«Все идет в сторону полной регуляции, где Binance выступает основным локомотивом». Что ожидает криптомир после краха FTX?

Новость о падении топовой криптобиржи FTX вызвала настоящий хаос в индустрии. Буквально за неделю пользователи Binance вывели 81 712 биткоинов (более 15% от их общего количества на платформе). На тот момент это было эквивалентно $1,35 млрд. А всего в период с 8 по 15 ноября со всех криптобирж вывели почти 200 тыс. биткоинов. Затем начали появляться сведения о серьезных проблемах в различных компаниях. К примеру, Genesis столкнулась с нехваткой ликвидности и искала минимум $1 млрд, чтобы избежать банкротства. Эксперты рассуждают об эффекте домино, предрекают беды у других бирж, многие и вовсе (в который раз) хоронят крипту.

Digital Business попытался разобраться, что теперь будет с криптоиндустрией и как крах FTX отразится на Казахстане.

Как за считанные дни обанкротить одну из крупнейших в мире криптобирж

Все произошло стремительно. 8 ноября появились новости, что FTX угрожает банкротство из-за массового вывода пользователями средств с платформы (выводить начали после сообщения CEO Binance Чанпэн Чжао о том, что его компания избавится от всех токенов FTT). Буквально за день собственный токен биржи FTT обвалился на 90%. Вскоре главный человек в Binance сделал заявление о поглощении FTX. На время это помогло стабилизировать ситуацию: FTT прекратил падение. Правда, штиль был недолгим.

Спустя два дня представители Binance заявили, что отказываются от покупки конкурента «после комплексной корпоративной проверки и последних новостей о нецелевом использовании средств клиентов». FTT быстренько обвалился до $2,41. Следом «посыпались» и другие криптовалюты. Биткоин рухнул до $15 625. Впервые с ноября 2020 года он стоил ниже $16 тысяч.

Чанпэн Чжао. Фото: www.ixbt.com

Дальше дела для FTX стали складываться еще хуже. Появилась новость, что из кошельков пользователей исчезло криптовалюты на сумму более $600 млн. Руководство объяснило случившееся взломом системы и обнаружением вредоносного кода в своем приложении.

Вскоре генеральный директор FTX Сэм Бэнкман-Фрид ушел в отставку, а сама криптобиржа официально подала документы на банкротство. Ее деятельностью заинтересовались Министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и биржам.

Из документов, поданных для процедуры банкротства, стало известно, что Бэнкман-Фрид перевел $10 млрд  средств клиентов FTX на счета принадлежащей ему компании Alameda Research. При этом часть денег (от $1 до 2 млрд по разным оценкам) куда-то исчезла. Остальную сумму Alameda Research использовала в краткосрочных и крайне рискованных операциях, что в итоге привело к коллапсу FTX.

Также криптобиржа признала существование более миллиона кредиторов, хотя в заявлении о банкротстве говорилось о 100 тысячах. CNN сообщала, что только 50 крупнейшим кредиторам FTX должна больше $3,1 млрд. Долги кредиторам из первой десятки превышают сумму в $100 млн. каждому и составляют в совокупности более $1,45 млрд.

Сэм Бэнкман-Фрид. Фото: bitcoinethereumnews.com

Группа американских инвесторов подала в суд Майами коллективный иск к Сэму Бэнкману-Фриду на сумму $11 млрд. Они уверяют, что криптовалюта компании была финансовой пирамидой. Истцы потребовали возместить ущерб.

Вдобавок ко всему выяснилось, что корпоративные средства компании тратились на покупку домов на Багамах и личных вещей сотрудникам и советникам. Также всплыли документы, которые подтверждают сделки, заключенные Бенкман-Фридом, его родственниками и несколькими членами руководства FTX, по 19 объектам недвижимости на Багамах общей оценочной стоимостью в почти $121 млн.

«На рынке из крупных игроков останутся только те, кто не залазит в кошельки клиентов»

Топовая биржа, которой доверяли свои деньги миллионы больших и малых инвесторов, рухнула за считанные дни. Как все это повлияет на криптомир?

Основатель академии по криптограмотности Umay Аян Кучуков говорит, что после падения FTX возросла популярность децентрализованных бирж, за которыми не стоят физические лица:

Основатель академии по криптограмотности Umay Аян Кучуков. Фото: Катерина Малама

– Люди несут свою криптовалюту в более надежные, на их взгляд, места. Так будет до той поры, пока не закончится «криптобуря». Ведь Alameda Research финансировала около 130 проектов, среди которых были такие успешные, как Solana. Теперь из-за этого происходит цепочка банкротств.

На примере FTX все увидели, к чему приводит нерациональное использование средств и неграмотное распоряжение финансовыми потоками. Бэнкман-Фрид в лице Alameda Research приобрел ряд проектов после обвала LUNA и UST. Они вливали серьезные ресурсы для восстановления этих проблемных активов и в момент, когда начал падать FTT, им просто не хватило средств для его поддержания. Теперь на рынке из крупных игроков останутся только те, кто не залазит в кошельки клиентов и имеет полный порядок с финансами и резервами.

