«Не видим смысла «мариновать» студентов по 6-12 месяцев». Akhter School собирается поменять подходы в ИТ-образовании

До конца ноября студия аутсорс-разработки Akhter Studios планирует запустить ИТ-школу Akhter School. Первое время здесь будут готовить специалистов по двум направлениям: product-management и sales-engineering. К началу следующего года появятся курсы по project-management, QA-engineering и UX/UI-дизайну. Обучать ребят из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана в новой школе будут преподаватели-практики с опытом работы, в том числе, в таких компаниях, как Microsoft, SAP и Яндекс. Сами курсы рассчитаны на тех, кто только собирается попасть в ИТ-индустрию, и уже работающих специалистов, которые хотят подтянуть знания и навыки.

В преддверии запуска представители Akhter School рассказали Digital Business как собираются насытить образовательные программы полезными знаниями, почему важно не удлинять срок обучения свыше 3 месяцев, и легко ли будет выпускникам трудоустроиться в серьезную компанию.

«Увидели дефицит качественных ИТ-кадров во всей Центральной Азии»

Идея создания собственной школы в Akhter Studios назревала давно. Однако по началу компании было не до запуска серьезных образовательных проектов. Проблему с подготовкой product- и project-менеджеров решали через поиск талантливых и перспективных ребят. Активно вовлекая стажеров в рабочие процессы, команда параллельно выработала собственные подходы к онбордингу и подготовке кадров. Можно сказать, что в Akhter Studios сложилась уникальная образовательная культура, которая способствовала появлению специалистов, заточенных на работу с международными проектами. И этот качественный скачок не остался незамеченным среди клиентов.

Получив позитивный опыт, в студии задумались над тем, чтобы каким-то образом систематизировать процесс подготовки нужных специалистов для закрытия HR-потребностей. Особенно остро стоял вопрос с product- и sales-менеджерами. Их приходилось хантить из стран Восточной Европы, так как в Центральной Азии пока мало таких специалистов уровня «senior».

Взвесив все факторы, ребята решили, что необходимо открывать собственную школу и поставить подготовку нужных кадров «на поток». Однако, по словам сооснователя Akhter Studios и Akhter School Шамиля Ахмедова, вскоре стало очевидно, что школа сможет работать и на внешний рынок ИТ-образования:

Сооснователь Akhter Studios и Akhter School Шамиль Ахмедов

– Видели, что дефицит качественных ИТ-кадров есть во всей Центральной Азии. Поняли, что историю со школой можно и нужно масштабировать на B2C-сегмент. Благо, у нас есть возможность подтянуть классных экспертов, способных написать эффективные курсы. Далее, в процессе общения с игроками рынка, появилась идея работать еще и с В2B. У партнеров есть потребность в повышении квалификации своих сотрудников.

Изначально школу в онлайн-формате собирались запускать только в Казахстане. Но после командировки в Узбекистан, пообщавшись с представителями местного ИТ-бизнеса, команда Akhter Studios увидела там такие же «боли», что и на рынке Казахстана.

Сооснователь Akhter Studios и основатель Akhter School Дмитрий Нигодин

– Оказалось, в Узбекистане на фоне бурной цифровой трансформации бизнеса ощущается сильнейшая нехватка квалифицированных кадров. Решили, что нужно со старта запускаться и там. Потом «подключим» Кыргызстан, где тоже есть дефицит специалистов, – рассказывает сооснователь Akhter Studios и основатель Akhter School Дмитрий Нигодин.

Кто преподаватели?

Автор курса по sales-engineering – эксперт по продажам международного уровня и сооснователь Akhter School Владислав Буянов. В сфере с 2006 года. За это время прошел путь от стажера в отделе продаж до собственника бизнеса. Строил карьеру в таких корпорациях, как Microsoft, Xerox, SAP, IBM и других.

Эксперт по продажам международного уровня, сооснователь Akhter School и автор курса по sales-engineering Владислав Буянов. Фото: из личного архива Владислава Буянова

– Подход к обучению у меня не классический. Мой курс – сочетание знаний и опыта, полученных за 16 лет работы в крупнейших международных компаниях и в ходе обучения на MBA. Несмотря на то, что продажи существуют примерно столько же, сколько само человечество, до сих пор встречается отношение к ним как к «черному ящику», внутри которого находится таинственная смесь из психологии, счастливых случайностей и врожденных талантов продавца. Между тем, продажи – это не о том, как правильно «впарить клиенту» или заставить его сказать «да». Продажи – наука и методология со своими законами, причинно-следственными связями и логичными, ожидаемыми результатами, – рассказывает Владислав Буянов.

