«Мы хотим оставаться компанией с минимальным уровнем бюрократии». Репортаж из офиса Kolesa Group
Kolesa Group — одна из первых ИТ-компаний Казахстана. Она запустилась еще в 1996 году, когда начала издавать газету частных объявлений. С тех пор компания создала популярнейшие в стране сервисы Krisha.kz и Kolesa.kz и увеличила свой штат до 470 человек. В каких условиях работают ИТ-специалисты компании? Почему разработчики ходят по офису в тапочках и почему каждый сотрудник хочет провести свой митап или воркшоп? Подробности о том, как выглядит внутренняя жизнь «Колес» — в репортаже Digital Business.
Стала синьор-специалистом в 21 год
Офисы компании находятся в Астане, Алматы и Ташкенте. Но нас интересуют две локации в Алматы, где собраны все ИТ-специалисты и сотрудники, которые развивают существующие продукты. Первое место — это здание на улице Мынбаева неподалеку от станции метро «Алатау».
Первый этаж — это кухня-гостиная с бытовой техникой и автоматом с напитками и сэндвичами. В другом конце помещения есть несколько переговорок и мягкие пуфы, где можно отдохнуть. Это зона и место для общения всех сотрудников офиса, которые разбиты по командам и не пересекаются большую часть рабочего времени. В этом здании работают ребята из отдела продаж, службы заботы о клиентах, команда модерации и редакция «Колес» и «Крыши».
Помещения всех 4 этажей оформлены в едином стиле: это опен-спейсы с панорамными окнами и небольшими зонами отдыха, где можно перевести дух.
Останавливаемся на 3 этаже, где работают специалисты модерации и службы заботы о клиентах. Здесь достаточно шумно: каждую минуту «прилетают» звонки и заявки от клиентов разных продуктов Kolesa Group:
— Наша служба заботы о клиентах помогает людям разобраться с сервисами, если что-то идет не так, — говорит специалист команды Аружан Елубай. — К примеру, человек не может подать объявление или поставить его на продвижение.
Пока Аружан разговаривает с нами, на большом мониторе постоянно меняются цифры и показатели. Что это?
— Здесь отражаются наши основные KPI. Повесили монитор на видном месте, так, чтобы все видели общий результат.
Аружан всего 21 год, но она уже стала синьор-специалистом в службе заботы о клиентах, проработав в «Колесах» чуть больше года:
— Мне нравится быть в постоянном контакте с людьми и решать их вопросы, — объясняет девушка. — Поэтому работа приносит удовольствие и мотивирует быстро учиться и расти как профи. Сейчас, например, прохожу курсы по клиентскому сервису. Если справлюсь, перейду на следующий уровень и проведу с командой лекцию для всего сервиса Kolesa Group.
«Если ты сделал г..но, никто не будет от тебя это скрывать»
Когда штат «Колес» начал быстро расти, компания организовала новый офис на улице Шевченко. Это — два трехэтажных здания, которые заняли разработчики, менеджеры и исследователи, дизайнеры и другие специалисты, участвующие в создании продуктов:
«Колеса» живут и работают здесь с 2015 года, — рассказывает руководитель отдела PR и коммуникаций компании Анель Керимбекова. — Основной задачей во время ремонта этого здания было организовать комфортное пространство для работы — локацию, куда хотелось бы приходить каждый день. Чтобы было ламповое рабочее место без стен и преград и с зонами для общения. Это желание легло в основу концепции для ремонта — ничего вычурного и пафосного, каждый метр здания должен быть комфортным. Отсюда — повсеместно на полу лежит приятный мягкий ковер, поэтому часть сотрудников переобувается и ходит по офису в тапочках. Везде установлены панорамные окна с затемнением со стороны улицы. А еще все рабочие столы — только белого цвета, чтобы каждый человек мог обставить свое место, как ему будет приятно.