Подобного мнения придерживается и co-founder Paxaro Labs и PaxWallet.io Азат Бекмагамбетов:

Co-founder Paxaro Labs и PaxWallet.io Азат Бекмагамбетов. Фото из личного архива Азата Бекмагамбетова

– Некоторые пользователи однозначно перейдут на Dex-биржи. Это выглядит логично, так как у них нет доступа к активам клиентов. Но бирж не станет меньше. Думаю, в разрезе 3-5 лет мы увидим новых больших игроков с огромными капиталами. Еще хотел бы отметить, что Чанпэн Чжао (CZ) в лице Binance запустил интересную транспарентную фичу, которая показывает всем посетителям и пользователям наличие резервов биржи. Этот шаг позволит выявить биржи, которые не обладают должным запасом капитала. Такие будут вынуждены уйти с рынка.

В тему

Крах FTX, по мнению аналитиков может увеличить сокращения в криптосекторе. В своем отчете агрегатор криптографических данных CoinGecko сообщал, что в 2022 году по состоянию на 13 ноября уволено 4695 сотрудников, что составляет 4% от всего объема сокращений персонала в технологических стартапах.

Среди компаний, которые осенью провели масштабные сокращения: американская Stripe (сократила 1000 сотрудников), разработчик блокчейна Flow Dapper Lab (сократил персонал на 22%), специализирующаяся на рынке цифровых валют Digital Currency Group (сократила 10% сотрудников). Финтех-компания Galaxy Digital (тоже специализируется на криптовалютах) планирует сокращение персонала на 20%.

Аян Кучуков считает, что в обозримом будущем стоит ожидать более жесткой регуляции отрасли:

– Кейсы LUNA и FTX показали: когда во главе большой компании стоят пускай и талантливые, но никогда не руководившие огромными корпорациями ребята, то стоит ждать беды. У них не было качественного аудита, анализа финансовых потоков. Но регуляция пойдет на пользу рынку. Если мы, как клиенты, доверяем тому же Binance $10 млрд, то однозначно эта криптобиржа должна быть проверена топовыми аудиторскими и юридическими компаниями.

– Все идет в сторону полной регуляции, где Binance выступает основным локомотивом. Не просто так ведь они получают лицензии во многих странах, в том числе и в Казахстане. Чем раньше придет регуляция, тем лучше. Легче развивать индустрию там, где есть четкие и понятные правила для всех участников рынка. В Казахстане уже сейчас регулятор обговаривает и пробует создать с рабочей группой правила для развития индустрии, – добавляет Азат Бекмагамбетов.

Co-founder Paxaro Labs и PaxWallet.io говорит, что, скорее всего, от падения FTX выиграл только Binance.

Фото из личного архива Азата Бекмагамбетова

– Мы были свидетелями, как CZ явно манипулировал через Twitter сделкой о приобретении FTX. Сразу был уверен, что покупать биржу с большими долгами и непонятной структурой финансов они точно не станут. Все остальные проиграли.

А вот Аян Кучуков, помимо Binance, записывает в победители еще такие компании, как Trust Wallet и Metamask, а также децентрализованные биржи:

– Монета Trust Wallet взлетела за неделю на 100%. У Trezor продажи подскочили на 300%. Плюс выигрывают инвестиционные хедж-фонды, которые с большим дисконтом скупят все перспективные проекты, которые были у FTX и Alameda Research. Они наверняка воспользуются паникой, чтобы приобрести подешевевшие активы, от которых избавляются розничные инвесторы. Многие альткоины упали на 80-90%, а некоторые и больше. Умные инвесторы этим пользуются, не забывая запугивать обычных людей.

Фото: Катерина Малама

Что касается рынка Казахстана, то основатель Umay предполагает, что ситуация с FTX серьезным образом не повлияет на местный рынок:

– Мы входим в тройку по майнингу, но по инвестициям и капитализации, думаю, даже не в топ-30.

Солидарен с ним и Азат Бекмагамбетов:

– Не думаю, что на этой бирже было много пользователей с нашей страны. Основная доля в Казахстане у Binance. У нас очень маленький рынок и, к сожалению, пока нет понятных и четких правил для развития индустрии.

Регулятор не открыт к диалогу и пробует установить правила, исходя из собственной позиции с ограниченным количеством участников рынка. Насколько знаю, в обсуждении законопроектов участвуют только несколько представителей местных бирж и ассоциация развития майнинга. У нас на индустрию почему-то смотрят только в разрезе майнинга. Хотя есть очень много других секторов для развития: Defi, DAO, токенизация предприятий. Но чтобы это все начало развиваться, нужны понятные правила. Надеемся, в ближайшем будущем мы как страна все-таки сможем занять свою долю на крипторынке.
Сэм Бэнкман-ФридАзат БекмагамбетовFTXBinanceАян КучуковкриптобиржикриптовалютаЧанпэн Чжао