Курс по sales-engineering опирается на два базовых источника знаний. Первый – теория коммуникации. Это наука о том, как люди взаимодействуют между собой с первобытных времен до эпохи Интернета и Web X.0. Второй – практика, основанная на опыте и практических знаниях, которыми Владислав поделится с каждым учащимся.

– Обычно под обучением продажам подразумевают тренинги. Но тренинги – инструмент для развития навыков. А о каких навыках может идти речь, если у учащихся нет базовых знаний и понимания того, как их применить на практике? В результате люди и компании тратят деньги впустую, так как полученные навыки быстро забываются. На нашем курсе мы относимся к продажам как к системе: изучаем самые современные подходы и формируем фундамент для дальнейшей работы. Каждое домашнее задание курса – не просто закрепление полученных знаний, а создание материалов, презентаций, скриптов, описаний и многого другого, что будет использоваться в повседневной работе. На курсе студент не только научится новому, но сразу начнет применять полученные знания на практике, повышая выручку компании и личный доход, – отмечает Владислав Буянов.

Курс по product-management разработал руководитель практики Discovery&Design Akhter Studios Сергей Колосков. В свое время работал в Ozon, LitRes, консультировал Яндекс. Еще Сергей автор курсов по product-management на образовательной онлайн-платформе OTUS. Подготовил больше 150 product-менеджеров. Сейчас занимается продуктовыми исследованиями и настройками продуктовых отделов на рынке Центральной Азии.

Руководитель практики Discovery&Design Akhter Studios и автор курса по product-management в Akhter School Сергей Колосков

– Мой курс посвящен базовым компетенциям «продакта» в достаточно интенсивном и концентрированном формате. Научим студентов создавать продукты с нуля, тестировать гипотезы, считать экономику, управлять командами, разрабатывать планы развития и контролировать цикл разработки. Будут задания из разных рынков и контекстов на занятиях, которые расширят насмотренность и дадут возможность сразу растить свой грейд. Для каждого ученика проведем оценку с рекомендациями по росту, – рассказывает Сергей Колосков.

По словам эксперта, разработкой продукта ребята займутся уже на первом занятии, чтобы после курса можно было «провести релиз на рынок, проверить гипотезу и, возможно, получить первых счастливых клиентов»:

– В курсе есть уроки, где рассказывается про специфику и вызовы для «продактов» на рынке Казахстана и Центральной Азии в целом. Будет много интересного, – анонсирует Сергей.

«Хотели бы 10-15% мест на потоке отдавать по льготным условиям ребятам из многодетных семей»

Сначала курсы будут доступны только на русском. Однако их перевод на языки стран, где будет работать школа, в ближайших планах команды, заявляет CEO и сооснователь Akhter School Айгерим Мухаева:

CEO и сооснователь Akhter School Айгерим Мухаева

– Безусловно, все учебные материалы будут доступны на казахском языке. То же самое будем делать в Узбекистане и Кыргызстане – весь учебный контент должен быть доступен на государственном языке.

Айгерим указала на очевидные плюсы «живого» контакта с авторами курса для обучающихся:

– Владислав и Сергей будут полностью погружены в процесс, чтобы получать от учащихся «живой» фидбэк и исправлять ошибки, которые могут возникнуть по мере работы. Взаимодействовать со специалистами высокого уровня – круто и ценно. Без наработанного нетворка получить обратную связь от таких ребят довольно сложно.

Курсы от Akhter School будут проходить на собственной LMS (система управления обучением – прим. Digital Business) Classlytics.

– Сейчас наши ребята работают над разработкой симулятора профессий со скриптами. Рассматриваем возможность внедрения voice-технологий, чтобы бот мог взаимодействовать с голосом. К примеру, если человек учится продажам, то можем генерировать какой-то скрипт и бот будет разговаривать как клиент. Будут и другие фичи, благодаря которым сможем давать ученикам более качественное и разнообразное обучение, – говорит Дмитрий Нигодин.

Средняя продолжительность курсов по product-management и sales-engineering – 8-16 недель. По мнению авторов и основателей Akhter School, этого времени вполне достаточно, чтобы человек получил все необходимые знания и навыки, которые помогут расти в дальнейшем.

– Делаем акцент на практику с точечной теорией, чтобы у нашего студента имелся необходимый фундамент навыков, с которыми сразу можно выходить на рынок и быть интересным работодателям. А там уже, если взять «продактов», будет CPO или product lead с большим опытом.  В совокупности со знаниями, полученными на нашем курсе, это позволит быстро адаптироваться к работе и выполнять «боевые» задачи.

