10 публикаций ноября, которые обязательно стоит прочесть
В ноябре мы успели побывать на многих интересных ивентах, пообщаться с яркими спикерами и сделать серию репортажей из офисов ИТ-компаний. Много материала по итогам ноябрьских встреч у нас еще в работе — будем публиковать его в декабре. И в декабре продолжим развивать нашу рубрику Inside, приходить в компании, показывать внутреннюю кухню казахстанского ИТ. Видим, что этот формат нравится вам, нашим читателям, и нам он тоже очень нравится:).
А пока собрали для вас подборку из 10 лучших публикаций ноября (выбор редакции), которые обязательно стоит прочесть, если вдруг что-то из этого пропустили.
Из банковского офиса на животноводческую ферму. Как риск-менеджер решил делать сельскохозяйственный стартап
Свою карьеру Асхат Жанибеков начинал в банковской сфере. Отработал около 10 лет риск-менеджером в дочернем банке UniCredit Group в Казахстане и Банке развития Казахстана (БРК). Каждый из этих банков финансировал проекты в сельском хозяйстве. Погрузившись в отрасль, Асхат понял, что производство продуктов питания может быть не менее перспективным, чем добыча нефти. Парень уволился с позиции директора департамента рисков в БРК, уехал в Нидерланды и поступил в один из ведущих университетов мира в области сельского хозяйства Wageningen University & Research на факультет экономики агробизнеса.
А потом запустил в Казахстане стартап COWMAS – платформу для удаленного управления животноводческой фермой. О своем проекте и о том, как отрасль в Казахстане может серьезно повысить эффективность, Асхат рассказал в интервью Digital Business.
Бизнес в облаках. Почему ИТ-компании Казахстана боятся пользоваться cloud-провайдерами?
В 2021 году международная исследовательская компания International Data Corporation оценила мировой рынок облачных услуг более чем в $408 млрд. Услугами Cloud-провайдеров пользуются крупнейшие мировые корпорации. Однако в Казахстане дела обстоят иначе: облачные технологии только начинают проникать в бизнес. Почему так происходит? Поговорили об этом с основателем облачного сервис-провайдера qCloudy Нурбеком Садыковым и директором по развитию бизнеса Евгением Кимом.
«Мы хотим оставаться компанией с минимальным уровнем бюрократии». Репортаж из офиса Kolesa Group
Kolesa Group — одна из первых ИТ-компаний Казахстана. Она запустилась еще в 1996 году, когда начала издавать газету частных объявлений. С тех пор компания создала популярнейшие в стране сервисы Krisha.kz и Kolesa.kz и увеличила свой штат до 470 человек. В каких условиях работают ИТ-специалисты компании? Почему разработчики ходят по офису в тапочках и почему каждый сотрудник хочет провести свой митап или воркшоп? Опуликовали репортаж о внутренней жизни «Колес», а также поговорили с сотрудниками компании.
Анастасия Циммерман, Product-менеджер Krisha.kz:
«Сейчас мы смотрим на доставку еды, как когда-то Amazon на продажу книг». Glovo собирается трансформироваться в мультикатегорийный маркетплейс
Сегодня Glovo – это 1,5 тысячи подключенных городов в 25 странах, 75 тысяч активных курьеров, более 140 тысяч активных партнеров и 15 миллионов активных пользователей. Во втором полугодии агрегатор доставки собирается «пробить» 100 миллионов заказов. Однако, по мнению генерального менеджера Glovo в Центральной Азии и Восточной Европе Дмитрия Расновского, в данный момент компания «только царапает поверхность потенциала» на рынках, которые покрывает.
На Glovo Brands Day Дмитрий рассказал, за счет чего компания собирается вырасти в 100 раз, почему доставка еды скоро отойдет на второй план и как это все отразится на деятельности компании в Центральной Азии.
«В Казахстане многие женщины боятся проявить себя, так как думают, что задвинут мужчину». CEO Citix Яна Шойбекова о том, как быть многодетной мамой и успешной бизнесвумен
Яна Шойбекова – не только CEO стартапа Citix, который собирается совершить революцию в мире наружной рекламы, но и многодетная мама. У Яны четверо детей. При этом заняться предпринимательством она решила после рождения второго ребенка.
Мы поговорили с Яной и узнали, как совместить материнство со стартапом, сколько времени у нее получается уделять детям, как долго можно жить в режиме «белки в колесе» и почему многие женщины в Казахстане не торопятся в бизнес.
