такой практики в Казахстане.
Синергия корпораций и стартапов
В Израиле крупные компании покупают стартапы. А многие стартапы изначально делают именно то, что будет решать проблемы корпораций – будущих покупателей. Я думаю, мы должны внедрить вот эту культуру инвестиций корпоративного сектора в стартапы и у нас в Казахстане.
Пока же модель отношений у нас – больше потребительская со стороны «корпоратов». Попользовался ИТ-решением стартапа, ткнул пальцем: «вот это нормально, а это мне не нравится», заплатил и «спасибо, до свидания».
Представим на минуту, если условно Polymetal создаст в МФЦА отдельную структуру для инвестиций в технологические стартапы – например, Polymetal Digital. Начнет входить в интересные проекты как инвестор. Представим, что университеты, научные организации начнут инвестировать часть своих бюджетов в стартапы. Это же будет мощным сигналом для рынка. Для других компаний и стартапов. Во многих казахстанских корпорациях благодаря этой комбинации «стартапы – наука – производство» появятся полноценные R&D направления.
Ставка на Индустрию 4.0
Мы часто говорим, что Казахстану нужен свой «единорог». Первый серьезный успех на мировом технологическом рынке Made in Kazakhstan. После поездки в Израиль я еще больше утвердился во мнении, что такой проект имеет все шансы появится у нас в deep tech, в Индустрии 4.0, а не в «попсовых» темах, вроде очередного мобильного приложения для заказа еды или маркетплейса товаров.
Все-таки потребительский рынок по мировым меркам у нас небольшой. Явно не США и не Китай, чтобы вырастить на нем «единорога». Мы гораздо ближе по масштабам к Израилю. Поэтому тем казахстанским стартапам, которые хотят сделать миллиардную компанию в B2C, скорее всего, нужно ехать на крупнейшие мировые рынки. Как это сделал Алексей Ли (владелец онлайн-супермаркета Arbuz.kz, сейчас развивает аналогичный проект в Америке под брендом Pinemelon.com – прим. Digital Business). Но в США сильнейшая конкуренция в B2C темах. И у нас, говоря объективно, нет каких-то особых преимуществ, компетенций, чтобы стать в ней лидерами.
А вот, что исторически развито в Казахстане и где накоплена серьезная экспертиза, – это горнодобывающая промышленность. Мало в какой стране мира есть столько золоторудных, угольных, урановых, нефтяных, медных и др. месторождений, как у нас. И конкуренция в Индустрии 4.0, например, среди технологических решений для шахт, гораздо меньше, чем на рынке электронной коммерции.
Мне кажется, с учетом масштаба бизнеса казахстанских недропользователей и того объема ИТ-решений, который они закупают за рубежом, мы бы могли вырастить технологического «единорога» в этой отрасли даже на внутреннем рынке. А затем, успешно апробированные в Казахстане «глубокие технологии», тиражировали бы на экспорт. В другие страны, где развита горнодобывающая промышленность.
У израильтян ведь многое получилось благодаря любви к своей стране и взаимной поддержке друг друга. Так почему бы и нам, казахстанцам, не попробовать?
Бауржан Канкин – с апреля прошлого года генеральный директор Автономного кластерного фонда «Парк инновационных технологий». Фонд работает под брендом Tech Garden. Его целью является увеличения количества промышленных предприятий в Казахстане, которые используют новые технологии, чтобы повысить операционную и финансовую эффективность. Для этого Tech Garden развивает платформу-cупермаркет отечественных ИТ-решений SIMP (Smart Industry Management Platform). На платформе промышленные предприятия размещают свои реальные задачи, а казахстанские стартапы и ИТ-компании – решения. Также Tech Garden проводит технологические марафоны и хакатоны, в которых участвуют компании-заказчики и стартапы.
До прихода в Tech Garden Бауржан Канкин работал председателем правления АО «СПК Shymkent», в крупных международных и казахстанских компаниях: Delloitte, Arcelor Mittal Steel, Банк развития Казахстана, МФЦ «Астана» и др.