Из Москвы в Алматы. Разработчик переехал в Казахстан – что его удивило?
Андрей Костюк – руководитель группы разработки в BPC Banking Technologies. Это швейцарская компания с российскими корнями, которая занимается разработкой ПО для банковской сферы. Большую часть сознательной жизни мужчина провел в Москве, однако после начала войны в Украине решил переехать. Буквально в течение двух недель он вместе с женой и двумя сыновьями собрал вещи и отправился в Алматы.
Спустя год жизни в Казахстане Андрей рассказал Digital Business, почему наша страна лучше всего подошла ему для релокации, как он оценивает уровень развития местного ИТ и что ему здесь больше всего нравится.
«В ИТ попробовал многое, от кодинга до UX\UI-исследований»
Родом я из города Мирный в Якутии. Программированием увлекся примерно в 12 лет. В нашем Доме культуры появился игровой класс со старенькими компьютерами Atari. Все городские мальчишки, в том числе и я, после уроков бежали туда, чтобы поиграть. Вскоре мне стало интересно, как создаются компьютерные игры. Начал углубляться в тему, пытался сам что-то делать…
После окончания школы поехал учиться в Москву. На первых курсах института немного подзабил на ИТ из-за бурной студенческой жизни. Правда, затем решил развиваться в сфере технологий. В середине 90-х интернет в России был не особо развит, так что учил все по книгам. Благо, в Москве можно было найти крутые пособия. Сперва освоил Ассемблер, потом С, С++, Java и так далее. Сейчас могу смело говорить, что в ИТ попробовал многое, от кодинга до UX\UI-исследований.
Работал и в найме, и на себя. В середине 2010-х пытался создать компанию с собственной командой разработки. Однако дальше аутсорса дело не пошло. Чтобы делать ИТ-продукт или бизнес на основе технологий, необходима идея. У меня она так и не родилась. А оставаться простым аутсорсером было не интересно. Во-первых, в России и в мире подобных студий хватает. Во-вторых, слишком много геморроя, а деньги зарабатываешь такие же, как в найме.
Так я оказался в BPC Banking Technologies на позиции руководителя команды разработки. Делаем платформу, которая интегрирует различные банковские системы между собой.
«С адаптацией помог баскетбол»
Об отъезде задумались 24 февраля 2022 года. Где-то неделю размышляли, куда переедем. Дальнее зарубежье сразу отмели. Грузию и Армению тоже не рассматривали, так как туда поехало слишком много людей. Остановились на Казахстане. Тем более, один из сотрудников моей команды живет в Алматы: он пригласил в гости и предложил помочь, что стало большим плюсом.
Компания решение поддержала. Наша команда и так распределена по разным странам: Нидерланды, Сербия, Беларусь, Казахстан. Да и в Москве после пандемии практически не собирались в офисе: выбирались только на неформальные посиделки. За время карантина удалось выстроить все рабочие процессы дистанционно. Так что проблем никаких не было.
Уже 8 марта, транзитом через Астану, встретившую нас лютым морозом и сильным ветром, с сыновьями приехал в Алматы. Потом присоединилась жена.
Ни разу не пожалели о своем выборе. Алматы – светлый и позитивный город. Приятная погода, красивая природа, особенно горы, вкусная кухня. Но главное – открытые и прекрасные люди. С первых дней почувствовали к себе доброжелательное отношение. Это очень круто.
С адаптацией помог баскетбол. По приезду в Алматы стал искать площадки, где можно поиграть. Нашел подходящее место в Центральном парке культуры и отдыха. Пришел туда и все люди, от мала до велика, дружелюбно встретили. Летом могли играть до глубокой ночи. Познакомился так с многими классными ребятами. Спорт сильно сближает и позволяет лучше разглядеть все человеческие качества.
Акклиматизация тоже прошла успешно. У нас семья, которая любит путешествовать: на самолетах, машине. Быстро собраться и махнуть в страну с другим часовым поясом – запросто. Да и я в детстве часто летал в Москву, с которой у Мирного 6-часовая разница во времени. Так что к +3 часам привык быстро.
«Жилье нашли в первый же день»
Серьезных бытовых проблем при переезде не испытали. Квартиру нашли в первый же день. Пожили в ней месяц, пригляделись и поняли, что она нас не устраивает.
На поиски нового жилья потратили два дня. Сняли «трешку» на Розыбакиева/Сатпаева за 250 тысяч тенге в месяц плюс коммуналка, где живем до сих пор. При этом, когда случился скачок цен на аренду недвижимости, хозяева не поднимали квартплату.
