Какие стартапы зажгли на втором потоке Silkway Accelerator и будет ли продолжение акселератора в Казахстане?

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 29.11.2022, 11:09

На выходных прошел выпуск второго потока Silkway Accelerator в Центральной Азии. Итоги еще одной части совместного проекта Astana Hub и Google for Startups подводили на площадке Most Hub в Алматы. Ивент, проходивший в формате питча, преподнес немало сюрпризов: оказалось, что из 15 отобранных стартапов до финиша добрались лишь 12. Но проекты, которые все-таки смогли дойти до конца, значительно сократили время сделок, кратно выросли по выручке и достигли других важных результатов. Подробности — в репортаже Digital Business.

Кто пришел к финишу второго батча Silkway Accelerator?

В этот раз выпускной, или, как его еще называют, Demo Day второго потока акселератора, сделали в открытом формате.Посмотреть и послушать, как питчатся одни из лучших стартапов в Центральной Азии, могли все желающие. Небольшой зал был забит под завязку еще до начала мероприятия — по нашим подсчетам, ивент собрал больше 110 человек.

Для участия во втором батче акселератора эксперты отобрали 15 команд из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Монголии и Азербайджана. Однако до конца обучения дошли лишь 12 стартапов. Почему так произошло, объясним позднее. А пока взгляните на список тех, кто преодолел себя и успешно добрался до финиша Silkway Accelerator:

  • Avlo.shop — SaaS-платформа, которая помогает создавать интернет-магазины для малого и среднего бизнеса;
  • Biometric — сервис для проверки, идентификации и онбординга клиентов с проверкой биометрических данных в финсекторе;
  • EasyTap — онлайн-сервис для заказа работников с частичной занятостью в розничной торговле и гостиничном бизнесе;
  • Floboom — онлайн-платформа, помогающая соединить покупателей и продавцов цветочной продукции;
  • Flowsell.me — маркетинговый сервис по возврату клиентов на повторную покупку. Работает с CRM-системами, сегментирует клиентов и делает рассылки в мессенджерах WhatsApp/Telegram с персонализированным оффером;
  • InStroy — маркетплейс для строительства и ремонта;
  • Metatesk — преобразование монотонных онлайн-уроков в платформу образования для Metaverse/VR.
  • Metaver — первая платформа социальной сети микрообучения;
  • myMind — медицинский проект по профилактике и выявлению деменции и болезни Альцгеймера;
  • NeuronOil — комплекс, который помогает нефтегазодобывающим компаниям повышать эффективность разработки месторождений до 40% при помощи упрощенных физических моделей INSIM и машинного обучения;
  • Planet9 — первый ИИ-необанк с целевым запуском в Центральной Азии.
  • SXODIM.COM — сервис по поиску развлечений в городах Казахстана.

«Во время программы мы сократили цикл сделки в 6 раз — с 18 до 3 месяцев»

Оценить трансформацию стартапов также пришли инвесторы. Один из них, бизнес-ангел Ельжан Кушекбаев, рассказал Digital Business, что первые 2 батча Silkway Accelerator уже повлияли на всю стартап-экосистему Центральной Азии:

— Программа создала много хорошего шума в среде стартаперов и инвесторов. Люди смотрят на участников акселератора и видят, как они меняются в лучшую сторону. А бизнесы за 3 месяца обучения набивают столько шишек, сколько набили бы за 2 года. Они экономят время, быстрее добираются до результата и учатся фокусироваться. Это большая работа. Также благодаря Silkway Accelerator хорошо видна разница в качестве проектов: несколько лет назад наши компании были гораздо слабее, а сейчас я вижу здесь много предпринимателей, которые могут сотворить большую историю.

Бизнес-ангел Ельжан Кушекбаев

Каждому проекту отвели по 3 минуты на питчинг и еще столько же — на дискуссию о проекте. Во время презентаций предприниматели рассказывали о проверенных гипотезах, достигнутых результатах и планах по масштабированию бизнесов в обозримом будущем. Увидеть, как именно проходили питчи, можно на YouTube-канале Astana Hub.

После завершения официальной части представителям всех 12 проектов вручили сертификаты о прохождении Silkway Accelerator. Также Astana Hub предложила каждому из них до $50 тысяч для дальнейшего развития своих проектов.

