Можно ли в Казахстане привлечь деньги через ICO? Разбираемся с юристами

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 15.11.2022, 09:19
Изображение сгенерировано нейросетью DALL·E 2 по запросу "How to attract money to a company using ICO, oil painting"

Изображение сгенерировано нейросетью DALL·E 2 по запросу "How to attract money to a company using ICO, oil painting"

На протяжении своей жизни стартапы и компании используют разные источники финансирования: краудфандинг, венчурное инвестирование, банковские кредиты, лизинг, первичное публичное размещение и другие.

Сегодня вместе с юристами из компании WE Legal  рассматриваем регулирование и «подводные камни» ICO (Initial Coin Offering, ICO) — первичного размещения криптовалюты, относительно нового финансового инструмента инвестирования и привлечения цифровых денежных средств, который появился в последние годы. ICO позволяет компаниям привлекать капитал для своих проектов, выпуская цифровые токены в обмен на криптовалюты или фиатные валюты.

Как работает ICO

После принятия решения о проведении ICO компания заранее объявляет дату, правила и процесс покупки новой криптовалюты.

На практике инвесторы в основном покупают новую криптовалюту (токены) с помощью другой криптовалюты, причем двумя самыми распространенными вариантами являются биткоины (BTC) и Ethereum (ETH). Существуют также ICO, которые принимают фиатные деньги.

Процесс покупки обычно включает отправку денег на указанный адрес криптокошелька. Инвесторы предоставляют свой собственный адрес получателя для получения криптовалюты (токенов), которую они покупают.

При этом количество токенов, проданных во время ICO, и цена токена могут быть как фиксированными, так и переменными. Вот примеры того, как это может работать:

  • Фиксированное количество токенов и цена: компания заранее устанавливает оба этих параметра, например, предлагает один миллион токенов по цене 1 доллар за токен.
  • Фиксированное количество токенов и переменная цена: компания продает фиксированное количество токенов и оценивает их в зависимости от суммы полученных средств. Большее финансирование приводит к более высокой цене токена. Если компания продает один миллион токенов и привлекает 2 миллиона долларов, каждый токен будет иметь цену 2 доллара.
  • Переменное количество токенов и фиксированная цена: компания устанавливает фиксированную цену, но не ограничивает количество продаваемых токенов. Например, компания продает токены по 0,50 доллара за штуку до окончания ICO.

Как начать ICO

На самом базовом уровне запуск собственного ICO — это создание токена криптовалюты, установка даты и создание правил продажи токенов.

Однако, самым важным является предоставление достаточной информации о компании или проекте, для которого нужны денежные средства, поскольку именно от успешности проекта будет зависеть доход инвесторов.

Поэтому в индустрии криптовалюты при проведении ICO принято иметь следующие компоненты:

  • Белую книгу с описанием проекта
  • Дорожную карту с краткосрочными и долгосрочными целями
  • Исследование рынка других ICO
  • Сайт
  • Присутствие в социальных сетях
  • Маркетинговую кампанию

Сравнение ICO и IPO

ICO часто сравнивают с IPO — первичным публичным размещением акций. Определенно, схожесть ICO и IPO в том, что оба механизма позволяют компаниям привлекать денежные средства.

Однако основное различие заключается в том, что IPO предполагает продажу ценных бумаг и регулируется гораздо более строгими правилами. Компания, которая хочет провести IPO, должна подать заявление о регистрации в уполномоченный орган страны/биржи и получить одобрение. Заявление о регистрации должно включать проспект, содержащий финансовую отчетность и потенциальные факторы риска.

А ICO — это продажа криптовалюты, а не ценной бумаги. По этой причине у него нет формальных требований, как у IPO. Но если компания попытается обойти требования, проведя ICO для чего-то, что соответствует определению ценной бумаги, она может столкнуться с юридическими проблемами.

Изображение сгенерировано нейросетью DALL·E 2 по запросу «How to attract money to a company with an ICO, digital art drawing»

Изображение сгенерировано нейросетью DALL·E 2 по запросу «How to attract money to a company with an ICO, digital art drawing»

Как регулируется ICO в мире

В мире ICO практически не регулируются. В Соединенных Штатах Америки нет никаких правил, применимых конкретно к ICO. Однако если ICO соответствует классификации предложения ценных бумаг, то оно подпадает под юрисдикцию SEC и регулируется федеральным законодательством о ценных бумагах.

