До того, как прийти в ИТ, Ахат Китебаев из Петропавловска попробовал себя в разных сферах: отвечал за продажи в банковской сфере, открывал риелторскую компанию, занимался торговлей товаров для дома. Но случилась девальвация, предприниматель обанкротился и решил, что с традиционным бизнесом пора завязывать. Переехав в Алматы, Ахат вместе с братом открыл digital-агентство. Ребята занимались предоставлением аутсорсинговых услуг различным компаниям. Однако вскоре у парня возникло желание делать свой продукт. Так на свет появился проект Aibomed – платформа для эффективного управления клиникой.
В интервью Digital Business Ахат рассказал, чем его привлек medtech, почему для бизнеса важно, чтобы клиника давала заботу пациентам и как с этим может помочь автоматизированная система.
«Люди, выйдя из кабинета врача, остаются один на один со своей проблемой. У них есть только листок бумажки с назначениями лекарств»
– Почему решили идти в medtech?
– Однажды к нам обращается клиент с проблемой воровства в его клинике. А мы в digital-агентстве как раз разработали ERP-модель (программное обеспечение для управления бизнес-процессами, которое объединяет финансы, цепочки поставок, производство, кадры, отчетность и др. – прим. Digital Business) и подстраивали ее под разные сферы. Но для медицины продукта не было.
– С какими «болями» к вам обращались?
– Есть формула успешного бизнеса: постоянное увеличение оборота, улучшение продукта и оптимизация расходов. В каждой клинике хотя бы один из этих компонентов провисал. У кого-то были проблемы с воровством медикаментов и «серой кассой». У других на протяжении нескольких лет, с учетом инфляции, не рос оборот. Третьи жаловались на низкий ретеншн пациентов, которые после первичного осмотра больше не возвращались в клинику. Были и те, у кого все эти проблемы шли в комплексе.
Как правило, подобное происходит из-за неэффективного менеджмента. Большая часть руководителей клиники – врачи, на которых лежат лечебные задачи. Полностью контролировать всю работу (и медицинскую, и коммерческую) они не могут из-за нехватки времени, которое направлено на «операционку». В результате бизнес развивается медленно или вообще стоит на месте.
Мы решили исправить ситуацию. Сделали систему, с помощью которой руководитель мог бы контролировать и управлять процессами. Плюс видеть всю «дорожную карту» пациентов. В данном случае их вполне можно назвать клиентами.
– Что собой представляет ваш продукт?
– Это web-платформа с контролем передачи клиента из отдела в отдел и инструментами для его возвращения. Позиционируем себя как система управления и развития клиники. Наша цель – дать руководителю помощника, снять с него монотонные задачи, которые мы автоматизировали.
– Чем Aibomed может помочь пациенту?
– Это история о заботе. Часто люди, выйдя из кабинета врача, остаются один на один со своей проблемой. У них есть только листок бумажки с назначениями лекарств. Это не совсем правильно.
– Как ваша забота выглядит на практике?
– Человек скачивает мобильное приложение, где мы можем видеть, сколько раз он сходил на прием, как часто принимал медикаменты, посещал ли процедурный кабинет и так далее. Исходя из этой информации, врач может корректировать лечение, давать какие-либо рекомендации, само приложение присылает пуш-уведомления, что пора идти на прием или пить таблетки. Это все в комплексе не дает пациенту чувствовать себя брошенным.
– Если отбросить в сторону идеализм, в чем мотивация врача следить за каждым человеком, пришедшим к нему на прием?
– В увеличении количества лояльных клиентов. Когда человек обратился в клинику и получил там качественное лечение у конкретного специалиста, то в следующий раз он снова придет именно к нему. А еще всем родственникам и друзьям посоветует. Будет расти клиентская база, впоследствии вырастет и зарплата врача.
«Есть клиника, где увеличили оборот в 4 раза за 3 месяца»
– Польза для пациента и врача понятна. Где польза для менеджера?
– Система дает точные графики и конверсию, чтобы у руководителя было четкое понимание, где клиника проседает. В бизнес-процессах есть такое понятие как «узкие места». Aibomed их «подсвечивает» и дает руководителю рекомендации по исправлению ситуации. К примеру, предоставляет точные данные по каждому сотруднику, чтобы объективно оценивать их эффективность.
Также контролируем процент перехода после вторичного приема в процедурный кабинет и прохождения полного курса лечения. Именно тут теряются деньги. Плюс решаем проблему воровства.
– Как боретесь с воровством и «деньгами в конвертах»?
– Когда пациент попал в систему, можем отследить все его передвижения. То есть провести платеж за услугу через «серую кассу» уже не получится. Допустим, к врачу пришло 10 пациентов, а по кассе проходит 5. У нас есть инструменты, с помощью которых можно проверить трафик приходов. Плюс транзакции проходят через нашу систему.
Также можем оптимизировать расходы, контролируя закупки и использование медикаментов. Есть проблема, когда клиника заказала лекарства по скидке на год вперед, а потом они лежат «мертвым грузом», так как реальная потребность гораздо меньше. Таких необдуманных трат можно избежать. Видя все расклады по клинике, понимаем, сколько чего может понадобиться и даем точные цифры по закупке различных препаратов.
– Результаты внедрения системы уже есть?
– Кейсов много. Есть клиника, где увеличили оборот в 4 раза за 3 месяца. Все за счет оптимизации бизнес-процессов. Другому медзаведению с оборотом в 2 миллиарда тенге в год помогли увеличить выручку на 10%. Помогли им выстроить работу колл-центра за счет автоматизации и оптимизировали бизнес-процессы. Выявили проблемы, что позволило усовершенствовать продукт и улучшить аналитику в системе. Однако у нас есть понимание, что это далеко не предел. Сейчас делаем робота-помощника, который будет давать главному врачу подсказки по управлению.
«На данный момент меня полностью устраивает история регионального бизнеса с возможностью масштабирования в страны Центральной Азии и СНГ»
– Сколько сейчас у вас клиентов?
– 13 клиник в Алматы и Атырау. Но тут еще поле непаханное. Только в Алматы 2 тысячи частных клиник. Завершаем проект по стоматологии. Думаю, до конца года у нас будет продукт, который поможет решать основные «боли» и в этой нише.
– Собираетесь масштабироваться?
– Во втором полугодии 2023-го планируем выходить в другие города Казахстана: Актау, Шымкент и Караганду. А в 2024 году хотим устроить экспансию в Центральную Азию и другие страны СНГ. Цель на ближайшее будущее – автоматизировать 100 клиник, помогая им развиваться.
– Что насчет США, ОАЭ, Юго-Восточной Азии, куда стремятся многие казахстанские стартапы?
– Там совершенно другой клиент. Наша система выстроена на «болях» людей с постсоветского пространства. В других регионах подобное решение не зайдет. А делать для них какие-то фичи в данный момент не планируем, не хотим расфокусироваться.
На данный момент меня полностью устраивает история регионального бизнеса с возможностью масштабирования в страны Центральной Азии и СНГ. А про США большая часть стартаперов говорят, чтобы получить инвестиции. Это на всех действует.
– Получается, вам инвестиции не нужны?
– Почему, нужны. Но мы не хотим брать первые предложенные деньги для увеличения показателей. Наше видение таково – расти не быстро, но качественно. Ищем стратегического инвестора, готового разделить нашу философию. Наша цель в Казахстане – создать стабильно растущую компанию, занять свой процент рынка и органически расти вместе с ним. А потом уже делать зарубежный стартап.