Но деньги за участие в программе — далеко не главная ценность от акселератора, уверен фаундер NeuronOil Асылан Жумагалиев:

— Мы подались в эту программу, чтобы наконец-то начать зарабатывать. Долгое время наша команда создавала рабочую модель, которая сможет повышать эффективность нефтедобычи. Для этого делали 7 пилотных проектов безвозмездно. А потом попробовали добавить коммерческую составляющую, но столкнулись с барьером в виде очень долгого цикла сделки. Согласования, совещания, участие в экспертных советах — все процедуры растягивались на 18 месяцев. Во время акселератора смогли изменить ситуацию и отстроить новую стратегию продаж.

Фаундер NeuronOil Асылан Жумагалиев

Асылан рассказывает, что NeuronOil сумел заключить сделку, пока шел акселератор. То есть срок сократился в 6 раз — с 18 до 3 месяцев:

— Ведущий акселератора Алишер Хасанов смог изменить сознание и сделать так, чтобы я посмотрел на продажи по-другому. Теперь нам необязательно добиваться встречи с гендиректором или главным геологом. Главное — найти ЛПР (лицо, принимающее решение — прим. Digital Business) и объяснить ему, как наш продукт облегчит жизнь компании. Тогда внутри организации появляется союзник, который поможет нам пройти все этапы гораздо быстрее.

Еще один проект, который вызвал особое внимание у публики, — SXODIM.COM. Стартап пришел в акселератор из резервного списка лишь на 3 неделе программы, но это не помешало ему добиться большого результата. Вот что говорит его сооснователь Алишер Тойгулиев:

Сооснователь sxodim.com Алишер Тойгулиев

— Последние несколько лет у SXODIM.COM была стагнация: мы развивались, но не потому, что хорошо работали, просто рынок в Казахстане рос сам по себе. Поэтому главный наш запрос — найти точки роста, чтобы максимально ускориться. А тут посмотрели на первый батч Silkway Accelerator, пообщались с фаундерами компаний-участников и поставили цель попасть в программу.

За время акселератора SXODIM.COM вырос по выручке в 3 раза и изменил настроение в компании:

— Знаете, как говорят: «Рыба гниет с головы». Вот и у нас было что-то похожее, когда плохие настроения фаундеров транслируются на команду. Акселератор же помог нам открыться, увидеть мир по-новому, а еще снять и корону, и розовые очки. Я очень благодарен другим стартаперам, с которыми мы проходили Silkway Accelerator: получился хороший нетворк, когда проекты из разных сфер бизнеса дополняют друг друга и дают дельные советы исходя из собственного опыта. Мы кайфанули от всего, что было с нами в последние недели.

«Не все понимали, сколько труда и сил придется вложить в акселератор»

В первые 3 недели обучения из акселератора вышло сразу несколько проектов. Их места заняли компании из резервного списка. Но даже с учетом этого до конца Silkway Accelerator дошли не все. Очевидно, что текучка во втором батче гораздо больше, чем в первом. Почему так произошло, объяснил ведущий Silkway Accelerator Алишер Хасанов:

Ведущий Silkway Accelerator Алишер Хасанов

— Команды уходили по разным причинам. В том числе потому, что не могли работать по методологии и не демонстрировали результатов. Некоторые, как Sagi, на протяжении 6 недель игнорировали просьбы показать хотя бы одну запись разговора с клиентами во время заключения сделки. Наверное, так произошло, потому что многие команды не понимали, сколько труда и сил придется вложить в этой программе. Не все представляли, что такое дисциплина, зачем нужно работать с фокусом. А людям, которые не хотят двигаться и меняться, я помочь не могу.

При этом есть проекты, где предприниматели доказали свою готовность расти и менять обстоятельства. Тот же SXODIM.COM, к примеру. Я звонил Алишеру Тойгулиеву перед тем, как взять в проект, и выяснил, что в компании есть 4 основателя с равными долями. Сказал, что он не сможет участвовать, ведь я не смогу провести никакой персональной работы, потому что человек принимает решения не один. Алишер Тойгулиев среагировал мгновенно: в тот же день отказался от долей в других проектах с этими людьми, чтобы выкупить их доли в Sxodim. И уже на следующей неделе он работал с другими участниками программы в Астане. Когда человек умеет так поступать, хочет заниматься бизнесом, результаты точно будут. Это, в первую очередь, вопрос восприятия ситуаций и барьеров, которые некоторые даже не пытаются разрушить.