На первом этаже обитает команда проекта Krisha.kz. Ребята недавно закончили мозговой штурм и ушли заниматься своими задачами. Мы же знакомимся с product-менеджером «Крыши» Анастасией Циммерман. Девушка работает здесь 4 года, до этого была на аналогичной должности в другой компании:
— Там мне все нравилось, но по мере роста команды атмосфера перестала быть дружеской и ламповой, — говорит Настя. — Поэтому я искала место без лишней бюрократии и с позитивными людьми. Слышала от многих про «Колеса», что это место с открытыми людьми, где тебе всегда помогут коллеги. Поэтому пошла сюда на собеседование и в итоге смогла устроиться.
Есть пара вещей, которые сильно удивили девушку. Например, прямолинейность членов команды:
— Если ты сделал г..но, то никто не будет от тебя это скрывать. Прямолинейность работает по всем фронтам: если ты косячишь в коммуникации или делаешь еще что-то не так. При этом люди так же открыто признают твои успехи и эффективные решения. Если научиться отстраняться и не переводить все на личное, то можно здорово вырасти как специалист.
Во время разговора Настя несколько раз говорит о развитии. Рассказывает, что в компании есть грейдовая система, регулярно проводятся внутренние митапы и наборы в Kolesa Upgrade, чтобы специалисты из разных областей учились лучше слышать и понимать друг друга. Недавно, например, был митап от дизайнеров:
— Вот этот фокус на развитии меняет тебя ментально, — говорит product-менеджер Krisha.kz. — На прошлом месте я думала о том, как побыстрее закрыть проект и пойти к следующему. А здесь ты понимаешь: результатом труда твоей команды воспользуются миллионы человек, а каждая новая фича поможет сотням тысяч. От осознания происходит взрыв в голове. Вот недавний пример: пользователи часто писали, что им тяжело снять жилье с детьми и животными. Мы копнули и выяснили, что Krisha.kz может помочь. И в итоге разработали фильтр, который в скором времени появится на сайте и в приложении.
Сколько в среднем «живут» разработчики и другие сотрудники компании?
Анель Керимбекова ведет нас на цокольный этаж здания. Здесь находится столовая и зона для митингов и митапов. Сейчас, говорит Анель, идет подготовка отдела UX-исследователей к собранию с пользователями продуктов Kolesa Group:
— Скоро придут пользователи наших продуктов, а UX-исследователи проведут глубинные интервью, чтобы выяснить их боли, — говорит Анель. — Это вполне нормальная практика, потому что никто не сможет дать обратную связь лучше, чем сами пользователи.
Пока расставляются столы, на кухне обедают другие специалисты. За столом с ребятами сидит CPO компании Александр Нагорный.
— Мы хотим оставаться компанией с минимальным уровнем бюрократии, — объясняет Анель Керимбекова. — Наш топ-менеджмент сидит в таких же кабинетах, что и обычные сотрудники. И любой человек может прийти к руководителю, чтобы поделиться мыслями о проекте. А еще ты можешь задать любой неудобный вопрос через специальную форму — и директор Николай Бабешкин будет обязан тебе ответить.
Пока мы меняем локацию, руководитель отдела PR и коммуникаций компании рассказывает о текучке кадров в компании. Вернее о ее практическом отсутствии: средний «цикл жизни» разработчика в «Колесах» превышает 3 года. А если смотреть в целом по всем сотрудникам, то больше половины работают в компании более 6 лет:
— Это не аномалия. При найме в компании мы учитываем и хард, и софт скиллы, 50/50. Главный критерий — человек должен подходить нашей культуре и ценностям компании: командность, развитие, предприимчивость, дедлайновость, честность, объективность, смелость, ответственность, осознанность и вовлеченность. Мы можем не взять суперсильного хардового специалиста, если он не соответствует нашим ценностям, такое бывает часто.