Проблема многих людей в сфере образования заключается в том, что они мыслят, условно, так: перед тем, как научиться плавать, нужно потренироваться на суше. Мы хотим поменять подход. Не видим смысла «мариновать» студентов по 6-12 месяцев. У большинства людей нет возможности так долго учиться. Как и у рынка нет времени ждать новой волны специалистов, – объясняет Айгерим Мухаева.

Стоимость курсов в Akhter School – от 650 тысяч до 740 тысяч тенге. Предусмотрена рассрочка на разные периоды до одного года. Также, по словам Дмитрия Нигодина, сейчас прорабатывается вопрос по предоставлению скидок:

– Хотели бы 10-15% мест на потоке отдавать по льготным условиям, например, ребятам из многодетных семей. Либо с каким-то дисконтом, либо даже бесплатно. Прорабатываем вопросы с некоторыми партнерами, которые могли бы выделять гранты на обучение. Если все получится, то, возможно, сможем и половину потока вне зависимости от социального статуса набирать на льготные места.

А что с трудоустройством?

Так как изначально школа задумывалась в качестве инкубатора кадров для Akhter Studios, компания гарантирует лучшим студентам оплачиваемую стажировку с последующим джоб-оффером по ее итогам.

– Если автор курса скажет, что вот этого студента можно брать на работу и он сходу начнет давать результат, то мы готовы взять такого человека к себе даже без стажировки. Еще есть большое количество партнеров, которые создают конкретные технические решения для рынка: Beeline, InDrive, Humans Group, Biometric, MIL Team, Repoint Software, Simpleem, LocaPro, U.N.C.L.E., TechCulture, Cloud24, Alaqan, ioka, Info Land, IN-VR. Этим компаниям талантливые и подготовленные sales-engineers могут давать отличный коммерческий результат. Есть партнеры, которые занимаются outsource-деятельностью по разным направлениям: Mad Devs, Hitch, red_mad_robot, Commit, Digital HUB, Kitrum, Redlab, ADCI solutions, Metaproject, Petrel AI, Technaxis, Elefanto, iBEC Systems, CusDevMe. Это лишь небольшой список от той партнерской системы, которую мы планируем создать, – рассказывает Дмитрий Нигодин.

У каждого студента Akhter School будет возможность пройти через приоритетное рассмотрение у HR этих компаний и попасть в них на стажировку.

– В случае успешного прохождения стажировки, компании готовы давать нашим студентам оффер. Уверен, что определенный процент, безусловно, построит классную карьеру в ИТ. Те, кто будет вкалывать, учиться и сможет впоследствии нести ценность рынку. Тем более, сейчас есть большая потребность и в «продактах», и в «сейлзах», – отмечает Дмитрий Нигодин.

В поиске таких специалистов и Akhter Studios. Компания недавно открыла юридическое лицо в Сингапуре и в следующем году ожидает приток экспортных контрактов. Поэтому, говорит Дмитрий Нигодин, люди будут нужны:

– На первый поток по product-management и sales-engineering собираемся набирать не больше 45 человек: это то количество, которое наши преподаватели могут обучить сейчас. К себе готовы взять 5 человек. Еще 15 могут забрать наши партнеры. Это обычная конверсия.

Что касается зарплат, то платят в сферах product-management и sales-engineering хорошо. К примеру, отмечает Дмитрий Нигодин, если говорить про «продактов» уровня «senior» или CPO, то их зарплата в крупных корпорациях может доходить до $10 тысяч в месяц:

– На западных рынках эти цифры еще больше – сотни тысяч долларов в год.  У «сейлзов» классический оклад от 300 тысяч тенге до 1 миллиона, однако они могут получать огромные бонусы с продаж. Мы в Akhter Studios стараемся платить среднюю зарплату по рынку: не демпингуем и не завышаем. И этой «вилки», насколько знаю, придерживаются и многие другие компании.

По мнению Айгерим Мухаевой, курсы в Akhter School лучше всего подойдут тем людям, которые хотят полностью переформатироваться и построить свой бизнес:

– Это могут быть ребята, которые занимаются кодингом, но им это надоело, а из ИТ уходить не хочется. Тогда путь лежит в менеджмент или продажи. Также наши курсы хорошо подойдут менеджерам и продавцам из ритейл-компаний и банков, которые хотят попробовать что-то другое. В общем, всем тем, кто готов бросить себе новый профессиональный вызов и учиться.

 

Дмитрий НигодинАйгерим МухаеваСергей КолосковAkhter Schoolsales engineerИТ-школаИТ-образованиеproduct managerВладислав БуяновAkhter StudiosШамиль Ахмедов