«Я искала сферу, в которой могла бы соединить свое техническое образование, опыт в маркетинге, любовь к дизайну и желание создавать что-то новое. И нашла ее», – говорит product-менеджер в Kolesa Group Улжан Хафизова.
На конференции Kolesa JunDay девушка рассказала, кто может стать product-менеджером, что входит в его обязанности и поделилась рабочими кейсами проекта Avtoelon.uz (сервис для покупки и продажи легковых автомобилей в Узбекистане)
«Папа всем рассказывает, что я чуть ли не Стив Джобс»
– Профессию product-менеджера воспринимают по-разному. Друзья думают, что я расфасовываю коробки на каком-то складе. Папа всем рассказывает, что я чуть ли не генеральный директор, как Стив Джобс.
Продуктом может быть и игра Counter Strike, и обычный офисный стул. И за первым, и за вторым стоит большая команда специалистов. За запуск Counter Strike отвечают менеджер по продукту, дизайнеры, разработчики, аналитики, маркетологи. Созданием стула занимаются директор компании, столяр, сборщик мебели, smm-менеджер. Их всех объединяет одна задача – создать продукт, пользующийся спросом на рынке.
В ИТ product-менеджер находится на стыке трех сфер: технологии, бизнеса и пользовательского опыта. Нужно понимать, какие действия предпринимать в определенные моменты времени, чтобы принести компании пользу в долгосрочной перспективе.
Веб-разработчик с нуля до PRO
Вы научитесь верстать сайты на HTML и CSS, изучите JavaScript.
Сможете разрабатывать на PHP серверную часть сайта — и сделаете первые проекты для портфолио.
25 033₸/мес
Записаться прямо сейчас и получить скидку можно по ссылке!
«Сделайте аналитику цен попроще, а то у вас там все для слишком умных людей»
– Сейчас я работаю над проектом Avtoelon.uz. За ним стоит команда из 40 человек: менеджеры, дизайнеры, разработчики, аналитики, QA, служба заботы и модерации. Моя задача – контролировать, направлять и соединять всех специалистов.
День product-менеджера начинается с просмотра дашборда: изучаешь таблицы с данными, графики, цифры. Это дает понимание, сколько пользователей ежедневно заходят в приложение, что они там делают, с какими проблемами сталкиваются. Пример из практики. Однажды заметили, что участились жалобы на высокие цены. Люди постоянно писали в службу заботы, что стоимость автомобилей на нашей площадке завышена. Что делать?
Первым делом необходимо изучить вопрос. Вместе с UX-исследователем опросили в Ташкенте 20 пользователей Avtoelon.uz. Интересовались, насколько им удобно приложение, что конкретно не устраивает и требует улучшения. Это позволило выделить две проблемы и решить их: упростить дизайн и сделать аналитику цен точнее, чтобы она давала объективную картину по стоимости автомобилей. Один из респондентов прямым текстом нам сказал: «Сделайте аналитику цен попроще, а то у вас там все для слишком умных людей».
Однако мнение 20 человек – не самая репрезентативная выборка. Чтобы понять, действительно ли так считает большинство пользователей, передаем собранные данные аналитику. Если он количественно подтверждает вывод, то приступаем к решению проблемы.
Иду к дизайнеру, формулирую ему задачу и объясняю, какого эффекта нужно добиться. Во время общения с автолюбителями в Узбекистане заметила, что они часто спрашивают друг друга: «Брат, это хорошая цена?». Решили, что нужно обыграть это в дизайне. Сделать так, чтобы приложение, при вводе стоимости автомобиля, подсказывало пользователю, выгодная ли цена или нет. Затем передаю пожелания разработчикам, которые реализуют необходимый функционал.
«Периодически делаем вылазки в Узбекистан, чтобы понять культуру местных жителей, посмотреть, какими приложениями они пользуются и прочувствовать проблемы, с которыми сталкиваются»
– Еще для product-менеджера важно погружение в среду, где используют его продукт. У нас так сложилось, что часть команды Avtoelon.uz находится в Ташкенте, а отдел разработки сидит в Алматы. Однако и я, и ребята периодически делаем вылазки в Узбекистан, чтобы понять культуру местных жителей, посмотреть, какими приложениями они пользуются, прочувствовать проблемы, с которыми сталкиваются.
В одной из таких поездок наш разработчик попал в регион, где плохо работает интернет. Там он заметил, что из-за этого не загружается один экран – критичная проблема. В итоге он прямо там на коленках разработал техническое решение, а по возвращению в Алматы все реализовал.
Есть похожий кейс с дизайнером. Пообщавшись с некоторыми пользователями, он узнал, что люди путаются в нулях. Так пришла идея сделать интерфейс, который подсказывает, сколько нулей нужно добавить при выставлении стоимости.
Эти действия позволяют сделать продукт лучше. Благодаря такому подходу у Avtoelon.uz сейчас 1,5 миллиона пользователей – это платформа №1 по продаже и покупке легковых автомобилей в Узбекистане.
Как стать product-менеджером?
– Вот 5 советов, которые помогут вам войти в профессию product-менеджера:
1.Бэкграунд не является преградой. Отсутствие специализированного образования не помеха, если у вас есть лидерские качества, желание создавать что-то новое и вести за собой команду, мотивировать людей. В Kolesa Group product-менеджерами работают люди с юридическим, бухгалтерским и даже морским образованием.
2.Начните путь с проектного менеджмента. Это заложит отличную базу и поможет лучше понимать задачи product- менеджера.
3.Проходите онлайн-курсы. Я прошла несколько, среди которых были Kolesa Upgrade и Kolesa Academy.
4.Ходите на конференции. Там дают много полезной информации. Но самый главный плюс ивентов – нетворк. Можно познакомиться с людьми, которые предложат работу или запустить вместе стартап.
5.Читайте книги. Советую «Важные годы от 20 до 30 лет» Мэг Джей. Там рассказывается, как продуктивно провести десятилетие, чтобы достичь успехов. Для начинающих product-менеджеров будет полезна книга «Уходим в отрыв» Кэмерона Гарольда. Мы в Kolesa Group при стратегическом планировании используем оттуда много идей. Также уделите время книгам Николая Товеровского «Управление проектами, людьми и собой» и Марти Кагана «Вдохновленные. Все, что нужно знать продакт-менеджеру».