По профессии Касымхан Жапанов графический дизайнер. В Астане у него собственная дизайн-студия Creeon, которая делает фирменные стили, брендинги крупных ивентов, а также занимается SMM-дизайном и созданием социальных роликов. Среди клиентов студии – боксер Геннадий Головкин, который заказывал у ребят редизайн логотипа и дизайн мерча перед третьим боем с Саулем «Канело» Альваресом в сентябре прошлого года.
Попутно Касымхан занимается созданием NFT. Digital Business узнал, что привело его в мир крипты, насколько тема с NFT сейчас развита в Казахстане и получается ли у него зарабатывать с их продажи.
«Парень из Алматы купил NFT за $100, а спустя неделю продал за $15 тысяч»
– Расскажите, когда заинтересовались NFT?
– Все началось с криптовалют. В 2018-м году купил биткоин, потом Ethereum, Bnb, Solana и другие альткоины. Стал постоянно следить за новостями и тенденциями в мире крипты. Вскоре узнал об NFT – новом направлении на блокчейне. Тема заинтересовала, ведь многие художники и графические дизайнеры из США и Европы начали делать свои NFT и выставлять на различных площадках. Подумал, что тоже хочу попробовать.
– Что нужно для старта?
– Ничего особенного. Регистрируешься на NFT-маркетплейсе: к примеру, OpenSea – это одна из самых популярных площадок. Дальше загружаешь туда свою картинку, которая преобразуется в NFT, и получаешь электронный сертификат, подтверждающий право владения.
Следующий шаг – продвижение через социальные сети. В основном коллекционеры сидят в Twitter, так что лучше скидывать ссылку на свой NFT туда. Затем рассказываете о себе: кем работаете, как пришли в NFT-тему, чем вдохновлялись при создании картинки и т.д.
– Сколько NFT вы сделали?
– Около сотни, думаю, уже набралось. Но я делаю одинарные NFT. Были мысли о создании благотворительной коллекции со снежными барсами. Деньги с их продажи хотел направить на сохранение численности этих животных. Правда, когда стал все просчитывать, понял, что мне это не нужно. Слишком много заморочек.
Чтобы сделать коллекцию, необходимо потратить много времени и сил, а затем серьезно вложиться в продвижение, если ты не знаменитость. Продавать без нормальной рекламы на крупных площадках очень сложно. У меня такого ресурса не было и нет, так что отказался от идеи.
– Получалось что-то продавать?
– У меня купили около 10 NFT. Но я не знаю покупателей. На маркетплейсах все сидят инкогнито или под никнеймами. Никто не скажет тебе: «Привет, я Джон из Техаса и хочу купить NFT». Можно увидеть автора работы, сколько раз ее покупали и за какие суммы. Эта информация, как правило, в открытом доступе.
Моя самая дорогая продажа – около $100. Ценообразование здесь зависит от имени художника. Если вы известный человек в определенных кругах, то за один пиксель можно ставить хоть $100 тысяч.
– Замечали какие-то тенденции? К примеру, что NFT с определенными изображениями продаются лучше?
– Здесь никогда не угадаешь. Обычно происходит так: люди листают страничку, допустим, на OpenSea, видят что-то прикольное на их взгляд и покупают. Или коллекционеры смотрят на популярность коллекции, анализируют и инвестируют в нее, чтобы потом продать дороже.
– А сами не покупаете NFT для перепродажи?
– Не хватает времени. Чтобы заниматься плотно, нужно постоянно быть в повестке, следить за новостями от именитых художников или брендов. Тогда можно урвать какую-нибудь коллекцию по выгодной цене и потом успешно перепродать.
Знаю, есть ребята, которые этим могут зарабатывать себе на жизнь. Даже в Казахстане есть успешные примеры. Парень из Алматы купил NFT за $100, а спустя неделю продал за $15 тысяч.
Я себя пока что вижу в графическом дизайне, от которого не хочу отказываться. Но NFT параллельно планирую плотно заниматься. Так делают многие известные люди. К примеру, художник и скульптор Даниэль Аршам постоянно запускает NFT-коллекции.
«Те, кто хорошо продвигаются с NFT и уже может зарабатывать на них более-менее серьезные суммы, находятся, как правило, не в Казахстане»
– Много ли сейчас в Казахстане людей, которые увлекаются NFT?
– Не сказал бы. Когда сам заинтересовался NFT, стал искать других казахстанских ребят, кто в теме. Смотрел в TikTok, Instagram, YouTube. В результате создали чат единомышленников в Telegram, где сейчас порядка 500 человек. Там фотографы, художники, дизайнеры, музыканты, предприниматели и коллекционеры. Но хватает и таких людей, которым просто интересно узнать, что такое NFT. Можно назвать их разведчиками: они задают вопросы и пытаются разобраться, насколько это перспективная тема и есть ли смысл вкладываться.