В целом Алишер Хасанов доволен результатами компаний из второго батча акселератора. Собеседник выделяет 3 проекта, которые проявили себя чуть больше остальных:

— Во-первых, это Sxodim. Многократный рост выручки при условии, что они находились в программе на месяц меньше других предпринимателей. Это очень важный и хороший результат.

Во-вторых, EasyTap. Проект приобрел новый способ дохода, фокусируясь на студентах. Они поняли, что такое работа с клиентами и в чем ценность их продукта. Предприниматели избавились от всех клиентов, которые приносили не доходы, а убытки. А дальше те самые клиенты вернулись, но уже по другой цене, что повлекло положительное изменение в доходах EasyTap.

Третий проект — Biometric. Мы начали с ними разгоняться, а в этом моменте у компании начали кончаться деньги. Ребята, которые до этого фокусировались на рынке Африки, перегруппировались и сделали ставку на Казахстан. В итоге придумали сервисную модель. А еще поняли, что именно клиентский опыт влияет на все процессы в компании и оптимизирует все расходы. Начали зарабатывать дополнительные деньги. И сейчас, после батча, вернутся к тем гипотезам, которые мы формировали во время программы.

Будет ли продолжение Silkway Accelerator?

Зачем нужен Silkway Accelerator Казахстану в целом и Astana Hub в частности? Digital Business спросил об этом у управляющего директора по развитию и экспорту Astana Hub и куратора Silkway Accelerator Абая Абсамета:

Управляющий директор по развитию и экспорту Astana Hub Абай Абсамет

— В первой половине 2022 года нам пришло предложение от Google for Startups — стать первым партнером программы в Центральной Азии, Монголии и Азербайджане. Мы в Astana Hub видим для себя возможность привлекать таланты из этого региона и помогать им масштабироваться на весь мир. Прекрасно понимаем, что в Казахстане как отдельно взятой стране не хватает критической массы стартапов. Поэтому наша стратегия — не только популяризировать и развивать технологическое предпринимательство в Казахстане, начиная со школьной скамьи, но и привлекать лучшие региональные проекты и помогать им делать глобальную экспансию. Эта стратегия хорошо коррелировала с предложением Google for Startups. Это Win-Win для обеих сторон. Мы видим интерес от стартапов со всего региона: около трети команд в двух батчах акселератора были не из Казахстана.

При этом спрос на участие в программе остается по-прежнему высоким. Абай Абсамет приводит цифры: на участие в первом потоке было подано 330 заявок, во втором — 237. То есть воронка по-прежнему большая.

Еще во время первого батча у некоторых людей возникали вопросы к Astana Hub: зачем команда хаба привлекает в программу трекеров из ближнего зарубежья. Неужели в Казахстане не хватает квалифицированных специалистов, которые способны работать со стартапами или почему, например, не привезти западных менторов?

— Отвечу так: ментальность нашего региона и ментальность в США и Европе абсолютно разная, — объясняет Абай Абсамет. — Там люди со школьной скамьи привыкли выбирать предметы, учиться тому, что нужно им, и формировать собственный круг экспертов. Они сами ставят цели и их достигают. У нас же модель образования немного другая: всегда должен быть тот, кто дает навигацию, пушит, мотивирует. Поэтому в свое время российский ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив — прим. Digital Business) запустил институт трекерства. Трекеры — это люди, которые помогают предпринимателям поставить цели, сформировать и приоритизировать гипотезы, сфокусировано двигаться к намеченным планам. Чтобы Silkway Accelerator работал эффективно, мы и пригласили трекеров с огромным опытом. И видим, что не ошиблись, потому что есть отличные результаты у стартапов. В нашей команде есть и квалифицированные эксперты из Казахстана. Это направление у нас активно развивается и становится все больше опытных трекеров, владеющих правильной и эффективной методологией.

Будет ли продолжение акселератора в Казахстане? Управляющий директор по развитию и экспорту Astana Hub говорит так:

— Видим большой интерес к программе, высокие результаты выпускников, и, как следствие, положительную оценку от Google for Startups. Поэтому обязательно будем продолжать. Сейчас актуализируем программу, сделаем ее более эффективной. И в следующем году проведем еще 2 батча. Первый из них планируется уже весной 2023 года.