А вот племянник со стороны жены, который приехал осенью, столкнулся с проблемами. Тогда спрос на жилье резко возрос, а предложений стало меньше. Ценник на некоторые квартиры взлетел в 2 раза. Он только через две недели смог что-то найти по адекватному прайсу.
С документами сложностей тоже не было. ИИН сделали за два дня. На РВП ушло чуть больше времени, но все равно довольно оперативно. Первый раз пришел узнать, какие документы нужны. Потом, когда вернулся со всем необходимым, мне сказали, что еще нужно собрать некоторые бумаги. Третьим походом закрыл вопрос с легализацией. После переезда, когда нужно было переоформлять РВП, тоже все прошло легко.
Продуктовая корзина в Алматы дешевле на 20-30%, чем в Москве. Еще радует разнообразие фруктов и овощей. Но огорчает отсутствие свежей морской рыбы и морепродуктов: найти их практически нереально. Зато озерной и речной рыбы в изобилии.
«У меня сложилось ощущение, что ИТ в Казахстане еще немного отстает от от России, Беларуси и Украины»
С точки зрения пользователя был приятно удивлен уровнем цифровизации в Казахстане. Особенно порадовал Kaspi: и приложение, и сам банк. Даже Тинькофф, который считается в России самым прогрессивным ИТ-банком, на мой взгляд, не достиг еще уровня Kaspi в плане клиентоориентированности.
Еще понравился eGov – очень удобный сервис, продуманный до мелочей. Без проблем сделал с его помощью ИИН жене, чтобы не ходить в ЦОН. А когда нужно было оформлять РВП, запрашивал через eGov регистрационный код адреса – все пришло в течение 5 минут.
Если смотреть с позиции разработчика, то мне сложно оценивать уровень развития ИТ в Казахстане. Мои впечатлении основаны только на рассказах местных ребят, которые работают в нашей компании, и поверхностных наблюдениях. Сложилось ощущение, что ИТ в Казахстане еще немного отстает от России, Беларуси и Украины. Но там эта сфера шагнула далеко вперед даже в сравнении с многими странами ЕС.
С работой в Казахстане проблем нет. Не так давно мой младший сын искал себе место на позицию Java-разработчика уровня «сеньор». Смотрел вакансии на HeadHunter, подключал собственный нетворк. У него много друзей разработчиков, которые работают в разных компаниях и могли помочь попасть на собеседование.
Были варианты и в местных , и в международных компаниях. Пробовал попасть в Kaspi, но там что-то не срослось. Зато прошел собеседование в Яндексе, Тинькоффе, Ozon и российском Сбере с возможностью работать удаленно.
Сын рассматривал предложения с зарплатой выше $3 тысяч. На мой взгляд, при должной квалификации и компетенциях в Казахстане можно находить позиции с такими окладами. Нужно только желание и приложить усилия.
«В Казахстане, как мне кажется, презумпция налоговой невиновности все-таки существует»
Сам пока что о поисках новой работы не думаю. Устраивает нынешняя. Нужно только решить пару вопросов. К примеру, пока что получаю зарплату на российский счет, что меня не особо устраивает. Во-первых, не хочу платить налоги в бюджет РФ. Во-вторых, это создает много сложностей с конвертацией из-за динамично меняющегося курса. Год назад он был 4 тенге за 1 российский рубль, осенью – 8,5 тенге, сейчас установился на отметке в 6 тенге. В итоге инициировал перевод в головной офис в Швейцарии, чтобы получать зарплату на личный счет в Казахстане.
Раньше не занимался этим вопросом, так как была вера в изменения к лучшему. Надеялся, получится быстро вернуться. Но, к сожалению, ситуация ухудшается. На данный момент не вижу для себя вариантов с жизнью в России.
В Казахстане мне многое нравится. Помимо каких-то бытовых вещей, есть еще и практические. К примеру, налоги здесь ниже, чем в России. А еще мне кажется, что проще взаимодействовать с налоговой. В России иногда приходилось доказывать, что ты не верблюд. Хватало случаев, когда налоговая присылает уведомление, что тебе необходимо за что-то заплатить без особых разъяснений. Приходишь к ним, спрашиваешь: «Мол, за что я вам должен?». А они толком объяснить не могут. Но долг продолжает висеть, капает пеня.
Получается, не налоговая доказывает, что ты ей должен, а ты ей, что долгов за тобой никаких нет. В Казахстане, как мне кажется, презумпция налоговой невиновности все-таки существует. Правда, это в теории. Посмотрим, как будет на практике.