В Европейском союзе Европейское управление по ценным бумагам и рынкам отметило, что:

  • правила выпуска проспекта должны применяться к криптоактивам, предлагаемым населению, в том числе посредством ICO, когда инструменты квалифицируются как переводные ценные бумаги;
  • сфера действия Директивы о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег или финансирования терроризма (AML) должна быть пересмотрена с учетом изменений на рынке, в том числе в отношении обмена криптовалют и финансовых услуг для ICO;
  • директивные органы ЕС должны учитывать необходимость введения соответствующих требований к раскрытию информации о рисках в ICO.

Некоторые страны заняли жесткую позицию и полностью запретили ICO — Китай, Непал, Бангладеш, Македония, Боливия и Эквадор.

На момент публикации в Республике Казахстан ICO еще не признан в качестве инструмента для привлечения капитала. Следовательно, в общей юрисдикции Республики Казахстан, так и в юрисдикции МФЦА отсутствуют правила по регулирования ICO.

Преимущества и недостатки ICO

ICO имеет свои плюсы:

  • высокая потенциальная прибыль — если покупать выпущенную криптовалюту на старте, цены часто ниже, а некоторые ICO предлагают токены со скидкой;
  • доступность ICO для всех — в отличие от некоторых IPO, нет никаких ограничений на то, кто может инвестировать;
  • быстрый и эффективный способ для стартапов собрать средства.

И недостатки:

  • нестабильность криптовалютного проекта, потеря или полное обнуление ценности токена;
  • информационная асимметрия;
  • отсутствие регулирования, что приводит к большему количеству мошенничества и посредственных проектов.

Приведем несколько примеров крупных ICO за последние годы:

  • Ethereum. Многие криптоэнтузиасты были в восторге от Ethereum и его программируемого блокчейна, когда состоялось его ICO в июле 2014 года. В итоге он собрал 18,4 миллиона долларов и стал второй по величине криптовалютой.
  • Cardano (CRYPTO:ADA). Cardano превысило показатели Ethereum и провела еще более успешное ICO. В январе 2017 года проект привлек 62,2 миллиона долларов. В конечном итоге он войдет в пятерку крупнейших криптовалют по рыночной капитализации.
  • Tezos (CRYPTO:XTZ). Tezos привлек 232 миллиона долларов через ICO в июле 2017 года. Однако были многочисленные задержки в распределении токенов, проданных через ICO, что привело к коллективному иску. В 2020 году криптовалюта Tezos достигла мирового соглашения со всеми сторонами в размере 25 миллионов долларов.
  • Dragon Coins (CRYPTO:DRG). Было много неудачных ICO, и Dragon Coins — один из самых громких примеров. В марте 2018 года он привлек 320 миллионов долларов. Однако, ряд споров привел к почти немедленному падению цены и в 2021 году его рыночная капитализация упала ниже 1 миллиона долларов.

Вывод

На основе вышеуказанного следует, что ICO является одним из способов привлечения капитала для компаний путем выпуска собственной криптовалюты (токенов) в обмен на более распространенные криптовалюты (такие как Bitcoin или Ethereum) или даже фиатные валюты.

Основным преимуществом ICO является отсутствие строгих требований при выпуске токенов, которые могли бы быть предъявлены в случае размещения ценных бумаг через IPO. Однако данное преимущество также может стать недостатком, поскольку привлечением капитала могут заниматься мошеннические организации и инвестор не будет иметь эффективных инструментов защиты своих интересов.

В мире еще нет четкого консенсуса по признанию ICO. Западные страны не запрещают деятельность ICO и находятся на стадии разработки соответствующих норм. Ряд азиатских стран напрямую запрещают деятельность ICO, но с оговоркой, что данный запрет является временным. В Республике Казахстан феномен ICO только изучается на основе международного опыта.

В целом, по мнению юристов WE Legal, ICO является привлекательным инструментом для привлечения денежных средств на ранней стадии развития стартапа. Основной аудиторий ICO являются лица, которые имеют сравнительно более высокий уровень риск-аппетита, но при этом желают иметь и более высокий уровень доходности.