– Почему?
– Мало информации. Весь контент об NFT (новости, аналитика, обзоры) в основном на английском языке. Даже на русском отыскать стоящий контент проблематично: буквально десяток блогеров занимается продвижением темы. Это приводит к тому, что люди в Казахстане не особо знают о возможностях и перспективах NFT.
Те, кто хорошо продвигаются с NFT и уже могут зарабатывать на них более-менее серьезные суммы, находятся, как правило, не в Казахстане. Даже ребята из нашего чата разбросаны по всему миру: США, Европа, Россия, Юго-Восточная Азия. Там интерес к NFT в разы выше, так как гораздо больший процент населения знает, что это вообще такое, для чего нужно и какую ценность несет.
– Что может изменить ситуацию в лучшую сторону?
– Мне кажется, все будет, как и с криптовалютами. Когда биткоин резко вырос, в Казахстане возник серьезный интерес: люди стали покупать разные криптовалюты, в стране начали открывать майнинг-фермы, пришли крупные инвесторы. Тогда многие поняли, что сфера перспективная и в нее нужно быстрее заходить. С NFT, предполагаю, может произойти такая же история.
Бустануть способен и скачок одной из криптовалют. К примеру, Ethereum, с которым работает OpenSea. Сейчас он стоит почти $1,7 тысяч, а цена вашего NFT, допустим, 100 Ethereum. И вот представьте, завтра курс Ethereum достигает $5 тысяч и стоимость NFT автоматически взлетает до $500 тысяч. Как только его купят, сразу возникнет хайп. Информационное поле будет усеяно новостями об NFT. Больше людей вовлекаются в тему: начинают следить, покупать, продавать.
«Хороший потенциал для запуска успешной NFT-коллекции есть у Головкина, Димаша и Imanbek»
– На международном уровне коллекции от ребят из Казахстана, которые сейчас живут в других странах, продавались за большие деньги?
– Лично я о таких не слышал. Знаю, что есть студии и художники, которые делают работы для американских компаний или инфлюенсеров. К примеру, блогер с миллионами подписчиков решил запустить свою NFT- коллекцию и заказывает у наших ребят тысячу картинок, допустим, с изображением ног. Затем он их сам преобразовывает в NFT, занимается продвижением и продает.
Условия зависят от договоренностей: кто-то просит фиксированную плату за работу, другие процент от продажи. Сейчас это довольно распространенная тема.
– У кого из казахстанских инфлюенсеров есть потенциал для запуска успешной NFT-коллекции?
– У тех, кто хорошо известен в странах Западной Европы, США, России или Китае. Нужно ориентироваться на эти рынки. Там 2-3 человека из 10 понимают, что такое криптокошелек, какие есть криптовалюты и зачем им нужен NFT. Человек не из темы, при всей любви к какому-нибудь певцу или спортсмену, просто не будет знать, как купить NFT своего кумира.
На мой взгляд, хороший потенциал есть у Геннадия Головкина, Димаша Кудайбергена и Imanbek. Кстати, слышал, что последний выпускал уже свою коллекцию на Binance, которую сразу выкупили. Там были картинки роз и к некоторым из них Imanbek прикреплял свои треки. Тот, кто покупал такую NFT, становился правообладателем композиции.
По слухам, коллекцию от Imanbek выкупили боты. Сейчас, как мне рассказывали, создали ботов, которые смотрят, когда известные люди или крутые художники выпускают коллекции и сразу выкупают их по минимальной цене.
«Я бы советовал вкладываться в NFT, пока вся шумиха сосредоточилась вокруг нейросети»
– Как выбрать и купить NFT, который можно будет выгодно перепродать?
– За успешными коллекциями всегда стоит сильная команда. Взять ту же коллекцию обезьян BAYC, которая оценивается в миллиарды долларов. После своего успеха они выпускали другие удачные коллекции. Вот за такими ребятами нужно постоянно следить, чтобы не упустить, когда они снова что-то выкатят.
Подписывайтесь на художников в социальных сетях и следите за их жизнью. Обычно они примерно за неделю анонсируют выход новой коллекции. Не выпадайте из новостной повестки: смотрите выпуски тематических блогеров, читайте форумы и чаты. Это позволит всегда оставаться в тренде и понимать, что сейчас популярно и может иметь успех.
Я бы советовал вкладываться в NFT, пока вся шумиха сосредоточилась вокруг нейросети. Тем более, некоторые художники уже применяют нейросеть для создания NFT.
– Что можете посоветовать тем, кто сам делает NFT, чтоб он обязательно выстрелил?
– Максимально продвигайте себя в социальных сетях: Twitter, Instagram, TikTok. Рассказывайте, чем занимаетесь, как продумывали коллекцию. Все время надо об этом говорить и тогда определенные люди начнут на вас подписываться, следить за активностями.