«Сила нашего job-offer — в интересных задачах и постоянной связи разработки и внедрения кода». Основатели Sergek Group — о команде, зарплатах и своей Академии
Запуск системы общественной и дорожной безопасности «Сергек» состоялся еще в 2017 году. С тех пор проект братьев Кайрата и Асета Ахметовых распространился в 8 городах Казахстана и пытается выйти на зарубежные рынки. В первой публикации мы поговорили о том, что мешает «Сергеку» охватить все населенные пункты в Казахстане, какие экспортные планы у компании, какие гипотезы сейчас тестируются в Алматы и какие решения могут быть масштабированы за рубеж. А вторая часть беседы посвящена команде: сколько человек работает в компании, как привлекают топовых специалистов и зачем запустили собственную Sergek Academy.
Хотя иногда, конечно, возникают моменты, когда ты приходишь и даешь конкретные указания вроде: «Сделайте так и так». Потому что раньше уже сталкивался с подобным и точно знаешь, что твоя идея сработает. Но опять-таки: никакой гегемонии у нас нет.
«Мы тоже боимся ехать на этот рынок. Но берем билет и едем!». Большое интервью с Алимом Хамитовым о масштабировании казахстанских стартапов в США.
В сентябре-октябре этого года управляющий партнер фонда MOST Ventures Алим Хамитов и его коллеги по фонду и клубу бизнес-ангелов UMAY Angels Club совершили турне по США. Провели большую серию встреч с местными инвесторами, фондами, акселераторами, инкубаторами, стартапами, представителями корпораций… Узнали, с какими инсайтами группа вернулась в Казахстан. И почему Кремниевая долина – далеко не единственное место в Америке, на которое стоит обращать внимание стартапам? Из-за чего многие инвесторы в США предпочитают инвестировать именно в стартапы иммигрантов, в том числе, из Центральной Азии? По каким причинам многие перспективные стартапы Казахстана вместо того, чтобы создавать большую историю на крупнейшем в мире рынке, остаются дома? И каким образом Алим Хамитов со своими партнерами хочет построить «мост» между Центральной Азией и стартап-экосистемой США?
Я встретился в США со многими фаундерами с постсоветского пространства, которые подняли деньги у себя в стране, поехали туда, но у них не было четкого action plan. Поэтому эти стартапы не смогли ни запустить нормально бизнес, ни привлечь финансирование. Хотя это странно звучит, но так часто бывает. Точно не рекомендую так делать – ехать без подготовки.
Бывший «продажник» из Петропавловска делает медицинский стартап, который позволит клиникам лучше заботиться о пациентах и больше зарабатывать
До того, как прийти в ИТ, Ахат Китебаев из Петропавловска попробовал себя в разных сферах: отвечал за продажи в банковской сфере, открывал риелторскую компанию, занимался торговлей товаров для дома. Но случилась девальвация, предприниматель обанкротился и решил, что с традиционным бизнесом пора завязывать. Переехав в Алматы, Ахат вместе с братом открыл digital-агентство. Ребята занимались предоставлением аутсорсинговых услуг различным компаниям. Однако вскоре у парня возникло желание делать свой продукт. Так на свет появился проект Aibomed – платформа для эффективного управления клиникой.
В интервью Ахат рассказал, чем его привлек medtech, почему для бизнеса важно, чтобы клиника давала заботу пациентам и как с этим может помочь автоматизированная система.
«Спросите себя: «В какой момент я превратился в ходячего мертвеца?» Психолог о том, как спастись от эмоционального выгорания на работе
К сожалению, сегодня все больше людей сталкиваются с эмоциональным выгоранием. И зачастую это связано с рабочими моментами: нездоровой атмосферой в коллективе, большой загрузкой по проекту, неадекватными дедлайнами и т.д. Психолог Саулентай Талгаткызы объясняет, насколько сильно айтишники подвержены этому синдрому, как понять, что вы на грани эмоционального выгорания и что делать для возвращения в нормальное состояние.
«Уровень наших маркетологов и продуктологов недостаточный даже для Казахстана». Что обсуждали во время Open Talk Мурат Абдрахманов и Дмитрий Курин?
В Astana Hub прошел Open Talk директора по инновациям и инвестициям МТС и руководителя MTS StartUp Hub Дмитрия Курина с серийным предпринимателем и инвестором Муратом Абдрахмановым. Эксперты обсудили, каких специалистов не хватает ИТ-рынку Казахстана, из-за чего инвестор может сразу сказать «нет» стартаперу и даже такую тему: что должно быть первее – работа или семья.
Сейчас средний возраст стартаперов — около 35 лет. Есть ребята и с предпринимательским бэкграундом, и с опытом работы в больших международных компаниях.