Историю Анели подтверждает еще один наш собеседник — Азим Азимов, teamlead и frontend-разработчик Market.kz, который дорос до руководящей позиции чуть больше чем за год. Молодой человек пришел в компанию летом 2021 года, потому что почувствовал, что достиг всего на прошлом месте работы:
— А тут знакомые рассказывают про большую нагрузку на твою часть работы и высокую культуру кода. Короче, настроился, что попробую сюда попасть. Поменял статус в резюме на «В активном поиске», искал вакансии. А на протяжении месяца поисков мне названивал непонятный номер телефона, который был подписан как «Крыша». Подумал, что это как-то связано с криминалом, и просто игнорировал звонки. А затем знакомая HR-специалист рассказала, что до меня уже давно не может дозвониться ее коллега из «Колес».
Азим позиционировал себя как начинающего синьор-разработчика. Его удивил процесс подбора:
— Сначала небольшой колл с HR-менеджером. Потом техническое интервью с руководителем frontend, на нем HR также спрашивала на тему подходов к работе, умению решать проблемы и строить коммуникации с разработчиками. В конце — интервью с CTO и HR-директором. Меня поразил этот уровень заинтересованности, поэтому я согласился на трудоустройство даже с понижением грейда: здесь мне предложили стартовую позицию мидл-1.
Организовать воркшоп ради худи с брендом Kolesa Group
Перемещаемся во второе здание. За каждым из трех этажей закреплен свой цвет. Ковры и стены на первом этаже фиолетового цвета, на втором этаже — зеленого, на третьем — синего. Названия переговорок соответствующие: «Фиолетовое небо», «Зеленая волна», «Зеленоглазое такси», «Синяя борода», «Синий иней». Сделано это для навигации и быстрого понимания между сотрудниками. На стенах команд висят доски почета, где находятся грамоты и благодарности лучшим сотрудникам.
На этаже у дизайнеров — своя атмосфера. На полках стоит коллекция стеклянных бутылок Coca Cola с дизайном разных годов; коллажи и рисунки, созданные командой. Есть отдельный стенд с настольными играми:
— Каждую неделю мы с ребятами собираемся на «ретро», где рисуем, играем, общаемся и говорим о том, что происходило с каждым за последние 7 дней, — рассказывает графический дизайнер Kolesa Group Юлия Дербичева. — Вообще, активностей в «Колесах» хватает: есть компании по интересам типа тенниса, походов в горы или караоке. Есть митапы, на которых собирается почти вся компания, а ещё квизы на разные темы, игра «Что? Где? Когда?», киновечера.
Юлия работала фотографом в Караганде, а потом решила переехать в Алматы. Как увидела в Kolesa Group вакансию бильд-редактора, решила рискнуть и отправила резюме.
— Так я попала в редакцию Kolesa.kz. Готовила обложки для выпусков на YouTube, а также иллюстрации для статей и новостей. Два года назад перешла в команду дизайна, потому что здесь больше коммуникаций с другими отделами и возможностей роста. Теперь работаю c 3D- и 2D-графикой, занимаюсь продуктовыми задачами для всех платформ Kolesa Group, разрабатываю с командой дизайны Kolesa Conf и других мероприятий компании.
А что мотивирует Юлию, как и других сотрудников Kolesа Group, участвовать в митапах и воркшопах? Ведь, по сути, ты тратишь личное время на корпоративную жизнь:
— Нам нравится делиться своим опытом и знаниями, видеть как проекты воплощаются в жизнь — это мотивирует вкладываться больше. Недавно мы проводили митап, где собрали дизайн-комьюнити Алматы, рассказывали о дизайн-мышлении, о дизайне как стиле жизни. До этого был воркшоп по крутым фичам Figma, которые помогают в работе. В качестве бонуса за активности внутри компании дают баллы, которые можно обменять на фирменный мерч Kolesa Group. Собрал баллы за организацию мероприятия, написание статьи, менторство, победу во внутреннем конкурсе — заработал на классную худи с брендом компании. Все это драйвит и стимулирует вливаться в жизнь наших команд.